Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитательное воздействие театра

Театр был массовой школой для взрослых.

Для греков театральные представления были важнейшим пространством коммуникации, существенным элементом жизни полиса. Там собирались все граждане, ставились на кон огромные суммы.

 

Платон писал о более чем тридцати тысячах зрителей в театре Диониса в Афинах. Приходившая в театр толпа – были люди разного происхождения. Цена – два обола – являлась весьма сходной. Перикл даже учредил особый фонд, из которого государство оплачивало места самым обездоленным гражданам. Греческие празднества были не просто театральными представлениями. Их ждали, к ним готовились заранее.

Перед празднеством статую Диониса, обычно находившуюся внутри театральной ограды, переносили в небольшой храм за чертой города. Потом ее в свете факелов торжественно возвращали в театр, что символизировало вхождение в Афины бога и его культа. То же празднество открывалось шествием с песнями и сатировскими танцами; там можно было видеть девушек с корзинами, полными подношений; участники процессии несли огромные фаллосы, символизировавшие оплодотворяющие дары Диониса; непосредственно перед самими пьесами проводились жертвоприношения. Посреди игровой площадки находился алтарь Диониса, почетнейшее место в «зрительном зале» принадлежало жрецу Диониса.

Театральные представления являлись не только религиозными, но и гражданскими праздниками. Во время их проведения замирала торговля, закрывались суды, короче говоря, вся деятельность полиса сосредоточивалась в театре, и зрелище могли посетить все.

Перед спектаклем провозглашали здравицы гражданам и иностранцам, оказавшим услуги полису. Сыновья тех, кто пал за Афины, красовались вооружением, данным им государством, а затем занимали в театре предназначенные им почетные места.

Кроме того, посредством Великих Дионисий Афины демонстрировали прочим полисам свое могущество: перед собственно театральными представлениями каждый зависимый от Афин полис должен был вынести прямо на сцену наложенную, на него дань.

Отчасти популярность полисного праздника объясняется тем, что это был не только ритуал. Это было общее дело. От всех граждан требовалось активное участие в его оценке. Театральные представления проходили в форме состязания, где судьи, отобранные из числа простых граждан, по жребию, должны были определить лучшие пьесы. Полис ставили в известность обо всех приготовлениях. После церемонии закрытия проводилось еще одно мероприятие, демонстрирующее, что в празднествах принимала участие вся гражданская община: все зрители собирались в театре, но уже на внеочередное Народное собрание (экклесию), рассматривавшее, как прошло празднество. Там обсуждали устроительскую деятельность архонта, которого могли похвалить, а могли и поругать, заслушивали жалобы на плохую организацию или даже на применение насилия в ходе состязаний..

... Сами древние, пытаясь определить жанр трагедии, никогда не упускали из виду двух черт – обобщенности и воспитательной силы. Непосредственно связано с воспитательным воздействием греческой трагедии и то ее свойство, которое Аристотель называл „катарсисом“, т. е. очищением. Аристотель писал: «трагедия посредством сострадания и страха совершает очищение подобных страстей» [5, Поэтика, глава 6]. Свою трактовку аристотелевского катарсиса дал Л.С. Выготский. Психолог Т.Ф. Флоренская, приводя текст Л.С. Выготского, так комментирует его:

«никакой другой термин из употребляющихся до сих пор в психологии не выражает с такой полнотой и ясностью того центрального для эстетической реакции факта, что мучительные и неприятные аффекты подвергаются некоторому разряду, уничтожению, превращаются в противоположные и что эстетическая реакция как таковая сводится к такому катарсису, то есть к сложному превращению чувств».

Именно воспитание граждан лежало в основе театрального представления, которое было одновременно и важнейшим событием жизни полиса и религиозным праздником.

В Греции представления были очень долгими, – от зари до захода солнца, – пьесы игрались на открытом воздухе, и не было контраста между освещенной сценой и затемненным залом, придающего современным спектаклям определенную торжественность. Ввиду продолжительности представлений публика должна была подкреплять свои силы. Некоторые возвращались поесть домой, и от этого в театре должно было наблюдаться постоянное хождение взад и вперед; другие приносили питье и провизию с собой и не стеснялись шумно поглощать пищу, если пьеса им не нравилась.

«Реакция на собственно спектакль также могла быть достаточно бурной: аудитория без зазрения совести свистела и аплодировала, публика живо участвовала в зрелище и реагировала на него куда более непосредственно, чем в наши дни. Геродот, первый историк, заговоривший об эмоциональном воздействии театра, повествует, что во время представления «Взятия Милета» Фриниха, зрители так рыдали, что пьеса была впредь запрещена. В тексте, от которого до нас дошло только название, рассказывалось о современном событии – завоевании персами Милета, греческого города в Малой Азии. Ксенофонт, со своей стороны, вкладывает в уста одного из персонажей «Пира» слова о том, что знаменитый актер Каллипид мог заставить толпу зрителей обливаться слезами. Что же касается анонимного позднего автора жизнеописания Эсхила, он рассказывает, что во время представления «Эвменид» зрители так перепугались при виде Эриний, богинь мщения, что дети падали в обморок, а у женщин случались выкидыши. Если последнее свидетельство и не следует понимать буквально, из него следует, что зрители в театре реагировали живо. И зритель – рядовой, повседневный, – был способен все понять и все оценить, был чуток к нюансам, самым тонким и сложным, к намекам, самым отдаленным. Едва ли еще какой-нибудь театр – где бы то ни было, когда бы то ни было – мог бы похвастаться такой аудиторией [11, с. 71)].

После упадка Афин (с IV в. до н. э.) театр не потерял своего значения. Однако если о комедиях еще можно составить представление благодаря сохранившимся пьесам Менандра, то трагедии были утрачены полностью....

Наибольший успех у публики имели комедии нравов (Менандр), где обсуждались бытовые проблемы, повседневные заботы (коварный соблазнитель, хвастливый воин).Театр приближался к быту и не предлагал идеала для подражания, не заставлял размышлять над судьбоносными проблемами, а развлекал, высмеивая обыденные, будничные дела. В изобразительном искусстве, с одной стороны, стремление к монументальности, с другой, передача индивидуальных черт, скульптурные портреты, повышенное внимание к бытовым деталям.

Присутствие на театральных представлениях было сильнейшим фактором, воздействующим на формирование гражданственности, на нравственные, эстетические и религиозные чувства.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эсхил (525–456 гг. до н. э.) –первый трагик | Софисты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.