КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изобразите, как нужно произвести исправления ст. 20. Таблица 12. Бухгалтерский баланс (ден
Ответы 5-7615 Таблица 12. Бухгалтерский баланс (ден. ед.)
Контрольные вопросы 1. Дайте определение счета бухгалтерского учета. 2. Почему каждому синтетическому счету присваивается номер (шифр)? 3. Какие формы счетов применяются в бухгалтерском учете? 4. По каким признакам определяется активность счетов бухгалтерского учета? 5. По каким признакам определяется пассивность счетов? 6. Дайте характеристику активно-пассивным счетам. 7. Каков последовательный порядок записей на активных счетах? 8. Что означает дебет и кредит для активных счетов? 9. Каков порядок записей на пассивных счетах? 10. Что означает дебет и кредит для пассивных счетов? 11. Приведите формулы определения Ск активных и пассивных счетов. 12. Дайте определение метода двойной записи. 13. Что представляет собой корреспонденция счетов и бухгалтерская проводка? 14. Охарактеризуйте содержание простых и сложных проводок (на примере). 15. Каково контрольное значение и информационное обеспечение метода двойной записи? 16. На какие виды подразделяются бухгалтерские счета? 17. Дайте характеристику синтетических и аналитических счетов. 18. Дайте понятие синтетического и аналитического учета. 19. Какова взаимосвязь при записях хозяйственных операций между синтетическими и аналитическими счетами? 20. Охарактеризуйте взаимосвязь и отличие между счетами и балансом. 21. Каковы определение и содержание оборотной ведомости по синтетическим счетам? 22. Дайте определение и содержание оборотной ведомости по аналитическим счетам. 23. Как проверяется правильность записей в оборотной ведомости по синтетическим счетам? Приведите формулы таких равенств. 24. В чем отличие оборотной ведомости по аналитическим счетам от оборотной ведомости по синтетическим счетам?
Контрольный тест 1. Какова роль бухгалтерских счетов? Ответы: 1. Предназначены для отражения итоговых данных по хозяйственным операциям за отчетный период. 2. Предназначена для текущего отражения хозяйственных операций в течение отчетного года. 3. Предназначена для группировки имущества, текущего отражения, обобщения и контроля за данными хозяйственных операций по качественно однородным признакам. 4. Счета — это способ учета аналитических показателей. 2. Как определить активность счета? Ответы: 1. По экономическому содержанию активной части баланса, дебетовому сальдо. 2. По журналам-ордерам, вспомогательным ведомостям, балансу. 3. По отчетности, по Плану счетов бухгалтерского учета, по перечню счетов аналитического учета. 4. По связи показателей между синтетическими и аналитическими счетами, оборотной и шахматной ведомости. 3. Как определить пассивность счета? Ответы: 1. По назначению счета, кредитовому обороту, пассивной части баланса. 2. По кредитовому сальдо, по экономическому содержанию, дебетовому обороту. 3. По Главной книге, оборотной ведомости, активной части баланса. 4. По источникам образования имущества, пассивной части баланса, кредитовому сальдо. 4. В чем выражается взаимосвязь между бухгалтерскими счетами и балансом? Ответы: 1. На основании бухгалтерских счетов открываются статьи баланса. 2. На основании дебетовых и кредитовых оборотов бухгалтерских счетов составляется баланс. 3. По остаткам статей баланса открываются бухгалтерские счета, а на основании остатков бухгалтерских счетов составляется баланс. 4. Бухгалтерские счета и статьи баланса отражают текущее изменение имущества. 5. В чем отличие между счетами бухгалтерского учета и балансом? Ответы: 1. Баланс отражает итоговые данные, а счета — текущие изменения имущества по составу и размещению. 2. На основании остатков счетов составляется баланс, а на основании остатков статей баланса открываются счета. 3. Бухгалтерские счета применяются для учета хозяйственных операций, а баланс служит для составления отчетности. 4. Бухгалтерские счета отражают текущие хозяйственные операции по имуществу и итоговые данные за отчетные периоды в денежных, натуральных, трудовых показателях. В балансе отражаются только итоговые данные, служащие основанием для анализа деятельности предприятия. 6. Определите правильный порядок записи на активном счете. Ответы: 1. На активном счете Сн записывается в кредит, увеличение в дебет, уменьшение — в кредит. 2. На активном счете Сн записывается в кредит, увеличение — в кредит, уменьшение — в дебет. 3. На активном счете Сн записывается в дебет, увеличение — в дебет, уменьшение — в кредит. 4. На активном счете Сн записывается в дебет, увеличение — в кредит, уменьшение — в дебет. 7. Как определить конечный остаток на активных счетах? Ответы: 1. Об.к - Об.д. 2. Об.д - Об.к. 3. Сн + Об.д + Об.к. 4. Сн + Об.д - Об.к. 8. Как определить конечный остаток на пассивных счетах? Ответы: 1. Сн + Об.к - Об.д. 2. Сн + Об.д - Об.к. 3. Об.к - Обд. 4. Об.д - Об.к. 9. Каково основное счетное назначение оборотных ведомостей? Ответы: 1. Сделать периодическое обобщение сумм оборотов и остатков по всем синтетическим счетам для проверки учетных записей, составления баланса и общего ознакомления с состоянием и изменениями имущества предприятия. 2. Установить контроль за правильным ведением бухгалтерского учета. 3. Обобщить данные бухгалтерского учета для общего ознакомления с имуществом предприятия. 4. Получить необходимый материал для составления отчетности. 10. Какое равенство итогов должно сохраняться в графах оборотной ведомости по синтетическим счетам? Ответы: 1. Итоги дебетовых и кредитовых начальных сальдо равны итогам дебетовых и кредитовых конечных сальдо. 2. Итог дебетовых начальных сальдо равен итогу кредитовых оборотов. 3. Итог дебетовых оборотов равен итогу кредитовых конечных сальдо. 4. Итог дебетовых начальных сальдо равен итогу кредитовых начальных сальдо; итог дебетовых оборотов равен итогу кредитовых оборотов; итог дебетовых конечных сальдо равен итогу кредитовых конечных сальдо. Контрольное задание 2 1. Составьте бухгалтерский баланс предприятия на 30 апреля в табл. 20, расположив наименования бухгалтерских счетов в активе и пассиве в порядке следования соответствующих статей баланса. 2. В Журнале регистрации хозяйственных операций (табл. 21) составьте и запишите бухгалтерские проводки, определив недостающие суммы. 3. Откройте синтетические счета, запишите в них начальные сальдо, используя данные табл. 18, 19. Разнесите операции по счетам, подсчитайте дебетовые и кредитовые обороты за месяц и выведите конечные сальдо. 4. Составьте оборотную ведомость по синтетическим счетам за май (на примере табл. 11). Проверьте наличие в ней трех равенств и объясните причины их возникновения. 5. Откройте аналитические счета к счетам 10-5 «Запасные части» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», произведите в них необходимые записи. 6. Составьте оборотные ведомости по аналитическим счетам к счетам 10-5 и 60 (на примере табл. 7, 8). Сверьте итоги оборотных ведомостей с итогами соответствующих синтетических счетов. 7. Составьте бухгалтерский баланс на 31 мая. Таблица 17. Исходные данные. Остатки по счетам на 30 апреля 2007 г.
Таблица 18. Расшифровка остатка счета 10-5 «Запасные части»
Таблица 19. Расшифровка остатка счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Таблица 20. Баланс предприятия на 30 апреля 2007 г.
Таблица 21. Хозяйственные операции за месяц
Окончание табл. 21
Тема 5. КЛАССИФИКАЦИЯ СЧЕТОВ И ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
5.1. Классификация счетов по экономическому содержанию Принцип классификации счетов по экономическому содержанию показывает, какой экономический объект учета должен быть отражен на счете. Совокупность объектов бухгалтерского учета определяется содержанием финансово-хозяйственной деятельности предприятия, что позволяет установить виды и количество счетов, необходимых для всесторонней характеристики учитываемых объектов. По экономическому содержанию выделяются три группы счетов: 1) хозяйственных средств; 2) хозяйственных процессов; 3) источников образования средств. Каждая группа объединяет различные по характеру и функциональной роли счета. Счета учета хозяйственных средств — первая группа счетов. Предназначена она для учета состава и движения хозяйственных средств, из которых можно выделить четыре подгруппы: • счета для учета средств труда; • счета для учета предметов труда; • счета денежных средств;. счета средств в расчетах. К объектам учета счетов средств труда относятся все виды (независимо от назначения) основных средств: здания, сооружения, машины, механизмы, транспортные средства и др. Все они составляют производственно-техническую базу, правильное развитие и использование которой зависят от наличия соответствующей информации. На предприятиях и в организациях при помощи этой группы счетов устанавливается наличие основных средств, их движение и выбытие. Для учета основных средств используют счет 01 «Основные средства». Счета для учета предметов труда предназначены для учета производственных запасов, их наличия и использования. К ним относятся такие счета, как: 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме». Счета денежных средств предназначены для отражения операций, связанных с использованием денежных средств, находящихся в кассе, а также на расчетном и других счетах в банке. Это счета: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и др. Счета средств в расчетах используются для получения показателей о средствах, находящихся в незаконченных расчетах с заказчиками за выполненные и сданные работы или услуги, с подотчетными лицами, с разными дебиторами и кредиторами. К ним относятся счета: 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. Все счета, входящие в первую классификационную группу, являются активными, поэтому начальное и конечное сальдо у них может быть только дебетовым, т. е. по дебету всех счетов данной группы всегда показывается увеличение, а по кредиту — уменьшение зафиксированных остатков. Счета хозяйственных процессов, составляющие вторую группу в системе классификации счетов по экономическому содержанию, предназначены для наблюдения за движением средств в хозяйственных процессах (снабжение, производство, реализация). Сами хозяйственные процессы в счетах бухгалтерского учета не могут отражаться, но затраты средств на осуществление этих процессов и их результаты являются объектами бухгалтерского учета. Объектами учета в процессе хозяйственной деятельности являются расходы, связанные с организацией и выполнением объема производства, с эксплуатацией машин и механизмов, содержанием и обслуживанием вспомогательных производств и хозяйств, а также затраты, связанные с созданием социально-бытовой базы для обслуживания работников организации, и др. Для учета указанных объектов ведутся такие счета, как: 20 «Основное производство»; 23 «Вспомогательные производства»; 26 «Общехозяйственные расходы»; 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». Процесс реализации продукции отражается на счетах: 90 «Продажи»; 91 «Прочие доходы и расходы» и др. По дебету этих счетов показывается фактическая себестоимость реализуемой продукции, товаров, других ценностей и расходы по их реализации, а по кредиту — списание расходов и отражение выручки по реализованным ценностям. Счета источников образования средств, объединяемые в третью группу, делятся на две подгруппы в зависимости от характера объектов учета: • счета источников собственных средств; • счета источников привлеченных средств. Объектами учета источников собственных средств являются: уставный, резервный и добавочный капитал, нераспределенная прибыль и целевое финансирование. Вторая подгруппа счетов используется для учета источников привлеченных (заемных) средств. Объектами учета в этой ситуации являются: ссуды банка, кредиторская задолженность, расчеты с поставщиками и подрядчиками, с бюджетом, с внебюджетными фондами, с рабочими и служащими предприятия и др. В результате хозяйственной деятельности происходит постоянное изменение источников (уменьшение или увеличение задолженности или обязательств). Для учета всех изменений и состояния задолженности используются счета: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; 68 «Расчеты по налогам и сборам»; 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др. В экономической классификации счетов группы и подгруппы образуются исходя из однородности экономического содержания объектов учета. Поэтому в классификационные группы включаются счета, которые имеют разное назначение и структуру. Экономическая классификация счетов необходима для определения требуемого перечня счетов и получения полной и достоверной информации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации. 5.2. Классификация счетов по назначению и структуре Такая классификация счетов необходима для получения информации: • о наличии тех или иных видов средств или источников их образования; • об обеспеченности организации ресурсами; • о себестоимости единицы продукции и т. д. Все счета в зависимости от назначения и структуры делятся на основные, регулирующие, операционные. Основные счета предназначены для учета и контроля за наличием и движением средств и их источников, т. е. основы хозяйственной деятельности предприятия, а также состоянием расчетов с дебиторами и кредиторами. Основные счета могут быть активными, пассивными и активно-пассивными. Основные активные счета принято называть инвентарными (материальные счета), так как предназначены они для учета средств и предметов труда, денежных ресурсов и т. п. По дебету инвентарных счетов отражается поступление (приход) объектов учета, по кредиту — их отпуск (расход). Все инвентарные счета связаны с балансом и могут иметь только дебетовое сальдо, которое отражается в активе баланса и подтверждается в результате проведения инвентаризации (отсюда название — инвентарные). К инвентарным относятся счета: 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 04 «Нематериальные активы», 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 41 «Товары»; 43 «Готовая продукция», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и др. Основные пассивные счета принято называть фондовыми счетами. Они используются для наблюдения и контроля за состоянием и изменением источников формирования собственных средств предприятия. По кредиту фондовых счетов отражается формирование (увеличение) капитала за счет соответствующих источников, а по дебету — использование (уменьшение) капитала на установленные законодательством Российской Федерации цели. Вся группа основных пассивных счетов имеет кредитовое сальдо. К фондовым счетам относятся: 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 86 «Целевое финансирование». К основным счетам относятся счета расчетов. Они имеют структуру активных, пассивных и активно-пассивных счетов. Счета расчетов предназначены для обобщения информации о состоянии расчетов с дебиторами и кредиторами предприятия. Для правильного отражения в отчетности финансового состояния предприятия не допускается зачет между статьями его активов и пассивов, и информация о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности должна формироваться в бухгалтерском учете в развернутом виде с обособлением задолженности дебиторов и кредиторов. Счета для отражения расчетов с дебиторами по своему строению противоположны счетам, на которых учитываются расчеты с кредиторами. Погашение или зачет (уменьшение) дебиторской задолженности отражается по кредиту счетов расчетов с дебиторами, а кредиторской задолженности — по дебету счетов расчетов с кредиторами. Если остаток дебиторской задолженности отражается, как правило, по дебету соответствующего счета расчетов с дебиторами, то остаток кредиторской задолженности, наоборот, — по кредиту соответствующего счета расчетов с кредиторами. Поэтому счета расчетов с дебиторами являются активными, а с кредиторами — пассивными. Группа основных активно-пассивных счетов используется только при расчетах, характер которых меняется. Так, для учета расчетов с некоторыми дебиторами и кредиторами используется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Причем характер возникающих расчетов может меняться, т. е. в одном случае организация выступает как должник по отношению к другой организации-кредитору, а в другом наоборот. В таких случаях структура этого счета, применяемого в течение учетного периода, будет меняться, т. е. из активного счет становится пассивным, и наоборот. Поэтому по дебету такого счета одновременно отражаются операции по увеличению дебиторской и уменьшению кредиторской задолженности, а по кредиту — уменьшение дебиторской и увеличение кредиторской задолженности. Сальдо в активно-пассивном счете показывается развернуто — по дебету и кредиту одновременно. В балансе сальдо по этому счету записывается раздельно по соответствующим статьям: дебетовое — в активе, кредитовое — в пассиве. К активным счетам расчетов относятся счета: 19 «Налог на добавленную стоимость», 45 «Товары отгруженные», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др. К пассивным счетам расчетов относятся счета: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.. К активно-пассивным счетам расчетов относятся счета: 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты». Регулирующие счета применяются для характеристики объектов учета, корректирования (уточнения) оценки средств, показанных на основных счетах. Регулирующие счета могут иметь структуру как активных, так и пассивных счетов в зависимости от регулируемого объекта. Регулирующий счет может либо увеличивать оценку средств, указанную на регулируемом счете, либо уменьшать ее. В зависимости от этого они подразделяются на дополнительные, контрарные и контрарно-дополнительные. Дополнительными называются счета, увеличивающие (дополняющие) оценку средств, указанную на регулируемом счете. В плане счетов 2000 г. такие счета отсутствуют. Контрарными называются счета, уменьшающие оценку средств, указанную на регулируемом счете. Используются такие счета для регулирования активных и пассивных счетов и в соответствии с этим они могут быть контрактивными и контрпассивными счетами. Например, счет 02 «Амортизация основных средств» — пассивный. Он является контрактивным по отношению к счету 01 «Основные средства». Сальдо счета показывает сумму износа на конкретный момент, которая сопоставляется с сальдо по счету 01 «Основные средства», отражаемым всегда по первоначальной стоимости. Разница этих сумм покажет остаточную стоимость основных средств, т. е. фактическую оценку состояния основных фондов организации на данный момент. Получение достоверной и точной информации об оценке учитываемых средств и используемых источников является основой контроля и средством сохранности собственности. Наличие регулирующих счетов создает условия для сопоставимости данных учета и определения действительной величины учитываемого объекта. С помощью регулирующих счетов текущая учетная оценка активов, отражаемых на основных счетах, регулируется до суммы их балансовой стоимости (оценки). К регулирующим относятся счета: 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 16 «Отклонение от стоимости материальных ценностей», 42 «Торговая наценка», 59 «Резервы под снижение материальных ценностей» и др. Операционные счета — группа счетов бухгалтерского учета, объединяющая распределительные, калькуляционные и сопоставляющие счета. Распределительные счета предназначены для отражения хозяйственных процессов путем предварительного учета затрат и контроля за их распределением между объектами калькуляции или отчетными периодами с целью правильного определения себестоимости работ. На распределительных счетах обычно учитываются косвенные расходы, связанные с производством или реализацией продукции, а также расходов будущих периодов. Распределительные счета бывают двух видов. Собирательно-распределительные счета используются в учете для отражения затрат в отчетном периоде по определенному хозяйственному процессу, которые нельзя отнести на конкретный объект, а подлежат распределению между отдельными объектами учета. Эти счета имеют структуру активного счета. По дебету собирательно-распределительных счетов записывают в денежной оценке используемые средства (расходы), подлежащие распределению между несколькими объектами учета для включения их в себестоимость выполненных работ или оказанных услуг. По кредиту собирательно-распределительных счетов отражается списание фактических затрат на соответствующие объекты. Распределение (списание) расходов по конкретным объектам производится ежемесячно в порядке, установленном инструкцией. Например, счет 26 «Общехозяйственные расчеты» в организациях используется для учета накладных расходов. По дебету данного счета отражаются расходы, связанные с затратами управой контроля и средством сохранности собственности. Наличие регулирующих счетов создает условия для сопоставимости данных учета и определения действительной величины учитываемого объекта. С помощью регулирующих счетов текущая учетная оценка активов, отражаемых на основных счетах, регулируется до суммы их балансовой стоимости (оценки). К регулирующим относятся счета: 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 16 «Отклонение от стоимости материальных ценностей», 42 «Торговая наценка», 59 «Резервы под снижение материальных ценностей» и др. Операционные счета — группа счетов бухгалтерского учета, объединяющая распределительные, калькуляционные и сопоставляющие счета. Распределительные счета предназначены для отражения хозяйственных процессов путем предварительного учета затрат и контроля за их распределением между объектами калькуляции или отчетными периодами с целью правильного определения себестоимости работ. На распределительных счетах обычно учитываются косвенные расходы, связанные с производством или реализацией продукции, а также расходов будущих периодов. Распределительные счета бывают двух видов. Собирательно-распределительные счета используются в учете для отражения затрат в отчетном периоде по определенному хозяйственному процессу, которые нельзя отнести на конкретный объект, а подлежат распределению между отдельными объектами учета. Эти счета имеют структуру активного счета. По дебету собирательно-распределительных счетов записывают в денежной оценке используемые средства (расходы), подлежащие распределению между несколькими объектами учета для включения их в себестоимость выполненных работ или оказанных услуг. По кредиту собирательно-распределительных счетов отражается списание фактических затрат на соответствующие объекты. Распределение (списание) расходов по конкретным объектам производится ежемесячно в порядке, установленном инструкцией. Например, счет 26 «Общехозяйственные расчеты» в организациях используется для учета накладных расходов. По дебету данного счета отражаются расходы, связанные с затратами управния, убытки от финансовых операций (с ценными бумагами), прочие убытки. К сопоставляющим счетам относится счет 90 «Продажи», предназначенный для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. Записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет. Счет 99 «Прибыли и убытки» является активно-пассивным, так как сальдо этого счета может меняться в зависимости от полученного результата. Сальдо дебетовое показывает на убыток, а кредитовое — на прибыль. Этот счет предназначен для выявления конечного (окончательного) финансового результата работы по итогам года. Это достигается путем сопоставления сумм дебетового и кредитового оборотов за весь отчетный период по данному счету. Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) записывается в балансе по специальной статье: прибыль — в пассиве, убыток — в активе баланса. Все рассмотренные счета независимо от их принадлежности к той или иной группе, имея остатки (наличие средств или источников), показываются в балансе, поэтому и называются балансовыми счетами. К забалансовым относятся счета, предназначенные для обобщения информации: о наличии и движении ценностей, не принадлежащих предприятию, но временно находящихся в его пользовании (арендованных основных средств, материальных ценностей, находящихся на ответственном хранении, в переработке и т. п.); условных прав и обязательств; для контроля за отдельными хозяйственными операциями. 5.3. План счетов бухгалтерского учета План счетов бухгалтерского учета — систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета. Обычно в Плане счетов перечисляются счета синтетического учета и субсчета, а также дается перечень забалансовых счетов. План счетов лежит в основе организации бухгалтерского учета на любом предприятии. Им обязаны руководствоваться предприятия и организации всех форм собственности и различных отраслей деятельности. При этом бюджетные, а также кредитные организации ведут учет, используя свой (отдельный) План счетов. В Плане счетов бухгалтерского учета счета группируются по восьми разделам в соответствии с их экономическим содержанием. Забалансовые счета составляют обособленную группу, состоящую из 11 счетов. Раздел I «Внеоборотные активы» включает счета, на которых ведется учет основных средств (01, 02), нематериальных активов (04, 05), оборудования к установке (07), других вложений во внеоборотные активы (приобретение земельных участков, объектов природопользования, строительство и приобретение основных средств). Раздел II «Производственные запасы» формирует данные о наличии и движении этих запасов (10, 11, 15), отклонениях в их приобретении (16). Здесь представлены также счета по учету резервов под снижение стоимости материальных ценностей (14) и об уплаченных предприятием суммах налога на добавленную стоимость по приобретенным производственным запасам (19). Раздел III «Затраты на производство» представлен счетами, предназначенными для учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (в основном производстве — 20, вспомогательных — 23 и обслуживающих производствах — 29, общепроизводственных — 25 и общехозяйственных — 26 расходов, брака в производстве — 28, по учету полуфабрикатов — 21. Раздел IV «Готовая продукция и товары» включает счета для учета продуктов труда и выпуска продукции. Здесь представлены Счета для учета готовой продукции (43), товаров отгруженных (45), расходов на продажу (44), а также выпуска продукции, работ, услуг (40). В разделе V «Денежные средства» обобщается необходимая информация о наличии и движении денежных средств в отечественной и иностранной валюте, принадлежащих экономическому субъекту. Используются счета по учету денежных средств в кассе (50), на расчетных (51), валютных (52) и других специальных (55) счетах в банках, переводов в пути (57), финансовых вложений (58); учтены также резервы под обесценение вложений в ценные бумаги (59). Раздел VI «Расчеты» включает счета для учета дебиторской и кредиторской задолженности (для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками — 60, покупателями и заказчиками — 62, в том числе по авансам выданным и полученным, расчеты с персоналом по оплате труда — 70, а также по прочим операциям — 73, с бюджетом — 68, по социальному страхованию и обеспечению — 69, с подотчетными лицами — 71, учредителями — 75, по краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам — 66, 67, внутрихозяйственные расчеты — 79. Раздел VII «Капитал» содержит счета, с помощью которых обобщается информация о состоянии и движении собственного капитала предприятия, представленного в виде уставного (80), добавочного (83) и резервного (82) капиталов, нераспределенной прибыли (84). Сюда включены также счета по учету целевого финансирования (86) и собственных акций (81). Счета раздела VIII «Финансовые результаты» предназначены для учета финансового результата от продажи продукции и товаров (90), прочих доходов и расходов (91). Здесь также представлены счета для учета прибылей и убытков (99), доходов и расходов будущих периодов (97, 98), резервов предстоящих расходов (96), а также по учету недостач и потерь от порчи ценностей (94). С помощью Плана счетов бухгалтерского учета, применяемого в России: • осуществляется централизованное единое методическое руководство учетом и отчетностью; • контролируется правильность ведения учета, отчетности и использования имущества предприятий; • концентрируется информационный материал в целом по стране, регионам, по отдельным предприятиям, что служит основой для анализа деятельности предприятий на разных уровнях. Контрольные вопросы 1. На какие разделы делятся бухгалтерские счета по экономическому содержанию? 2. На какие группы и виды внутри разделов подразделяются по экономическому содержанию бухгалтерские счета? 3. Какова классификация счетов по их структуре? 4. На какие группы, подгруппы и виды подразделяются счета по их структуре? 5. Дайте характеристику счетов: а) основных счетов; б) регулирующих счетов; в) калькуляционных счетов; г) операционных счетов. 6. В чем отличие контрарных счетов от дополнительных? 7. Дайте характеристику сопоставляющих счетов. 8. Каково назначение забалансовых счетов? Каковы особенности ведения этих счетов? 9. Дайте определение и характеристику Плана счетов бухгалтерского учета. 10. Перечислите разделы Плана счетов по состоянию на 1 января 2006 г. 11. Перечислите несколько наименований и шифры активных и пассивных счетов.
Контрольный тест 1. Нормативный документ, регламентирующий в Российской Федерации коды и названия счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности Ответы: 1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ. 2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. 3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. 4. Такого документа не существует. 2. Какую хозяйственную операцию отражает бухгалтерская проводка Д20- К 02? Ответы: 1. Начислена амортизация по оборудованию вспомогательных цехов. 2. Начислена амортизация по оборудованию основных производственных цехов. 3. Произведена подготовка объекта ОС к выбытию. 4. В данной проводке смысла нет. 3. По безналичному расчету получены денежные средства от покупателя готовой продукции. Какой проводкой отражается данная операция? Ответы: 1.Д 50 - К 62. 2 Д 51 — К 60 3 Д 50 — К 76 4.Д51-К62. 4. Имеет ли смысл проводка Д 02 — К 04? Ответы: 1.Да. 2. Нет. 5. Какой проводкой отражается хозяйственная операция «Признана выручка от реализации готовой продукции»? Ответы: 1.Д 62 - К 43. 2. Д 90 - К 43. 3. Д 60 - К 43. 4. Д 91 - К 43. 5. Нет верного ответа. 6. Какой счет (или несколько счетов) по экономическому содержанию относится к группе «Счета кредитов и займов»? Ответы: 1. Счет 60. 2. Счет 66. 3. Счет 67. 4. Счет 76. 5. Счета 66 и 67. 7. Какие счета не включается в группу «Счета средств в расчетах»? Ответы: 1. Счет 73. 2. Счет 70. 3. Счет 62. 4. Счет 58. 8. При классификации счетов по назначению и структуре контрарные счета, контрарно-дополнительные и дополнительные счета составляют группу: 1. Регулирующих счетов. 2. Основных счетов. 3. Операционных счетов. 9. Определите счета, которые при классификации по назначению и структуре не входят в группу распределительных операционных счетов. Ответы: 1. Счет 44 «Расходы на продажу». 2. Счет 26 «Общехозяйственные расходы». 3. Счет 91 «Прочие доходы и расходы». 4. Счет 25 «Общепроизводственные расходы». 10. Как счет 43 «Готовая продукция» классифицируется по назначению и структуре? Ответы: 1. Основной, пассивный, фондовый. 2. Основной, активный, инвентарный. 3. Основной, активный, средства в расчетах. 4. Операционный, активный, инвентарный. 11. В какой части бухгалтерского баланса отражается сальдо синтетического счета 90 «Продажи»? 1. В активе. 2. В пассиве. 3. В активе и пассиве. 4. Нет правильного ответа.
Тема 6. ДОКУМЕНТАЦИЯ И ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
6.1. Бухгалтерские документы и их назначение Финансово-хозяйственные операции должны быть должным образом оформлены на основании составленных оправдательных документов. Данные документы являются первичной учетной информацией, используя которую ведется бухгалтерский учет. Документация представляет собой процесс документального оформления финансово-хозяйственных операций. При этом осуществляется сплошное и непрерывное отражение хозяйственных операций в момент (либо сразу по окончании) их совершения. Таким образом, документация является одной из особенностей бухгалтерского учета, где записи производятся только на основании первичных документов. Первичный документ — оправдательный документ по совершению хозяйственной операции (письменное доказательство), на основании которого ведется бухгалтерский учет. Первичные (так же как и сводные) учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры. Носителями информации могут быть дискеты, магнитные ленты и др. в зависимости от оснащенности предприятия. Первичные документы должны составляться на русском языке средствами, обеспечивающими сохранение записей длительное время, и оформляться на бланках типовых или специально разрабатываемых форм. В документах не должно быть подчисток и неоговоренных исправлений (при этом ошибочные записи зачеркиваются тонкой чертой с надписанием правильного текста и оговаривается исправление). Но следует помнить: в денежных документах никакие исправления не допускаются. В случае обнаружения ошибки при составлении первичных учетных документов могут быть внесены исправления лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций. При поступлении в бухгалтерию первичные документы обязательно проверяют по форме, арифметически и по содержанию. Проверяется полнота и правильность оформления документа и заполнения реквизитов, законность операций, логическая увязка отдельных показателей, производится подсчет сумм. Информация с первичного документа переносится в учетные регистры, о чем делается отметка на самом документе, которая исключает возможность его повторного использования. Следует помнить, все первичные денежные документы подлежат обязательному гашению штампом или надписью «Получено», «Оплачено» с указанием даты. Документы должны храниться некоторое время. При этом сроки их хранения в архиве предприятия определяются согласно правилам, установленным Главным архивным управлением. Любой документ должен содержать показатели, которые в бухгалтерском учете называют реквизитами. Подразделяются они на обязательные и дополнительные. Обязательные реквизиты обеспечивают документам юридическую силу. К ним относятся: • наименование документа (формы), код формы, дата составления; • наименование организации, от имени которой составлен документ; • содержание хозяйственной операции; • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; • личные подписи указанных лиц и их расшифровки. Первичные учетные документы принимаются к учету, если составлены по форме, содержащейся в Альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых там не предусмотрена, должны содержать эти обязательные реквизиты. Дополнительные реквизиты определяются особенностями отражаемых хозяйственных операций и назначением документов. В зависимости от характера операции и технологии обработки данных в первичные документы могут быть включены следующие дополнительные реквизиты: • номер документа; • расчетные счета организации; • основание для совершения хозяйственной операции. В зависимости от места расположения тех или иных реквизитов в документах форма документов может быть: • зональной. Документ при построении по данной форме разграфлен на отдельные зоны. Каждый реквизит размещается в своей зоне, которая является постоянной для данного типа документов, что облегчает работу с ними непосредственному исполнителю; • анкетной. Предполагает размещение названия реквизитов в левой стороне документа, заполнение их один под другим и сверху вниз; • табельной. Является продолжением зональной формы. В ней реквизиты расположены по вертикали и горизонтали с выделением для каждой группы нескольких строк, образующих самостоятельную таблицу (матрицу); • комбинированной. Сочетает признаки построения ранее рассмотренных форм — зональной, анкетной и табельной. В зависимости от характера регистрируемых операций формы документов делятся на: • типовые — предназначены для регистрации однородных, распространенных хозяйственных операций (формы кассовых ордеров — № КО-1, № КО-2, кассовой книги — № КО-4 и др.); • специализированные — для регистрации узкоспециализированных операций (например, в автотранспортных предприятиях карта учета работы автомобиля). 6.2. Классификация документов Классификация бухгалтерских документов — это группировка по определенным признакам бухгалтерских документов с целью изучения и правильного их использования. Такими при знаками являются: назначение, порядок составления, способ отражения хозяйственных операций, место составления и порядок заполнения. Первичные документы по назначению можно подразделить на распорядительные, оправдательные (исполнительные), бухгалтерского (учетного) оформления и комбинированные. Распорядительные — это документы, которые содержат приказ, распоряжение на совершение определенных хозяйственных операций. Они разрешают произвести операцию, но не удостоверяют ее совершение: • приказы; • доверенности; • накладные на работу; • чек на получение наличных денег с расчетного или валютного счета; • платежное поручение банку на перечисление денежных сумм. Данные документы не подтверждают факты совершения хозяйственных операций и поэтому не являются основанием для их отражения в системном бухгалтерском учете. Подписывают их работники предприятия, имеющие право давать указания на совершение отраженных в документах операций. Оправдательные (исполнительные) документы отражают факт совершения операции, служат оправданием записей в бухгалтерском учете, основанием для отражения хозяйственных операций на счетах, свидетельствуя о получении, выдаче, списании денежных и материальных средств. К ним, например, относятся: • приходный (расходный) кассовый ордер на получение (выдачу) наличных денег из кассы предприятия; • приходная (расходная) накладная — накладная на получение (отпуск) товара; • акт приемки и акт на списание товарно-материальных ценностей. Документ бухгалтерского оформления предназначен для того, чтобы на основании распорядительных и оправдательных документов подготовить соответствующие учетные записи для обработки с целью дальнейшего использования в учетном процессе. К ним относятся: • накопительные ведомости; • ведомости начисления и распределения амортизационных отчислений; • ведомости распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов; • расчеты отклонений от нормативной себестоимости; • калькуляции фактической себестоимости продукции; • разные виды справок и расчетов, составляемых бухгалтерией. К документам бухгалтерского оформления относятся различные справки, расчеты, заполняемые бухгалтером. Регистрировать принято только те хозяйственные операции, действительное совершение которых отражено в оправдательных документах. На практике очень часто распоряжение на совершение операций и их фактическое совершение оформляется одним документом. Комбинированные документы сочетают в себе разрешительный и оправдательный характеры (признаки распорядительных, оправдательных и документов бухгалтерского оформления). Примером документа являются авансовый отчет, расчетно-платежная ведомость, требование на отпуск материалов, лимитно-заборная карта и др. Наличие подписи в нем дает распоряжение кассиру выдать деньги из кассы работникам. Применение этого вида документов в учете очень удобно, так как упрощает их обработку, делает более наглядной, сокращает количество документов и расходы на изготовление бланков. По порядку составления различают документы первичные и сводные. Первичные документы составляются на каждую отдельную операцию в момент ее совершения или сразу же по ее окончании путем первоначальной регистрации, удостоверяющей содержание хозяйственного факта и то, что он действительно имел место. К ним относятся документы: • о поступлении материалов и отпуске их со складов предприятия в цехи (накладные, требования, лимитно-заборные карты); • об отгрузке продукции покупателям (накладные, счета-фактуры); • о начислении заработной платы работникам за выработанную продукцию, выполненную работу или оказанные услуги (табель учета рабочего времени); • о поступлении и выдаче денежных средств (кассовые ордера). Сводные документы составляются на основе первичных документов. Первичные документы, однородные по характеру операций, экономическому и другим признакам, объединяют в сводных документах, которые называются регистрами бухгалтерского учета. К ним относятся сводные группировочные ведомости, журналы-ордера, машинограммы и т. д. в зависимости от применяемой формы учета. Использование регистров позволяет обобщать первичные документы, что дает возможность на другом уровне анализировать информацию о хозяйственных операциях. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях. Хозяйственные операции должны отражаться в регистре бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. По содержанию хозяйственных операций документы делятся на материальные, денежные и расчетные. Материальные документы отражают наличие и движение средств и предметов труда, к которым относятся основные средства, нематериальные активы и другие долгосрочные вложения, производственные запасы и затраты. К этой группе документов относятся: • акты приема-передачи и списания основных средств; • документы на оприходование и списание материальных ценностей; • перечень таблиц, справок-расчетов и ведомостей; • счета-фактуры, накладные и др. Денежные документы показывают движение денежных средств. С их помощью учитываются кассовые и банковские операции. К ним относятся чеки, выписки банка, кассовые приходные и расходные ордера, квитанции о приеме денег, почтовые и вексельные марки, займы, облигации, сберегательные сертификаты. Расчетные документы отражают расчеты предприятия с юридическими и физическими лицами. К ним относятся платежные поручения и платежные требования, расчетные чеки, расчет-но-платежные ведомости, авансовые отчеты. По способу отражения хозяйственных операций документы подразделяются на разовые и накопительные. Разовые документы единовременно фиксируют одну или несколько хозяйственных операций. При соблюдении определенных требований, предъявляемых к документу, информация, содержащаяся в нем, служит основанием для составления бухгалтерской записи в учете. Это приходные и расходные кассовые ордера, накладные-требования на отпуск материалов. Накопительные документы фиксируют однородные хозяйственные операции, которые совершаются в течение дня, недели или месяца. В конце периода в этих документах подсчитываются итоги по соответствующим показателям. По месту составления документы бывают внутренними и внешними. Внутренние документы составляются и обращаются внутри данной организации. Ими оформляются операции, совершенные в пределах данной организации. К ним относятся: • накладные на внутреннее перемещение товарно-материальных ценностей; • расчетно-платежные и платежные ведомости на выдачу заработной платы; • товарные отчеты; • авансовые отчеты подотчетных лиц. Внешние документы поступают от других организаций или направляются из данной организации в другие организации. К ним относятся: • товарно-транспортные накладные; • счета-фактуры на поступившие от поставщиков товары; • доверенности; • платежные поручения. По порядку заполнения документы можно классифицировать на составляемые вручную и при помощи вычислительной техники. Составляемые ручным путем документы заполняются вручную либо на пишущей машинке. Документы, заполняемые при помощи вычислительной техники, автоматически регистрируют информацию о производственных операциях в момент их совершения.
6.З. Документооборот Документооборот — движение документов в организации по информационным технологическим цепочкам (создание или получение их от других предприятий, принятие к учету, обработка, включая передачу в архив), регламентируемое графиком и дающее возможность проинформировать всех заинтересованных лиц, довести до них принятие решения. Документооборот — процесс последовательного выполнения операций над документами с момента их создания или получения до исполнения или отправки. Складывается он из количества входящих, исходящих и внутренних документов. Отвечает за организацию документооборота главный бухгалтер предприятия. В его обязанности входит разработка правил документооборота и технологии обработки учетной информации, представленного в виде графика документооборота. Документы, составленные в хозяйственных подразделениях предприятия (управлениях, отделах, цехах, бригадах и т. д.), передаются в бухгалтерию. До записи в учетные регистры они подвергаются бухгалтерской обработке. Проводится она в три этапа: • первый этап — проверяются документы с точки зрения законности и целесообразности хозяйственных операций (по существу), а также сумма данной операции. Здесь может быть использован метод встречной проверки документов; • второй этап — производится формальная проверка документа на соблюдение формы документов и наличия в них обязательных реквизитов, проверяется правильность заполнения всех реквизитов, имеются ли предусмотренные подписи должностных лиц, участвовавших в совершении операции и оформлении документов; • третий этап — проверенные и принятые документы подвергаются группировке, арифметической проверке (правильности арифметических вычислений и подсчетов), таксировке (расценке)и контировке. Таким образом, документы проверяются по форме и содержанию, группируются по однородным признакам, что служит основанием для записей в учетных регистрах, после чего переплетаются в папки и используются для различных справок, проверок и документальных ревизий. Группировка представляет собой процесс учетной обработки документов. Характер группировки обусловлен перечнем представленных протаксированных документов. Цель группировки заключается в подготовке сводных данных по движению отдельных видов имущества и обязательств за отчетный период. Тем самым упрощается ведение первичного учета. Арифметическая проверка позволяет контролировать подсчеты итогов, правильность отражения количественных и стоимостных показателей. Таксировка — это определение денежной оценки хозяйственных операций, зафиксированных в документах. Многие поступающие в бухгалтерию документы имеют только натуральные показатели. При таксировке в таких документах указывают цены и суммы. Например, если в документе указан трудовой измеритель, выраженный в единицах времени (рабочих днях, часах, минутах), то его величина умножается на стоимость единицы данного времени. Контировка — бухгалтерская запись в первичном документе, т. е. проставление корреспонденции счетов по конкретной хозяйственной операции, вытекающей из содержания документа. Этот этап представляет собой более высокий уровень работы с документами. Налаживается система управления документооборотом в организации следующим образом: 1) разрабатывается положение о бухгалтерской службе; 2) составляются должностные инструкции для работников бухгалтерии и иных работников организации, имеющих отношение к учету; 3) составляется график документооборота в организации; 4) создаются технологии обработки учетной информации; 5) разрабатываются номенклатура дел и порядок текущего хранения документов; 6) проводятся экспертиза документов с точки зрения их ценности и подготовка дел к длительному хранению.
6.4. Способы исправления ошибочных записей в документах и учетных регистрах В первичных документах могут быть ошибки. Если они допущены в документах, которыми оформлены кассовые операции или банковские, то такие документы составляют заново независимо от характера ошибки, так как в кассовых и банковских документах исправления не допускаются. В первичных документах по учету материалов, основных средств ошибки исправляют: 1) корректурным способом, т. е. зачеркивают одной чертой неправильный текст или сумму так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое, и над зачеркнутым вписывают правильный текст или сумму. Исправление ошибки оговаривают записью «исправлено» с указанием даты исправления и заверяют подписями лиц, подписавших документ; 2) способ «красное сторно» — дополнительной проводки отрицательными (красными) чернилами, т. е. ошибочная запись повторяется красными чернилами. Это означает, что она вычитается из предыдущей. Затем пишут правильную сумму, но уже обычными чернилами. Так исправляют ошибочную корреспонденцию счетов или большую, чем следовало, сумму. Пример. Получены материалы от поставщиков на сумму 2000 руб. Вместо Д-10 К-60 — 2000 руб. мы делаем ошибочную запись: Д-20 К-60 - 12 000 руб. Для исправления делаются записи: Д-20 К-60 — 12 000 — ошибочная запись; Д-20 К-60 — 12 000 — повтор ошибочной записи (красное сторно); Д-10 К-60 — 2000 руб. — правильная запись.
3) способом дополнительных бухгалтерских проводок, составляется на основании бухгалтерских справок, когда для исправления ошибок требуется увеличение ранее записанных сумм по счетам. Пример. Получены денежные средства с расчетного счета — 6000 руб. Вместо Д-50 К-51 — 6000 руб. мы записали ошибочно: Д-50 К-51 - 4000 руб. Д-50 К-51 — 4000 руб. — ошибочная запись; Д-50 К-51 — 2000 руб. — дополнительная проводка.
6.5. Инвентаризация Для обеспечения достоверности бухгалтерского учета и отчетности предприятие проводит инвентаризацию имущества и финансовых обязательств. Инвентаризация — это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату. В практике различают четыре вида инвентаризации: 1) частичная — бывает 1 раз в год для каждого объекта (один или несколько видов имущества); 2) периодическая (плановая) — проводится в конкретные сроки в зависимости от вида и
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |