Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антропологические теории морали

Заметное место в натуралистической философии занимают этические школы, стремящиеся обнаружить нравственное начало не в «царстве животных», а в биологической природе самого человека не выходя за её границы. Такой принцип обоснования морали встречается уже в древности. И поскольку у разных философов понимание природы человека не было одинаковым, то и сущность морали толковалась по-разному. Так, 3.1. в школе Эпикура она выводилась из присущего человеческой природе стремления к удовольствию. Этот принцип в дальнейшем лег в основу этических концепций гедонизма и эвдемонизма. 3.2. Стоики, напротив, суть человека и его нравственности видели в отказе от земных страстей. Позже эта идея перешла в раннее христианство.

3.3. В Новое время антропологический подход к нравственности ярко проявляется в этике Л. Фейербаха, который считал исходным началом и истиной морали счастье. С точки зрения немецкого философа, счастье заложено в самой природе человека и отличает его от других живых существ. Наиболее полно оно воплощается в любви, которая рассматривается как высшая нравственная ценность человека. Только в любви, по мнению Фейербаха, человек обладает подлинной ценностью. Стремление к счастью для одного неотрывно от счастья его близких, поэтому такое стремление становится одновременно и нравственным долгом: не препятствовать счастью других.

3.4. Психоаналитическая теория

Проблемой поиска нравственных начал в биологической структуре человека занималась и психоаналитическая философия. Её основатель 3. Фрейд разработал «новую модель» природы человека, считая, что ни одна из ранее существующих теорий не смогла объяснить суть человека, поскольку они не обращались к тому, что лежит за границами сознания человека. С точки зрения Фрейда, глубинные бессознательные процессы обусловливают появление всех форм культурной деятельности человека, в том числе и нравственности.

3.5. Концепции генетического детерминизма морали

Новый импульс в своем развитии натуралистическая этика получает с прогрессирующим развитием генетики, в рамках которой начинается активный поиск «моральных» генов - эгоистических и альтруистических. В книге Р. Дошинза «Эгоистический ген» высказывается мысль о том, что на генетическом уровне идет жесткая конкуренция и генам удается выжить лишь благодаря «безжалостному» эгоизму. «Эгоистические» гены проецируют свой характер на поведение человека, мотивируя его. Гены не только эгоистичны, -считает автор книги, - им присущи «стадность» и «соперничество»; они могут быть «счастливы», «лояльны», «безжалостны»

3) Социальная –

почти напрямую связывает нравственные ценности с текущими интересами людей и социальных групп. Отдельные представители культур заявляют, что мораль определяется культурными традициями того или иного народа и не может быть универсальной, общечеловеческой.

 

Этические учения, обосновывающие природу морали, исходя из социальных факторов, не менее разнообразны, чем натурфилософские. Это объясняется наличием многих социальных причин, вызвавших появление и функционирование морали и неоднозначностью методологических принципов, применяемых для её исследования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эволюционные (биологические) теории морали | Социально-коммуникативные теории морали
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.