Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этика как наука о морали. Предмет и задачи этики

Таким образом,

В современное время этика – область знания, наука, а мораль (нравственность) – её предмет изучения.

«Духовно ли современное общество: проблема

нравственности в России и мире на рубеже столетий».

Начало XXI века - время нравственного самоопределения России в целом и глубоких духовных поисков каждой личности в отдельности.

2 команды, комиссия экспертов

Утверждающая команда, опираясь на определенные аргументы, должна доказать рост духовности российского общества.

Отрицающая команда, опираясь на контраргументы, должна опровергнуть доказательства утверждающей команды.

Комиссия экспертов после выступления команд определяет, чья позиция была более аргументированной.

 

Опорные аргументы Опорные контраргументы
§ Рост религиозности, количества верующих- прихожан, клира, церквей, монастырей. Восстановление религиозных памятников и возвращение ценностей, их популяризация. § Гуманистический подход в различных сферах жизни (социальные отношения, образование и т.д.). § Гуманитарные организации и общества помощи нуждающимся (Красный Крест и т.д.). Индивидуальные вклады граждан. § Понятие и проблемы толерантности в социальных, межнациональных, гендерных, межконфессиональных отношениях. § Психологический подход и его роль в современной жизни. Помощь психолога в разрешении нравственных вопросов. Значение психологического фактора при анализе событий и явлений. § Рост образованности, просвещённости как показатель духовности и нравственной устойчивости. · Рост преступности и других проявлений жестокости. · Отрицательное значение компьютеризации, ТV. · Реклама – двигатель нравственного регресса? · Экономический кризис середины 90-х гг. и его социально-психологические последствия. · Угроза терроризма и его нравственное значение. · Экстремизм, национализм, движение антиглобалистов и скинхедов. · Инфекционные, вирусные заболевания. · «Свобода нравов» в семейно-брачных, половых и межличностных отношениях. · Сектантство. · Наркомания, проституция. · Недостатки современного образования (элитные и сельские школы). · «Синдром большого города». Социально-нравственные последствия активной современной урбанизации.

 

В этической теории исходными терминами являются «этика», «мораль» и «нравственность».

Необходимо предварительно определить значение этих понятий, поскольку и в научной литературе и в повседневной жизни им придают различный смысл.

Каково происхождение слова «этика»?

Слова «этос» у древних греков, «морес» - у римлян, дхарма - у жителей древней Индии, «моат» - в Древнем Египте означали обычай, порядок, житейское правило. Они были тождественны по смыслу. Это тождество сохранилось и сегодня при их использовании за границами науки, в повседневной лексике. Говорят, например, этические проблемы, моральные или нравственные вопросы, имея в виду одно и тоже. Однако, в науке понятия «этика», «мораль», «нравственность» различают.

1) Принято считать, что первым, такое различие внес Аристотель, употребив термин «этика» для обозначения своего учения о воспитании добродетелей в "«Никомаховой этике". Однако это не совсем так: Аристотель называл свою науку о жизненной мудрости и практических знаниях политикой. Этикой Никомаха её назвали ученики, записывающие беседы своего учителя.

2) Термин «этика» как философская наука встречается позже, у стоиков, которые включают её в один из разделов философии наряду с физикой и логикой. Они же образно определили и место этики в своей системе философских знаний: логика - это ограда, физика - плодоносная почва, этика - её плоды. Смысл и истина философии, с точки зрения стоика, заключены в этике; философские знания лишь средство для приобретения мудрости, умения жить.

3) В наши дни этика также рассматривается как философская наука о морали (B некоторых странах, например в США, вместо этики чаше употребляют понятие нравственная философия)

Философский характер этических знаний. Нередко этику необоснованно (умышленно или неосознанно) стремятся отделить от философии и отправить в самостоятельное плавание вдали от теории и методологи, которым она обязана своим происхождением. В учебных заведениях нередко это связано с изучением только профессиональной этики без глубоких знаний сущности и природы нравственно-духовного феномена жизни людей.

Без нравственной составляющей у философии нет связи с практикой. Поэтому не случайно этику называют практической философией.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Духовная культура личности. Менталитет. Мораль. Нравственность | Из сказанного следуют три практических вывода
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.