Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок проведения налоговой проверки




Процесс проведения налоговых проверок – это регламентированная нормативными правовыми актами о налогах и сборах совокупность всех действий налоговых органов, имеющих целью проверку соблюдения норм законодательства о налогах и сборах, а также возникающие в связи с этой деятельностью правоотношения между налоговыми органами и лицами, участвующими в проверке.[25]

Отметим, что обжалование результатов налоговой проверки в судебном порядке не является стадией собственно процесса налоговой проверки. Следует отметить положительный зарубежный опыт судебного рассмотрения налоговых споров, а также опыт создания специальных судебных инстанций по рассмотрению налоговых споров. Например, в составе Управления федеральной налоговой службы США есть специальное Бюро по рассмотрению жалоб (апелляций) налогоплательщиков на неправильное исчисление налогов и определение налогооблагаемой базы. Данное бюро имеет подразделения на местах и призвано урегулировать споры без судебной процедуры. Такая система позволяет решать вопросы непосредственно на местах, без обращения в вышестоящие инстанции. Кроме того, в США создан Налоговый суд.[26]

НК РФ предусмотрены следующие виды налоговых проверок:

- камеральные;

- выездные;

- встречные. Имеют место тогда, когда при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными (третьими) лицами. В этом случае налоговые органы могут истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора).

Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ).

Место проведения: место нахождения налогового органа.

Проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Кем проводится: уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Сроки проведения: в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Особенности проведения:

- в случае выявления: а) ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, б) несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, - об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок;

- налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено НК РФ. Так, например, п. 6 ст. 88 НК РФ предоставляет налоговым органам право истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы;

- в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки в течение 10 дней после ее окончания.

Рассмотрение материалов проверки и вынесение решения по результатам проводятся в соответствии со ст. 101 НК РФ. Подобные выводы отражены в практике ВАС РФ (Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5[27], Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71[28]), а также Конституционного Суда РФ (Определение от 18.01.2005 № 9-О[29]).

Выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ).

Место проведения: территория (помещение) налогоплательщика; в случае отсутствия у налогоплательщика возможности предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки - место нахождения налогового органа.

Основания проведения: решение руководителя (его заместителя) налогового органа, форма которого разработана и утверждена ФНС РФ.[30]

Кем проводится: уполномоченными должностными лицами налоговых органов.

Сроки проведения:

- по общему правилу не более двух месяцев;

- продлевается до четырех месяцев; в исключительных случаях – до шести месяцев руководителем (его заместителем) ФНС России[31];

- налоговый орган не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

Позиция Конституционного суда по вопросам исчисления сроков выездной проверки заключается в следующем.[32] В установленный двухмесячный срок включаются - с тем, чтобы не допустить излишнего обременения налогоплательщика в связи с необходимостью предоставления проверяющим условий для работы и т.п. - только те периоды, которые напрямую связаны с нахождением проверяющих на территории налогоплательщика, а именно время проведения инвентаризации, осмотра (обследования) территорий и помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, выемки документов и предметов, а также изучения проверяющими документов налогоплательщика непосредственно на его территории. Что касается встречных проверок, а также экспертиз, то время их проведения не должно засчитываться в срок проведения выездной налоговой проверки, если только проверяющие в этот же период не продолжают находиться на территории налогоплательщика. Не засчитывается в него и время, необходимое для оформления результатов проверки. Следовательно, срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика, порядок же календарного исчисления сроков, установленный ст. 6.1 НК РФ, в этих случаях не применяется.

Особенности проведения:

- проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году, в котором вынесено решение о проведении проверки;

- проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам;

- проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки;

- при необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения в установленном порядке;

- при наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в установленном порядке по акту, составленному этими должностными лицами.

Оформление результатов выездной налоговой проверки (ст. 100 НК РФ):

- по окончании проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения;

- не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки [33], подписываемый этими лицами и лицом, в отношении которого проводилась проверка (его представителем). Об отказе подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае уклонения указанных лиц от получения акта налоговой проверки это отражают в акте и направляют его по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.

Действия налогового органа по результатам проверки:

- вынесение решения руководителем (его заместителем) налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки: 1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; 2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения; 3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (например, истребование документов, допрос свидетеля, проведение экспертизы);

- предложение налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции;

- обращение в суд с исковым заявлением о взыскании с налогоплательщика налоговой санкции в случаях: а) отказа от добровольной уплаты суммы налоговой санкции; б) пропуска срока уплаты, указанного в требовании.

Исковое заявление о взыскании соответствующей санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции.

К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

Отметим, что налоговая проверка представляет собой наиболее конфликтную форму налогового контроля, зачастую сопровождаемую злоупотреблениями со стороны проверяющих. В связи с этим каждое процессуальное действие налоговых органов при проведении проверки должно быть четко, без двусмысленностей, урегулировано на законодательном уровне, что будет способствовать правовой защите налогоплательщиков.[34]

Несовершенство налогового законодательства, его абстрактность, противоречия положений ряда статей и повторы в части проведения налогового контроля оставляет широкие возможности для усмотрения налоговых органов. Ограничению усмотрения налоговых органов при осуществлении налогового контроля будет способствовать судебный контроль; материальная ответственность за ущерб, причиненный неправомерными действиями; совершенствование норм, регулирующих процедуры налогового контроля.[35]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.