Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные методики изучения индивида в ОП

С начала 1940-х годов начинают активно развиваться различные модели управления персоналом. На начальных этапах развития этих моделей преобладал технократический подход и основное внимание уделялось методам повышения производительности труда. С 1970-х годовстал преобладатьгуманистический подход (социально ориентированный),усилилось внимание к личности каждого сотрудника и условиям для проявления его творческих способностей, что явилось предпосылкой изучения потребностей, интересов сотрудников и причин его поведения в организации. Как научная дисциплина Организационное поведение сформировалось только к1970-м годам.

Ученые, которые оказали большое влияние на развитие науки Организационное поведение:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Организационное поведение - _________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Организационное поведение - прикладная наука, поскольку применяет на практике полученное знание относительно поведения отдельных социальных объектов для совершенствования их совместной работы по достижению целей организации. Организационное поведение как прикладная наука ищет ответы на практические вопросы.

Организационное поведение – вероятностная наука, так как рассматривает проблемы в соотношении друг с другом, не выдвигает единственно верного и конкретного предложения или решения. Таким образом, организационное поведение имеет вероятностный характер.

Объект – ____________________________________________________________________________

Субъект – ___________________________________________________________________________

Предмет исследования ОП - ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Организационное поведение как наука базируется на научных выводах и достижениях ряда других наук. Свой вклад в формирование организационного поведения внесли такие "поведенческие" дисциплины как психология, социология, социальная психология, антропология, политология.

(См дополнительный материал к Теме 1 и 2)

 

Тема 3. «Индивидуальные характеристики индивида»

Организационное поведение как наука изучает два направления: поведение отдельных индивидов и поведение индивидов в группе. Для того, чтобы понять причины поведения индивида, а также прогнозировать это поведение в дальнейшем, необходимо изучить характеристики индивида, влияющие на это поведение. В науке ОП при изучении индивида основной акцент делается на четырех основных категориях характеристик индивида:

1. ________________________________________________

2. ________________________________________________

3. ________________________________________________

4. ________________________________________________

 

Классические и современные подходы к изучению индивидуальных характеристик личности

1. Классические теории личности, представляющие интерес для ОП:

1. Психоаналитическая теория. Имеющая в качестве основы работы Зигмунда Фрейда и Карла Юнга, подчеркивающиая важность подсознания как компонента личности.

Соционика. Создана в начале 1970-х годов Аушрой Аугустинавичюте на базе работ К.Юнга. «Cоционика» - социон (от лат. socium — общество).

2. Теория характерных черт. Гордон Олпорт и Раймонд Кеттел. В теории упор делается на ценности, способности и темперамент в описании личности.

3. Гуманистическая теория. Абрахам Маслоу и Карл Роджерс. Основной акцент делает на самосознание личности (чем самосознание выше, тем человек более приближен к идеальному сотруднику).

4. Теория социального обучения. Альберт Бандура. При объяснении поведения людей в организации учитывает опыт индивида в группе, анализирует характер взаимоотношений индивида с другими членами группы. И на этой базе составляет личностный портрет индивида. (См дополнительный материал по теориям личности).

1. Психологические методы (собеседование с психологом, психологические тесты, в т.ч. компьютерные методики тестирования. Г лавной целью психологических методов оценки является получение информации о скрытых характеристиках человека, существенно влияющих на его поведение в организации, но с трудом поддающихся непосредственному наблюдению (уровень интеллекта, особенности самооценки и мотивационный сферы, психологические особенности, степень стрессоустойчивости).

Основные виды психологических тестовых методик: 1. тесты способностей; 2. когнитивные тесты; 3. мотивационные тесты; 3. проективные тесты; 4. психологические (личностные, тесты особенностей характера); 5. имитационные тесты (моделирующие реальные условия работы); 6. тесты на психологические состояния; 7. профориентационные тесты.

Тесты на интеллект (тесты способностей). Интеллектуальный уровень человека в количественных показателях стали оценивать в 1912 году. Немецкий ученый, психолог Вильям Штерн ввел понятие «коэффициент интеллекта», или IQ. Самый популярный сегодня тест на интеллект – тест английского психолога Ганса Айзенка (1916 – 1997 гг.).

Цветовой тест Макса Люшера ( проективная методика) используется для проверки эмоционального состояния соискателя, стрессоустойчивости, самооценки, конфликтности, уровня работоспособности. Чтобы получить хороший результат теста Люшера, необходимо запомнить порядок выбора цветов. Идеальный порядок - красный, желтый, зеленый, фиолетовый, синий, коричневый, серый, черный.

2. Социологические методы оценки индивида. Описание личностных характеристик в зависимости от принадлежности к социологическим группам (возраст, пол, статус, этническая принадлежность и т.д.). Анкеты характеристики, резюме.

3. Практические методы (методы наблюдения за поведением, ролевые игры, Асессмент-центры) и т.д. Изучение навыков, моделей поведения, психологических характеристик методом практического наблюдения. Ассессмент-центр (assessment center, Центр оценки и др.) - универсальный метод комплексной оценки профессиональных и психологических качеств, основанный на моделировании деятельности оцениваемого кандидата (сотрудника). Одним из основателей методики ассессмент-центр для коммерческих компаний является У. Байэм, под руководством которого уже более тридцати лет работает Международный Конгресс метода ассессмент-центра.

4. «Спорные» (сомнительные) методики, достоверность которых вызывает сомнение: физиогномика, графология, астрология, оценка по имени-отчеству, оценка индивидуальных характеристик по группе крови; изучение личности через геном человека (генетика делит людей на психологические фенотипы), астрология, экстрасенсорика и т.п. Данные методики целесообразно использовать только как дополнение к основным методам оценки личности.

 

Изучение индивидуальных характеристик по группе крови, как спорная методика. Японский доктор Тошитака Номи в 1971 году опубликовал книгу «Ты – это твоя группа крови». Сегодня данная методика популярна в Японии как при выборе сотрудников, так и спутников жизни.

1 – Охотник: целеустремленные, самостоятельные, уверенные в себе. Им свойственны качества лидера, оптимизм и нацеленность на успех. Ревнивы, амбициозны. Сильное здоровье. Самая старейшая в мире группа крови и самая распространенная – 50% населения Земли. Больше всего людей с данной группой крови проживают в Африке.

2 – Земледелец: более приспособлены к жизни в обществе, обладают хорошим умом и смекалкой, что помогает им быть хорошими друзьями и товарищами. Крайне усидчивые, трудолюбивые, добросовестные. 25% населения земли (больше всего распространена на Среднем Востоке, Азии).

3 – Кочевник: терпимы, уравновешены, тактичны, рассудительны, менее склонны к вызывающему поведению, к конфликтам, способны понять отличающуюся точку зрения, умеют сочувствовать, сопереживать. Высокий интеллект. Мнительны, эмоциаональны. Зародилась в Гималаях, Индии. 20% населения Земли.

4 – Загадка: четвертая группа крови появилась при слиянии второй и третьей, поэтому носителям этой группы свойственны черты как «кочевников», так и «земледельцев». Обладатели AB группы - личности одухотворенные, многогранные, творческие, артистичные, харизматичные. Самая молодая группа крови на планете (появилась лишь 1,5 тыс. лет тому назад. Восточная и Центральная Европа. 5% людей Земли.)

- Лишь 9 % от всего населения США имеют третью группу крови. 40 % из них – миллионеры, люди, добившиеся успеха. - В Китае – 3 группа самая распространенная (до 70% населения). - Европа – 2 группа самая распространенная. - В России – 2 группа крови.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Задачи для самостоятельного решения и контроля знаний | Показатели оценки ликвидности банка и методика их расчета
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.