КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планы скоростей и ускорений шарнирного четырёхзвенника
Графоаналитический метод кинематического анализа Лекция 4-2011 Графоаналитический метод называют методом планов скоростей и ускорений. Задача о положениях решается графическим методом, то есть построением нескольких совмещённых планов механизма в выбранном масштабе длин. Задачи о скоростях и ускорениях решаются построением планов скоростей и ускорений звеньев механизма при определённых (заданных) положениях ведущего звена на основе заранее составленных векторных уравнений скоростей и ускорений звеньев механизма. Преимущество этого метода по сравнению с графическим в том, что он менее трудоёмок, так как позволяет определять скорости и ускорения (их величину и направление) на одном плане скоростей или плане ускорений для множества точек механизма. Недостатком метода является то, что требуется построить планы скоростей и ускорений для нескольких положений механизма (если необходимо определять скорость и ускорение при различных положениях механизма и его звеньев). При решении задач такого типа известны угловая скорость w1 ведущего звена 1 – кривошипа, длины звеньев и координаты неподвижных точек. Последовательность решения задачи: 1. Строится план механизма (рис. 2.2) в выбранном масштабе длин: , м/мм, где LOA – длина кривошипа, м; AO – длина отрезка, изображающего кривошип на плане механизма, мм. Для построения плана механизма остальные длины звеньев и координаты неподвижных точек шарнирного четырехзвенника (рис. 2.2) переводятся масштабом длин mL в отрезки: AB = LAB/mL, мм, BC = LBC/mL, мм, OC = LOC/mL, мм. 2. Составляются векторные уравнения линейных скоростей отдельных точек, принадлежащих звеньям механизма. Векторное уравнение для звена 2 (шатуна) V В = V А + V ВА, (4.1) где V А = V АО – скорость точки А, которая равна скорости точки А относительно оси вращения кривошипа точки О; V ВА – вектор относительной скорости точки В шатуна относительно А имеет направление, перпендикулярное отрезку АВ на плане механизма. Векторное уравнение для звена 3 (коромысла) V В = V С + V ВС. (4.2) Так как точка С (ось вращения коромысла 3) неподвижна, то её скорость равна нулю (V С = 0), а вектор относительной скорости точки В относительно С (V ВС) имеет направление, перпендикулярное отрезку ВС на плане механизма. 3. Строится план скоростей механизма – это не что иное, как графическое изображение на чертеже векторных уравнений (4.1) и (4.2) в каком-либо масштабе. План скоростей механизма и его свойства План скоростей желательно строить рядом с планом механизма Предварительно рассчитывается скорость точки А кривошипа: , м/с. Затем выбирается масштаб плана скоростей mu по соотношению , , где uA – скорость точки А, м/с; PVa – длина отрезка, изображающего на будущем плане скоростей скорость V A, выбирается произвольной длины в мм; при выборе желательно придерживаться условий: во-первых, план скоростей должен размещаться на отведённом месте чертежа, во-вторых, численное значение масштаба mu должно быть удобным для расчётов (mu должно быть круглым числом). После этого можно приступать к построению плана скоростей механизма. Его следует проводить в последовательности, соответствующей написанию векторных уравнений (4.1) и (4.2). Сначала проводится из произвольно выбранной рядом с планом механизма точки Рu (полюса плана скоростей) вектор скорости V А, который перпендикулярен отрезку ОА на плане механизма и имеет длину PVa, выбранную нами при определении масштаба плана скоростей mu. Затем через точку a проводится линия, перпендикулярная отрезку АВ плана механизма, а через полюс PV – линия, перпендикулярная отрезку ВС. Пересечение этих линий даёт точку b. В соответствии с векторными уравнениями (4.1) и (4.2) на построенном плане наносятся направления (стрелки) векторов V В и V ВА.
Рис. 2.2. 2 кл. 1 вид. Построение планов скоростей и ускорений.
Определим скорость точки К, принадлежащей шатуну. Для неё можно записать векторные уравнения скоростей: V К = V А + V КА, V К = V В + V КВ, где вектор скорости V КА перпендикулярен отрезку АК на плане механизма, а вектор V КВ – отрезку КВ. При этом из точки a плана скоростей проводим линию, перпендикулярную отрезку АК, а через точку b плана скоростей – линию, перпендикулярную отрезку ВК плана механизма. Построением этих векторных уравнений получаем точку k на плане скоростей. Величину скорости точки К можно вычислить по формуле VК = (РVk)mV, где РVk – длина соответствующего вектора на плане скоростей. Можно заметить, что треугольники на плане скоростей и плане механизма подобны: , так как стороны их взаимно перпендикулярны. Это свойство можно использовать для определения скорости любой другой точки, принадлежащей какому-либо звену механизма. Отсюда следует теорема подобия: отрезки относительных скоростей на плане скоростей образуют фигуру, подобную фигуре соответствующего звена на плане механизма. Стороны фигур взаимно перпендикулярны. Угловые скорости шатуна 2 и коромысла 3 рассчитываются по формулам , c-1, , c-1. Направления угловых скоростей определяются по направлениям векторов V ВА и V BC. Для этого вектор V ВА условно переносится в точку В плана механизма. Куда он будет вращать шатун 2 относительно точки А, в ту сторону и будет направлена угловая скорость шатуна ω2. Аналогично поступают со скоростью V ВС. В каком направлении будет вращаться коромысло относительно точки С, туда и будет направлена угловая скорость ω3. План ускорений механизма и его свойства Последовательность построения плана ускорений рычажного механизма аналогична построению плана скоростей. Рассмотрим её на примере механизма шарнирного четырехзвенника (рис. 2.2). Примем угловую скорость кривошипа постоянной (w1 = const, что является наиболее распространённым и рациональным видом движения в реальных механизмах). Векторное уравнение ускорений для звена 1 (кривошипа) а А= а АО = а nАО+ а tАО , где нормальная составляющая ускорения точки A относительно O рассчитывается по формуле . Вектор а nАО параллелен отрезку АО на плане механизма. Тангенциальная составляющая ускорения а tАО рассчитывается по формуле . В нашем случае угловое ускорение кривошипа e1 = 0, тогда . Векторное уравнение ускорений для звена 2 (шатуна) а В= а А + а nВА+ а tВА, где нормальная составляющая ускорения точки В относительно точки А рассчитывается по формуле . Вектор а nВА параллелен отрезку АВ и направлен от В к А, а тангенциальная составляющая а tВА перпендикулярна АВ. Векторное уравнение ускорений для звена 3 (коромысла) а В= а С + а nВС+ а tВС, где ускорение точки С а С = 0; нормальная составляющая ускорения точки В относительно точки С рассчитывается по формуле . Вектор а nВС направлен параллельно отрезку ВС плана механизма от В к С, а вектор а tВС – перпендикулярно ВС. Выбираем масштаб плана ускорений: , , где Раа’ – длина отрезка, изображающего ускорение на плане ускорений. Его длина выбирается произвольно из расчета, чтобы план ускорений разместился на отведенном месте чертежа и численное значение μа было удобным для расчетов (μа должно быть круглым числом). Тогда ускорение а nВА будет изображаться на плане ускорений вектором, имеющим длину , мм, а ускорение а nВС – вектором длиной , мм. Затем строится план ускорений (рис. 2.2) с использованием составленных векторных уравнений ускорений. Из произвольно выбранного полюса Ра параллельно отрезку ОА плана механизма проводится вектор ускорения , длина которого Раа′ была выбрана произвольно при расчете масштаба μа. Из конца этого вектора (точки а′) проводится вектор ускорения длиной а′n2, который должен быть параллелен отрезку АВ плана механизма и направлен от точки В к точке А. Перпендикулярно ему через точку n2 проводят прямую. Затем из полюса Ра проводят вектор ускорения длиной Раn3. Перпендикулярно ему через точку n3 проводят прямую до пересечения с прямой, проведенной через точку n2 перпендикулярно отрезку АВ. Точка пересечения обозначается буквой b′, которая, будучи соединена с полюсом Ра, образует отрезок Раb′, изображающий вектор полного ускорения точки В. Используя план ускорений, можно вычислить ускорения , Запишем , где w2 и e2 – угловые скорость и ускорение шатуна. , где w2 и e2 не зависят от выбора (расположения) полюса Ра плана ускорений, а отношение масштабов постоянно (mL/ma = const) для данного плана ускорений. Поэтому для любой точки (например, К, принадлежащей шатуну) можно записать пропорции . Отсюда формулируется теорема подобия: отрезки полных относительных ускорений на плане ускорений образуют фигуру, подобную соответствующей фигуре звена на плане механизма. Величину ускорения точки К можно вычислить по формуле . Угловые ускорения звеньев шатуна , c-1, направление e 2 определяются по а tВА; угловые ускорения звеньев коромысла , c-1, направление e 3 – по а tВс. Так как w 2 и e 2 направлены в противоположные стороны, вращение шатуна является замедленным.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 9883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |