КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Источники формирования имущества предприятия. Заемные источники средств. Система промежуточных филаментов
Система промежуточных филаментов - фибриллы диаметром около 10 нм. Расположены всегда в специальных клетках эукариот. Свойства: 1. гетерогенны по белковому составу; 2. тканевая специфичность; 3. общность происхождения; 4. общность строения; 5. способность к полимерности.
Классификация: I по типам тканей 1. кератины (эпителиальная ткань); 2. виментины (ткани мезенхимного происхождения); 3. десмины (мышечная ткань); 4. белки нервных клеток; 5. промежуточные белки глиальных клеток. II по аминокислотной последовательности 1. эпителиальные кератины: а) – кислые (15); б) – нейтральные и основные (15 разновидностей). 2. белки промежуточных филаментов третьего типа (виментин, десмин, глиальный кислый белок, М = 50 кДж); 3. нейрофиламенты.
Строение: 1) – центральный домен 2) – концевые участки Цепь аминокислотной последовательности одинаковы – консервативный Участки – минеры.
Функции: 1. образует каркас клеток; 2. обеспечивает интеграцию всех систем опорно-сократимого аппарата гиалоплазмы. Заемные источники средств (обязательства) в распоряжение организации поступают на некоторый фиксированный срок, по истечении которого эти средства должны быть возвращены с определенным процентом или без него их собственнику. Они относятся к внешним источникам ресурсов предприятия. К заемным средствам относятся займы (в том числе в виде облигаций, векселей), кредиты, кредиторская задолженность, обязательства по распределению валового внутреннего продукта. Обязательства бывают краткосрочными и долгосрочными. К краткосрочным обязательствам (сроком погашения не более 12 месяцев) относятся: • краткосрочные ссуды, займы, полученные от физических и юридических лиц; • краткосрочные кредиты банков; • кредиторская задолженность поставщикам за товарно-материальные ценности, работникам по оплате труда, финансовым органам и фондам социального страхования и обеспечения по налогам, взносам и сборам, другим юридическим и физическим лицам. В составе долгосрочных обязательств (сроком погашения более 12 месяцев) отражаются: • долгосрочные выданные кредиторам векселя (например, поставщикам за полученные материально-производственные запасы); • долгосрочные кредиты банков; • прочие долгосрочные займы физических и юридических лиц. Займы — долги организации другим предприятиям. К займам относятся как выпущенные организацией облигации, так и выпущенные и проданные предприятием акции трудового коллектива. Займы также могут быть краткосрочными и долгосрочными. Кредиты банка — суммы полученных банковских ссуд — краткосрочных и долгосрочных кредитов. Краткосрочные кредиты (на срок не более 12 месяцев) банк предоставляет организации на выплату заработной платы сотрудникам, оплату оборотных средств. Долгосрочные кредиты (сроком более одного года) используются организациями на финансирование вложений во внеоборотные активы — приобретение основных средств, нематериальных активов и т. п. Кредиторская задолженность — задолженность, возникающая вследствие временного несовпадения между моментами получения материально-производственных запасов (работ, услуг) и их оплатой поставщикам за полученные товары, оказанные услуги, по выданным за них контрагентам векселям, по полученным авансам. Кредиторами могут являться различные физические и юридические лица, перед которыми предприятие имеет долги (обязательства), которые подлежат выплате (погашению). Обязательства по распределению валового внутреннего продукта — это задолженность организации своим рабочим и служащим по начисленной, но не выплаченной заработной плате, которая возникает в результате несовпадения во времени моментов ее начисления и выплаты. К подобным обязательствам относятся также долги бюджету по начисленным, но не оплаченным налогам и органам социального страхования и обеспечения по соответствующим начислениям.
2.4. Метод бухгалтерского учета
Рассмотренная классификация средств и источников их формирования лежит в основе составления бухгалтерского баланса. Метод бухгалтерского учета — совокупность способов и приемов, позволяющих осуществлять контрольные функции, функции анализа и управления хозяйственной деятельностью предприятия. Посредством определенных способов учитывают кругооборот средств организации, познается предмет (т. е. объекты) бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета дает возможность познать явления в изменении и взаимосвязи, а также с учетом их взаимодействия. Он зависит от изучаемого предмета учета, от поставленных задач перед учетом и требований, предъявляемых к нему, а также объектов, подвергаемых контролю. Таким образом, содержание метода бухгалтерского учета непосредственно вытекает из особенностей бухгалтерского учета и его сущности. Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: • документация; • инвентаризация; • счета и двойная запись; • баланс и отчетность; • оценка и калькуляция. Документация используется для организации сплошного и непрерывного учета оборота средств предприятия, источников ихформирования и операций с ними. При помощи документации осуществляется первичное наблюдение и учетное отражение хозяйственных операций, закрепляется ответственность работника за полученные ценности. Сразу по совершении операции для ее отражения в бухгалтерском учете должен быть составлен первичный документ, в котором даются описание совершенных операций и их точное количественное выражение и денежная оценка. Первичный документ должен обязательно содержать следующие реквизиты: наименование предприятия, наименование документа, его номер, дату, краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное и денежное выражение, подписи лиц, ответственных за данную хозяйственную операцию. Правильность приводимых в документах сведений заверяется подписью лиц, ответственных за совершенные операции. Первоочередные требования к документам — своевременность составления, полнота и достоверность информации, обеспечивающие возможность предварительного и текущего контроля за хозяйственной деятельностью предприятия и активного воздействия на результаты его работы. В регистрах бухгалтерского учета все записи должны быть сделаны на основании проверенных на правильность и законность операций документов. Также данная тема раскрыта далее. Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета через проверку позволяет определить фактическое наличие материальных ценностей, основных и денежных средств. Инвентаризация проводится путем описания, подсчета, взаимной сверки, взвешивания, оценки выявленных средств и сравнения данных бухгалтерского учета с полученными данными. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности, допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации контролируется сохранность собственности предприятия, проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета, соответствие их фактическому наличию имущества и обязательств. Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций, являются способом вторичной регистрации средств и операций с ними. Для наблюдения и контроля за множеством совершаемых операций объекты учета необходимо группировать по экономически однородным признакам. Такую систематизацию осуществляют с помощью счетов бухгалтерского учета. На счетах операции фиксируются в денежном измерителе, а при необходимости используются натуральные и трудовые измерители. Все изменения, происходящие со средствами, представляют собой либо их уменьшение, либо увеличение. С целью отдельного учета данных процессов бухгалтерские счета разделены на две части — дебет и кредит. По дебету отражается увеличение средств и уменьшение их источников, по кредиту — уменьшение средств и увеличение их источников. Двойная запись — способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, она обеспечивает возможность контроля за правильностью отражения операций. Хозяйственные операции отражаются на счетах с помощью двойной записи, показывающей взаимную связь объектов учета. Благодаря двойной записи каждая операция отражается в одной сумме не менее чем на двух счетах: по дебету одного счета и по кредиту другого. Двойная запись позволяет понять внутреннюю связь явлений, экономический смысл, содержание каждой операции. Двойное отражение хозяйственных операций на счетах является необходимостью, обусловленной переходом средств и их источников из одного состояния в другое, а также сменой форм стоимости в процессе кругооборота средств. Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета называется корреспонденцией счетов, а счета — корреспондирующимися. Бухгалтерский баланс представляет собой систему показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия, состояние его средств и источников на определенную дату в единой денежной оценке. Баланс — это способ их обобщения и группировки. Он является основной отчетной формой, которая характеризует размер имущества и финансовое состояние предприятия. Информация в балансе сгруппирована по разделам, которые, в свою очередь, состоят из статей. Дебетовые остатки счетов находят отражение в левой части (активе) баланса, кредитовые — в правой части (пассиве) баланса. Сумма всех статей актива баланса (информация о хозяйственных средствах) находится в соответствии с суммой всех статей пассива баланса (информация об источниках хозяйственных средств). Данные баланса используются для контроля за наличием и структурой хозяйственных средств и их источников, анализа финансового состояния предприятия, его платежеспособности, размещения средств, степени изношенности основных средств и пр. Бухгалтерская отчетность представляет собой систему обобщающих технико-экономических показателей. Она предназначена намного шире освещать деятельность предприятия и поэтому, кроме баланса, включает в свой состав ряд таблиц и сведений о движении средств, фондов, о структуре доходов, себестоимости, налогах и платежах и пр. Входящие в ее состав показатели должны в большей степени удовлетворять требованиям обеспечения информацией для осуществления управления, анализа и контроля за хозяйственной деятельностью предприятия и создания базы для последующего планирования его деятельности. Оценка необходима для получения обобщающих показателей о различных средствах, их источниках, операциях с ними. Осуществляется оценка в денежном выражении. Оценка хозяйственных средств базируется на их фактической себестоимости, чем и достигается реальность оценки. Основные принципы оценки устанавливаются правительством (например, основные средства и нематериальные активы оцениваются по первоначальной стоимости с включением в нее расходов по доставке, доведению до состояния, пригодного к использованию; готовая продукция — по производственной или нормативной себестоимости; материалы — обычно по заготовительной себестоимости с включением транспортно-заготовительных расходов; товары — по оптовым или розничным ценам). Калькуляция необходима для осуществления контроля и установления цен. Посредством такого способа группировки затрат определяют себестоимость приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Для определения себестоимости единицы все произведенные затраты по данному виду продукции делят на количество единиц выпущенной реализуемой продукции. Следует отметить, перечисленные методы применяются в органической связи друг с другом. Учет начинают с документации операций. На основании документов осуществляют отражение операций на счетах с помощью двойной записи. Для обобщения в едином измерении данных, содержащихся в документах, используют денежную оценку; для их проверки и уточнения применяют инвентаризацию. Уточненные данные счетов используют для исчисления себестоимости путем калькуляции, для составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности.
Контрольный тест
1. Что является объектом бухгалтерского учета? Ответы: 1. Хозяйственная деятельность предприятий и их подразделений. 2. Экономические ресурсы, классификация по видам с детализацией по группам и отдельным видам. 3. Хозяйственные операции и их результаты: снабжение, производство, реализация и финансовые результаты. 4. Имущество предприятия: его обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе его деятельности.
2. Что является предметом бухгалтерского учета? Ответы: 1. Хозяйственная деятельность предприятия. 2. Имущество предприятия и источники его образования. 3. Упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению и по источникам его образования; хозяйственные операции и результаты деятельности предприятия в денежном выражении с целью выполнения намеченных планов (заданий). 4. Затраты на производство и реализацию продукции. 3. Как группируется имущество предприятий по составу и размещению? Ответы: 1. Основные, денежные и оборотные средства. 2. Нематериальные активы, оборотные средства, основные средства. 3. Основные средства, нематериальные активы, вложения во внеоборотные активы, долгосрочные финансовые вложения, материальные оборотные средства, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, средства в расчетах. 4. Что входит в состав основных средств? Ответы: 1. Средства труда, предназначенные для производства продукции. 2. Здания, сооружения, рабочие и основные машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, служащий более одного года. 3. Предметы, служащие более одного года, независимо от их стоимости. 5. К какой группе имущества по составу и размещению относится программный пакет по автоматизации бухгалтерского учета? Ответы: 1. К основным средствам. 2. К оборотным активам. 3. К нематериальным активам. 6. К какой группе бухгалтерского учета относятся готовая продукция и товары для перепродажи? Ответы: 1. К оборотным активам. 2. К нематериальным активам. 3. К основным средствам. 4. К средствам в расчетах. 7. Как группируется имущество предприятия по источникам образования? Ответы: 1. Собственные и заемные. 2. Капитал и резервы, долговые обязательства. 3. Обязательства по расчетам, займы и кредиты банка. 4. Фонды, резервы, прибыль, целевое финансирование и поступления. 8. Какой объект бухгалтерского учета относится к источникам? Ответы: 1. Дебиторская задолженность. 2. Расчеты с покупателями по отгруженной продукции. 3. Задолженность пенсионному фонду по отчислениям. 4. Незавершенное производство. 9. Что относится к собственным источникам имущества? Ответы: 1. Уставный, резервный, добавочный капитал; нераспределенная прибыль; резервы; целевое финансирование. 2. Уставный, добавочный и резервный капитал. 3. Нераспределенная прибыль, добавочный капитал. 10. Что такое заемные источники средств формирования имущества? Ответы: 1. Краткосрочные и долгосрочные кредиты банка. 2. Долгосрочные обязательства предприятия. 3. Кредиты банка, займы, кредиторская задолженность, обязательства по расчетам. 4. Обязательства предприятия по расчетам. 11. Дайте наиболее полное определение метода бухгалтерского учета. Ответы: 1. Это совокупность способов и приемов для правильного ведения бухгалтерского учета. 2. Это балансовое обобщение имущества, обязательств и хозяйственных операций. 3. Это способ познания его предмета. 4. Это система способов и приемов познания предмета бухгалтерского учета посредством документации, инвентаризации, баланса, оценки, калькуляции, системы счетов и двойной записи и отчетности предприятия. 12. Какие элементы метода бухгалтерского учета являются общими для ряда экономических наук? Ответы: 1. Баланс, двойная запись. 2. Оценка, баланс, система счетов. 3. Оценка, баланс, калькуляция, инвентаризация. 4. Документация, инвентаризация.
Тема 3. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
3.1. Понятие бухгалтерского баланса, его виды Бухгалтерский баланс — важнейшая форма бухгалтерской отчетности. Он представляет собой систему показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия, состояние его средств и их источников на определенную дату в единой денежной оценке. Применяется бухгалтерский баланс для обобщения показателей о состоянии, размещении, использовании средств предприятия и об источниках их образования в стоимостном измерителе на определенную дату. Структура баланса представляет собой двухстороннюю таблицу. Левая сторона, в которой сгруппированы хозяйственные средства по составу и размещению, называется активом, правая сторона, отражающая средства по источникам их образования и целевому назначению, называется пассивом. Актив и пассив баланса имеют несколько разделов, которые объединяют экономически однородные по своему составу группы средств и состоят из отдельных статей, отражаемых по определенным строкам в балансе. Общий итог баланса называется его валютой. Особенностью баланса является равенство итогов актива и пассива. Это объясняется тем, что в активе показаны средства по их составу в определенной денежной оценке, в пассиве — источники их образования (табл. 1). Существуют различные виды бухгалтерских балансов. По времени составления они подразделяются на: • текущий — составляется периодически; • годовой — составляется за год;
Таблица 1. Баланс на 1 марта 200_ г.
• вступительный баланс — составляется при создании нового или преобразовании ранее действовавшего предприятия; • ликвидационный — составляется при ликвидации организации; • разделительный — составляется при разделении организации на несколько более мелких; • объединительный — формируется при объединении нескольких организаций в одну. По объему информации различают баланс: • единичный; • сводный баланс — составляется путем объединения определенных заключительных балансов (применяется министерствами, концернами); • сводно-консолидированный баланс — составляется посредством объединения балансов самостоятельных, но взаимосвязанных между собой предприятий (используют, например, холдинговые компании). По способу очистки: •баланс-брутто — содержит регулирующие статьи (02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов») (табл. 2); • баланс-нетто — бухгалтерский баланс, не включающий регулирующих статей (табл. 3).
По характеру деятельности: • по основной деятельности; • по неосновной деятельности.
Таблица 2. Баланс-брутто на 1 сентября 200_ г.
Таблица 3. Баланс-нетто на 1 сентября 200_ г.
Данные статьи в валюту баланса не включаются. Бухгалтерский баланс является важнейшим источником информации о финансовом положении предприятия за некоторый период. Он позволяет определять: • состав и структуру имущества предприятия; • мобильность и оборачиваемость оборотных средств; • состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности; • конечный финансовый результат (прибыль или убыток). Бухгалтерский баланс знакомит учредителей, менеджеров и других лиц, связанных с управлением имуществом, с состоянием предприятия; показывает, чем владеет собственник, каков в количественном и качественном отношении запас материальных средств, как он используется и кто принимал участие в создании этого запаса. По бухгалтерскому балансу можно определить взятые предприятием на себя обязательства перед акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами и другими субъектами; можно попять, угрожают ли предприятию финансовые затруднения. Данные бухгалтерского баланса широко используются налоговыми инспекцией и полицией, кредитными учреждениями, органами статистики и другими пользователями.
3.2. Содержание и структура бухгалтерского баланса
Статья бухгалтерского баланса — показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств предприятия. Статьи баланса объединяются в группы, группы — в разделы исходя из их экономического содержания" Особенностью баланса является равенство итогов актива и пассива. Это объясняется тем, что в активе показаны средства по их составу, в пассиве — источники их образования, т. е. обе части показывают одно и то же имущество, но сгруппированное по разным признакам: • в активе — по составу и его функциональной роли, т. е. показывает, в чем размещено имущество и какую функцию оно выполняет; • в пассиве — по источникам образования, т. е. показывает, откуда (от кого) получены средства. Так как наличие имущества говорит об источнике его поступления, то актив баланса (сумма его по составу и размещению) равен пассиву баланса (сумме источников имущества). Общий итог баланса называется валютой бухгалтерского баланса (по активу и пассиву она равна). Статьи баланса сгруппированы в пять разделов. Статьи актива баланса объединены в два раздела: I. Внеоборотные активы. П. Оборотные активы. Характерной особенностью действующей структуры баланса является расположение разделов и статей в каждом его разделе в строго определенной последовательности в зависимости от степени их ликвидности, т. е. возможности их превращения в деньги для оплаты обязательств организации. В составе первого раздела актива «Внеоборотные активы» содержатся наименее ликвидные статьи баланса: • нематериальные активы; • основные средства; • незавершенное строительство; • долгосрочные финансовые вложения и др. Во второй раздел актива «Оборотные активы» включены более ликвидные статьи по мере нарастания уровня их ликвидности: • запасы (сырье, материалы); • затраты в незавершенном производстве, издержках обращения; • расходы будущих периодов; • готовая продукция и товары для перепродажи; • товары отгруженные; • налог на добавленную стоимость (НДС); • дебиторская задолженность; • краткосрочные финансовые вложения; • денежные средства; • и др. Статьи пассива баланса сгруппированы в три раздела: III. Капитал и резервы. IV. Долгосрочные пассивы. V. Краткосрочные пассивы. Третий раздел баланса «Капитал и резервы» характеризует собственный капитал организации: • уставный капитал; • добавочный капитал; • резервный капитал; • целевое финансирование; • нераспределенная прибыль и убыток прошлых лет и отчетного, года. В четвертом разделе баланса «Долгосрочные пассивы» отражаются заемные средства (кредиты банков и прочие займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты), прочие долгосрочные пассивы. Пятый раздел баланса «Краткосрочные пассивы» включает такие статьи, как: • заемные средства; • кредиторская задолженность (поставщикам и подрядчикам, векселя к уплате, задолженность по оплате труда, социальному страхованию и обеспечению, перед бюджетом); • задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов; • доходы будущих периодов; • резервы предстоящих расходов и другие краткосрочные обязательства.
3.3. Типовые изменения баланса под влиянием хозяйственных операций
Возникающие в процессе деятельности предприятия хозяйственные операции не нарушают равенство итогов актива и пассива баланса, в то время как суммы статей, а также валюта баланса могут меняться. Это происходит потому, что всякая операция отражается на двух счетах учета записью, т. е. затрагивает две статьи баланса, которые могут находиться как одновременно в активе и пассиве, так обе в активе и обе в пассиве. Все изменения в бухгалтерском балансе можно разделить на четыре типа.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |