Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, определяющие силу и стойкость семейного воспитания

Вопрос: Роль семьи в воспитании детей. Условия правильного воспитания в семье.

Тема 9: Семейное воспитание

Вопросы:

1. Роль семьи в воспитании детей. Условия правильного воспитания в семье.

2. Формы и содержание работы дошкольного учреждения с семьей.

3. Коррекционная направленность семейного воспитания дошкольников с ТНР

 

 

Исторически сложились 2 ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное, каждая из которых обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.

Семья – та среда, куда ребенок попадает с момента рождения, она первая формирует тело, душу, разум, волю ребенка.

 

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа). Одни педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали приоритет общественным учреждениям. Так, Я.А. Коменский подчеркивал важность материнской школы. То есть первостепенное значение имеют те знания, которые ребенок получил из рук и уст матери. Уроки матери – без перемен и расписания, без выходных и каникул. Таких же взглядов на семью придерживался и другой великий педагог – И.Г. Песталоцци.

Была и противоположная точка зрения – о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет. Начиная с деятельности социалистов-утопистов (Р. Оуэн до советского периода, когда семья рассматривалась как ячейка общества).

В современной науке приоритет отдается семье в воспитании ребенка. Сила и действенность семейного воспитания несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе. (Проблема детей новых русских).

 

Исследователи (Т.А. Маркова) выделяют ряд факторов, которые определяют силу и стойкостьсемейного воспитания.

1. Воспитание в семье отличается глубокимэмоциональным, интимным характером. В основе семейного воспитания лежит родительская любовь к детям и ответные чувства детей к родителям. Семья дает ребенку чувство защищенности от неизвестности, опасностей окружающего мира (в маминых объятиях можно укрыться от всех страхов). Домашнее тепло – одно из условий счастливого детства.

2. Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день. (А это постоянство очень важно для формирования нервной системы ребенка).

3. Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную). В детском саду дети участвуют в труде от случая к случаю, не всегда понимают его необходимость для окружающих людей. В семье картина совсем другая. Уже у ребенка 1,5 – 2 лет могут быть постоянные обязанности: вечером уложить игрушки «спать», подать дедушке газету. С 3-4 лет ребенку поручают поливку комнатных растений, он помогает взрослым в сервировке стола, в уборке.

4. Именно в семье ребенка овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми.

Выражение «Дети - зеркало семьи» справедливо: ребенок ориентируется на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. (Родители всячески стимулируют и поощряют такие поступки, действия, способы поведения, которые отвечают их представлениям о том, что такое хорошо и что плохо. Например: «воинственный» папа в дальнейшем будет часто получать жалобы от учителей «ребенок дрался на перемене» (он учил его «давать сдачу»).

Выделяют целый ряд классификаций типов семей:

1. Патриархальная – характерно авторитарное воспитание, молодое поколение приучается на себя не надеяться, собственная инициатива не развивается, ребенок надеется на родителей. Дети малоинициативные, неэнергичны, неспособны отстаивать себя.

2. Неустойчивая – приучает детей не надеяться на свои силы человек – приспособленец в жизни. Дети пассивны, безынициативны и неустойчивы в поведении.

3. Индивидуалистическая – дети приучаются надеяться только на себя, к себе относятся как по взрослому, знают свои права и обязанности. Дети самостоятельны, энергичны.

Возможно и другое деление:

1. Благоприятная семья может быть:

· Имеющие педагогическое образования

· Позитивно настроенные семьи, но не имеют педагогических знаний

· Формально-благополучные семьи (на людях – идиллия, а в быту неурядицы).

2. Неблагополучные (дают большой % трудных детей):

· Конфликты (педагогически несостоятельные)

· Аморальные

3. Неполная семья (недостаток общения с одним из родителей, нет хорошей психологической атмосферы).

Воспитательное воздействие семьи на детей оказывается наиболее эффективным при наличии определенных условий:

1. осознание родителями ответственности за воспитание детей. А.С. Макаренко: «воспитание детей самая важная область нашей жизни. Правильное воспитание – наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы».

2. наличие педагогических знаний. Чтобы правильно воспитать ребенка, надо его хорошо знать и понимать. Родителям необходимо иметь запас элементарных знаний в области дошкольной психологии, педагогики.

3. правильная организация семейной жизни: равноправие супругов, доброжелательный тон, правильное отношение к ребенку, единство требований.

4. авторитет и личный пример родителей.

 

 

2 вопрос: Формы и содержание работы дошкольного учреждения с семьей.

 

В работе дошкольного учреждения с семьей выделяют два направления:

1. Индивидуальная – строится на дифференцированном подходе к разным типам семей и членам семей. Воспитателю важно иметь общее представление о семье. Очень важен авторитет педагога: чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к их ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Конечно, такое доверие само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку. Наряду с индивидуальными беседами, консультациями, применяется такая форма сотрудничества – посещение семьи (выяснение условий воспитания, установление контакта и взаимопонимания с родителями, изучение атмосферы семьи и т.д.) но это не должно быть формальным. Необходимо заранее согласовать с родителями время посещения, определить цель визита.

2. работа с коллективом родителей - это могут быть:

· групповые консультации – если часть родителей нуждается в консультации по различным вопросам (могут быть плановые и внеплановые, эпизодические и регулярные).

· собрание - это основная форма. На собрании знакомят с целями, задачами воспитательной работы в саду и семье. Заслушиваются сообщения родителей. Приглашаются специалисты (врач, логопед). Могут приглашать юриста, детского психолога, писателя. Обычно проводятся 1 раз в квартал: октябрь, май. На первом собрании – необходимость соблюдения целей и задач воспитания дома и в саду. Подробно рассказать родителям о детях, их трудностях, их особенностях (негативное отношение к себе или семье, фиксация на своем речевом дефекте). При этом важно тактично обсуждать семейные вопросы. Проводятся тематические собрания (по готовности детей к школе, по речевому развитию). На итоговом собрании – характеризуют всех детей в личностном, речевом плане. Даются рекомендации на будущее. Общие собрания родителей - выносятся общие, совместные темы: медицинские, хозяйственные вопросы.

· Кроме собраний могут проводиться родительские конференции. Их цель – обмен передовым семейным опытом. Создание ассоциаций детей-инвалидов.

Работа по семейному воспитанию должна вестись целенаправленно, планомерно, систематически. Родители посещают детский сад в дни открытых дверей, когда они могут поприсутствовать на занятиях, а также утром приводя ребенка (воспитатель должен узнать о его самочувствии, настроении), и вечером (можно тактично высказать замечания о внешнем виде или поведении ребенка).

Кроме того, широко применяются:

1. памятки для родителей (распорядок работы сада, рекомендации по одежде детей, режим дня дома, питание).

2. семейные бюллетени. 1 страница – объявления, информация; 2 страница – консультации, задания, советы, сообщения.

3. уголок для родителей – материал по работе с детьми, оформляется на стенде. Содержание соответствует программе (для домашней работы «Разучите с детьми»).

4. тематические выставки – позволяют приблизить родителей к вопросам теории и практики воспитания (демонстрация материала, освещение педагогических проблем; использование художественной литературы в организации домашнего чтения). Это может быть итогом или подготовкой к собранию.

В детском саду для детей с речевыми нарушениями: на первом собрании логопед дает характеристику речевого и общего психического развития каждого ребенка. Намечают пути работы, знакомят с ее организацией. Нацеливают родителей на сотрудничество (домашние задания), на посещение консультаций и т.д., на активное посещение занятий, режимных моментов. Рекомендуют, как построить отношения с ребенком, чтобы не спровоцировать обострение негативизма.

В течение года воспитателями и логопедами проводятся тематические консультации (как развивать фонематический слух ребенка; как работать над усвоением цвета, геометрических форм и т.д.). родители посещают открытые занятия: по формированию игровой деятельности, по проведению режимных моментов, по организации прогулки (как знакомить с окружающими).

В настоящее время, наряду с традиционными формами сотрудничества детского сада и семьи, важен вопрос о том, чтобы сделать дошкольное учреждение открытым различным влияниям, которые могли бы обогатить образовательный процесс. Прежде всего, надо «открыть» детский сад для родителей и других членов семьи, раздвинуть рамки традиционных контактов (на собраниях, праздниках, субботниках). Родители и другие члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в детском саду.

Например, Сережина бабушка - художница, она с удовольствием приходит в детский сад, показывает детям свои произведения, учит нетрадиционной технике рисования.

А как-то пришел Анин дедушка и собрал из мальчиков бригаду для ремонта игрушек. Заказы посыпались и из других групп.

Мало того, что в такой деятельности дети узнают, учатся чему-то новому, важно с каким уважением, любовью и благодарностью дети смотрят на своих пап, мам, бабушек, которые так много знают, так интересно говорят об этом!

В развитых странах работают центры, где родители могут получить консультацию и помощь в вопросах воспитания.

Ответственность за воспитание и образование несет семья (Закон РБ об образовании). Детский сад должен использовать все подходы к сотрудничеству с родителями. Семейное воспитание – актуальная проблема современной педагогики и психологии. Необходимы психологические службы, нужно не просто педагогическое просвещение родителей, а его дифференциация для разных категорий семей (полная, неполная, опекунская, детский дом семейного типа). Необходимы центры семьи которые помогали бы укрепить морально-психологическое и физическое здоровье семьи.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кристаллооптика | Вопрос: Коррекционная направленность семейного воспитания дошкольников с ТНР
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.