КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Отличие искусства от религии и философии
Разум Разум – это единство сознания как такового и самосознания. Сознание как таковое возникает у человека через отношение его противоположности к окружающему миру: Я – не-Я. Самосознание образуется благодаря отношению противоположности нашего Я к самому себе: Я – Я. Представляя собой единство сознания как такового и самосознания, разум формируется через вхождение нашего Я в отношение противоположности к своему собственному содержанию – наполняющим его знаниям. Назначение разума – приводить имеющиеся в наших головах знания в осмысленный порядок, соответствующий реальному положению дел в мире. Подобно тому как у плохой хозяйки вещи в платяном шкафу могут пребывать в беспорядке, так и содержащиеся в голове человека знания о внешнем мире без проявления к ним должного внимания со стороны его Я будут находиться в таком же беспорядочном состоянии. Чтобы этого не происходило, наше сознание вынуждено заниматься своим внутренним хозяйством. С этой целью оно противопоставляет себе все находящиеся в нём знания и стремится привести их в осмысленную упорядоченную систему. Такова функция разума. Сознание как таковое и самосознание формируются у человека сами собой, в силу только того обстоятельства, что он рождается и вырастает в условиях общества. Но в отличие от них разум не может возникнуть подобным образом. Деятельность сознания по приведению всего арсенала используемых нами понятий в логически упорядоченную систему представляет собой целую науку. В силу этого человека требуется учить разуму.
Так обстоит дело с понятием сознания. Скромное желание выяснить, что же оно собой представляет, при серьёзном к нему отношении обернулось тем, что мы здесь получили. Сознание – это и сознание как таковое, и неотделимое от него самосознание, и их содержательное единство – разум. Но для того, чтобы наше Я могло разумно распоряжаться своими знаниями, ему необходимо прежде создать их. В качестве производящего все свои знания, дух человека проявляет себя в форме интеллекта.
Различие трёх данных форм выражения людьми своих знаний о мире, обусловлено тремя ступенями деятельности нашего интеллекта.
Интеллект – это внутренняя мастерская нашего духа. Задача интеллекта: а) производить знания об окружающем мире, б) хранить их, в) преобразовывать их в различные планы и проекты по переустройству мира. Ничего другого ему не дано. В этом смысле интеллекти деятельность познания представляют собой одно и то же. Все интеллектуальные способности человека – созерцание, представление, воображение, память, мышление – не имеют никакого самостоятельного значения вне деятельности познания и представляют собой лишь её рабочие моменты. Соответственно, чтобы понять, что такое интеллект, как он устроен, необходимо рассмотреть сам процесс производства знаний об окружающем мире.
Данный процесс включает в себя три последовательные ступени (сферы) деятельности интеллекта: а) созерцание, б) представление, в) мышление. На первой ступени – созерцания – мы только непосредственно ощущаем интересующие нас предметы: видим их, слышим, осязаем, обоняем, пробуем на вкус. На второй ступенииз воспринятых ощущений в нашем внутреннем представлении формируются образы предметов. При этом сам предмет мы можем уже не созерцать. Нам достаточно сохранившегося в нашем представлении его идеального образа. Попавшие в сферу представления человека образы предметов освобождаются от всех своих реальных связей. В силу этого наш интеллект получает возможность проявлять своё воображение: ассоциации и фантазии.
Ассоциативная способность воображения основана на тождестве (схожести) и различии представляемых нами образов предметов.
Что же касается "законов ассоциации", то как таковых их просто нет. Своеобразие ассоциаций зависит главным образом от состояния того человека, которому они принадлежат. Они возникают по принципу: "у кого чего болит, тот о том и говорит". Обычный разговор между людьми, собравшимися поболтать о том о сём, развивается как раз в русле спонтанно возникающих в ходе него ассоциаций. Начинают говорить о погоде, затем переходят на соответствие ей своей одежды, от одежды – к ценам, от цен – к политике и т.д. Результатом деятельности воображения становятся общие представления предметов. Например: яблоко как таковое, дерево вообще. Общие представления могут быть близко схожими со своими предметами, а могут совсем не походить на них. Чем выше уровень общности таких общих представлений, тем менее они начинают походить на свои реальные прототипы. Тем самым ассоциирующая сила воображения переходит в фантазию, создающую собственный мир искусственных образов.
Однако, попав в сферу внутреннего представления человека, образ предмета оказывается как бы в тупике. Для того чтобы мы смогли передать этот образ другим людям, его необходимо как-то вновь перенести во внешний мир. Решается эта задача посредством изготовления символов и знаков.
Когда для выражения сути своих представлений мы применяем образы реальных предметов, мы создаём символы. Лиса выражает хитрость. Бык – упорство, способность двигаться только вперёд. Лев – великодушие. И т.д. При этом из образа-символа берётся только одно какое-то его свойство, а именно то, которое совпадает с нашим представлением. Все остальные свойства не учитываются. Поэтому символ всегда многозначен. И надо ещё догадаться, что именно он обозначает.
Но не все из порождаемых нашим воображением представлений могут быть выражены посредством образов реальных предметов. Наше воображение в обилии создаёт такие представления, содержание которых не может вместиться в образы либо реально существующих предметов, либо в принципе не выразимыми посредством символов. Для овнешнения таких представлений интеллект вынужден создавать искусственные образы, которые называются знаками. Знаки изготавливаются из какого-либо внешнего материала. При этом в форму знака вкладывается содержание (смысл) представляемого человеком образа предмета. Например. Для обозначения образа вода, мы рисуем на бумаге или песке две волнистые линии.
Знак – это важная ступень в развитии нашего интеллекта. Если мы обозначили с помощью какого-то внешнего материала своё внутреннее представление, то тем самым мы придали этому материалу чуждое ему самому значение – значение своего представления. Этим обозначающая деятельность интеллекта отличается от символизирующей. Символом может выступать только такой предмет, собственное содержание которого в той или иной степени соответствует содержанию представления, которое он выражает. В знаке же внешний материал и вкладываемое в него значение (содержание представления) не имеют между собой уже ничего общего.
Соответственно, чтобы пользоваться знаками людям сначала приходится учиться понимать их значение. Для человека, который не знает значения какого-либо знака, его просто не существует. Об этом говорит и этимологическая цепочка слов: знак – обозначение – значение – знать – знание – познание и т.д. В зависимости от материала, из которого создаются знаки, и придаваемых им пространственно-временных параметров, они подразделяются на две группы: а) собственно знаки, б) знаки-слова. Собственно знаки. В качестве примеров существования собственно знаков можно привести великое множество окружающих нас вещей: любая униформа, указывающая на принадлежность человека к какой-либо службе; калибр и число звёздочек на погонах, указывающих на его служебное положение; дорожные знаки; фирменный логотип, жесты рук и мимика лица, корона и другое царское обличье, президентский штандарт; школьный звонок, возвещающий о начале и конце занятий; обручальное кольцо на одной из рук; различные графики и линии кардиограмм и т.д. Общим для всех знаков является то, что они обозначают собой совсем не то, чем являются по своему природному материалу и форме. Знаки-слова. Наиболее универсальным знаком является слово. Слова создаются из воздуха. Воздух представляет собой пластичное вещество, которое моментально изменяется под воздействием голоса и столь же моментально восстанавливает свою аморфность. С помощью гортани, языка и губ мы производим звуки. Сочетание нескольких звуков становится словом. Слово, закреплённое за образом предмета, становится его именем. Сами слова не имеют имён, поскольку каждое само имя. Смысловая связь нескольких слов-имён образует самостоятельный фрагмент речи: повествовательное предложение, суждение, умозаключение. Последовательный ряд предложений составляет речь. А развитая во всех своих звеньях система речи представляет собой человеческий язык в целом. (Письменность – это знак знака. Написанное на бумаге слово является графическим знаком звучащего слова. Письменность снимает преходящий характер разговорной речи и придаёт ей форму устойчивого существования в виде текста.)
С тех пор как, согласно Библии, Адам по велению Бога дал имена всем одушевлённым и неодушевленным предметам, и по сегодняшний день в сознании людей все предметы мира присутствуют не только в форме образных представлений, в каковой они имеют место быть и в головах животных, но и в форме обозначающих их слов-имён. Единство слова-имени и содержания (смысла) обозначаемого им представления обеспечивает память человека. При упоминании имени память воспроизводит весь хранящийся в нашем представлении материал, относящийся к обозначаемому им предмету. Благодаря памяти имена и образы предметов сохраняют свою связь с реальным содержанием окружающего нас мира. Знаки-слова позволили людям передавать свои внутренние образы и общие представления друг другу. Иначе говоря, благодаря употреблению слов люди обрели речь и научились разговаривать. Но в дополнение к этому благодаря словам люди развили третью ступень деятельности своего интеллекта – ступень мышления. Мышление происходит только посредством слов. Связывая слова между собой, мы создаём мысли. Слова составляют ткань мысли, а человеческий язык в целом является телом мышления. Никого другого, так называемого невербального (бессловесного) мышления, не существует. Только слова придают мыслям действительноесуществование, и мышление лишь в такой степени способно отражать содержание предметного мира, в какой оно оперирует словами.
На ступени мышления мы постигаем понятия вещей. Понятие – это то, что надо понять. Чистое понятие – это то общее, что присуще понятиям всех предметов. Если каждый конкретный предмет имеет своё понятие, то, следовательно, у всех у них (у их понятий) должно быть что-то общее. Вот это общее и есть то, что мы называем чистым понятием или понятием как таковым. А именно...
Любой предмет представляет собой нечто целое. Как целое он состоит из частей, а части – из элементов. На языке чистого понятия целое называется всеобщим, части – особенным, а элементы – единичным. Что бы познать предмет, т.е. получить его понятие, необходимо сначала а) выявить в нём все его реальные части и элементы, а затем б) мысленно связать их воедино так, чтобы в итоге получилось понимание предмета как целого.
После того, как понятие вещи станет достоянием нашего интеллекта, мы можем мысленно преобразовать его, изменить соотношение его сторон, частей и элементов. В итоге, мы создаём относительно новое понятие, которое становится по сути проектом по изменению (переделке, обновлению) самого реального предмета. Таковы три ступени деятельности интеллекта, в последовательности которых строиться процесс познания окружающего мира. В соответствии с этими же ступенями люди выражают приобретённые ими знания о мире. На первой ступени – созерцания – знания принимают форму произведений искусства. За счёт обработки какого-либо внешнего материала художник создаёт чувственно воспринимаемое творение, в образ которого вкладывает своё идеальное представление о мире. На второй ступени – внутреннего образного представления – знания о мире принимают форму религиозной картины мироздания. Эта картина может быть сколь угодно произвольной и эклектичной, но главным в ней является единство создаваемое ею. На третьей ступени – мышления – знания о мире принимают научную форму, т.е. форму понятий. Каждая конкретная наука вырабатывает свой собственный круг понятий, посредством которых делает изучаемую ею область мира достоянием нашего мышления. Философия же видит свою задачу в том, чтобы свести весь этот разрозненный массив понятий в единую научную картину мира, показывающую его как целое.
В разработке всех трёх перечисленных форм принимают участие все ступени деятельности интеллекта – и созерцание, и представление, и мышление. Однако определяющей для каждой из них является только одна. В искусстве – внешне созерцаемый предмет. В религии – внутренне представляемая образная картина мира. В науке – отстраиваемое мышлением понятие мира. Например, тот факт, что при создании религиозной картины мироздания активное участие принимало мышление, вовсе не означает, что эта картина уже положена собственно как мысль в её строгом развитии. Созерцания и представления имеют и животные. Мышление же существует только у человека. Всё человеческое является таковым лишь постольку, поскольку оно произведено мышлением.
Мышление участвует в создании и произведений искусства, и религиозной картины мироздания и, само собой, научной картины мира. И оно же стремиться к тому, чтобы познать все свои творения, постичь всё то, что оно само создало. Только в этом случае, мышление достигает полноты своей реализации и делает свою собственную деятельность предметной для самого себя. Отсюда произрастает потребность человека в научном познании сферы произведений искусства. Иначе говоря, наука эстетика обязана своим появлением потребности нашего мышления познать все свои творения, в том числе и те, которые были созданы им в форме произведений искусства.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |