Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Софисты

Ораторское искусство как фактор воспитания. Софисты

Почему Слово оказалось так значимо в европейской культуре и в чем отличие публичного слова Античности от Библейского сакрального Слова? Приведем отрывок из работы Г. С. Кнабе: «Если главное в человеке – то, что его объединяет с согражданами, его общественная личность, а не его неповторимая индивидуальность, то и для самовыражения он ищет не особые, неповторимые, только его слова, а стремится выразить себя в соответствии с более или менее общими правилами.

Своего способа самовыражения, а тем самым и своего подлинного самосознающего бытия человеческая индивидуальность здесь не достигает» [9, с. 178]. На всем протяжении античности ораторская деятельность была самая востребованная, что отчасти было связано с ролью устного слова, как особого способа самовыражения в связи с социально психологической атмосферой эпохи, а также объяснялось особенностями политической и гражданской жизни (народное собрание, армия, суд и т. п.), где решение многих вопросов зависело от убеждающей силы оратора. Существовал особый вид деятельности у ораторов, создание речи для клиента на заказ с передачей особенностей характера (этопия). В этом жанре особенно прославился оратор Лисий. Например, получила известность его речь, написанная как бы от лица заурядного афинского гражданина – «простая душа»: «Когда меня ожидало участие в …боях, – заявляет он, – я никогда не жалел жену или детей, не плакал, не вспоминал о них, не видел ничего ужасного в том, что, окончив жизнь в сражении за отечество, оставлю их сиротами. Мне казалось гораздо более страшным, если я позорно спасу свою жизнь и через это покрою срамом и себя, и их» [12, с. 65]. Понятно, что такие речи оказывали сильное воспитательное воздействие в эпоху, не знавшую ни газет, ни радио… Огромное значение имели речи в Народном собрании, в суде, перед войсками. Особой популярностью пользовались речи Перикла.

Говоря об ораторском искусстве, как отражении публичного характера полисной культуры, необходимо рассмотреть деятельность софистов. Их появление относится ко второй половине V в. до нашей эры. Сам термин произошел от имени богини мудрости Софии. Софисты – любители мудрости, были странствующие философы, обычно не граждане Афин, представители других полисов. Некоторые были послами других государств, или как, например, Протагор были гостями Перикла.

Софисты учили риторике, искусству спора – эристике, обсуждали вопросы философии, политики, права.

Софисты знаменовали новую ступень в развитии философии, образования, представлений об образованном человеке.

Их появление было вызвано изменениями в политической и культурной жизни Афин:

− Быстрое развитие землевладения и расслоение свободного населения, заставило задуматься о человеке.

− Происходило разрушение коллективистских норм жизни полиса, постепенно складывалось индивидуалистическое отношение к жизни, возросла инициатива отдельного человека- предприимчивого, деятельного, образованного, сильного в знании законов и судебных тонкостей.

− Складывалось критическое отношение к сложившимся традициям.

Появилась практическая необходимость во владении ораторским искусством для участия в судебных процессах и выступлениях в народном собрании. Ответом на все эти потребности была деятельность софистов, которые создали что-то вроде платной высшей школы.

Не было постоянных помещений. Платон так рассказывает о Протагоре: «Когда мы зашли в дом Каллия, застали Протагора, прохаживающегося в Портике в сопровождении многих учеников и почитателей, прежде всего афинян, а также чужеземцев из тех, что Протагор уводит за собой из каждого города, через который он проходит» [18, 418].

Иногда софисты произносили речи для образца, и ученики выучивали ее, иногда устраивали диспуты.

Софистика стремилась изучить механизмы логической, убедительной речи. При чем, содержание речи, моральные установки ораторов не были важны. Человек мог пользоваться приемами софистов (софизмами) в любых целях, не взирая на мораль. Именно это обстоятельство вызывало осуждение софистов Сократом и Платоном. Ораторское искусство – искусство произносить речи. Эристика – умение задавать вопросы и искусство вести прения. Софисты умели подчинить волю слушателя. Каждый софист разрабатывал свою «технологию» речи:

Протагор пленял

− обращением к общепринятым воззрениям и привычкам,

− примерами и выдержками из поэтов,

− особенными грамматическими образованиями слов.

Горгий очаровывал

− противопоставлениями,

− иронией,

− переходом от насмешливого тона к серьезному.

Многих возмущала принципиальная несерьезность софистов. Убедив слушателей в одном, софист тут же брался убедить его в обратном.

Многие политические деятели Афин были учениками софистов. Сократ был учеником софиста Продика, который в отличие от своих товарищей придавал большое значение моральным принципам, занимался изучением многообразия смысловых значений слов.

 

 

В эллинистической Греции из трех разновидностей риторической прозы некоторое значение сохраняет только одна — парадное, или, красноречие, подвизающееся в основ ном у подножья тронов. Процветает и школьная риторика, со времен Исократа ставшая основой всей системы античного образования

. Именно в школах распространяются так называемые декламации, распадающиеся на вымышленные политические речи, (например: "Оратор убеждает афинян уничтожить свои трофеи над персами) и на мнимо судебные речи по вымышленным делам.

Изменился эстетический идеал красноречия. Политическая речь стремится прежде всего убедить слушателя, торжественная речь — понравиться слушателю.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Воспитательное воздействие театра | Обучение в школах
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.