Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюционные (биологические) теории морали

Космологические теории морали

Натурфилософские теории морали

1. Космологические теории морали (этика космической теологии, космическая этика)

2. Биологические концепции морали (эволюционная этика, этология)

3. Антропологические теории морали (Л.Фейербах), Психоаналитические теории морали (3. Фрейд), Концепция генетического детерминизма морали

Идея о космическом источнике морали встречается уже в древнегреческих учениях о возникновении Вселенной (космогонии). Об этом, в частности, свидетельствуют фрагменты философских мыслей Гераклита. Древнегреческий философ рассматривает Космос как внутренне единое целое, в котором правит всеобщий закон, «все себе подчиняющий Логос». Логос, по Гераклиту, не только космический, но и нравственный закон, определяющий судьбы людей.

Интерес к взаимосвязи Космоса, этики и морали возрос в XX веке. В первой его половине на Западе, особенно в США (Ф. Вуддридж, У. Шелдон) и Англии (О. Степлон), получает распространение этика космической теологии. Согласно этому учению высшее благо и добро находятся в некой мировой космической цели лежащей в основе эволюционного развития Вселенной, а моральное назначение природы человека состоит в его сознательном содействии реализации этой цели. В России термин «космическая этика» встречается в философии русского космизма К. Циолковского, который рассматривал жизнь как космическое явление. Субстанция этой жизни - «бессмертный элементарный атом», по мнению ученого, переносится в разные концы Вселенной, в результате чего возникает «космическая этика» или «круговая порука нравственных существ».

Другое направление в натуралистической этике пытается обнаружить мотивы нравственных поступков, мораль в мире животных. В этом направлении этических исследований выделяются два течения: эволюционная этика и этология.

2.1. Исходным принципом эволюционной этики служит известная теория Ч. Дарвина, согласно которой сущностью органической эволюции является естественный отбор, в ходе которого возникает человек, его сознание и нравственные качества. Причем, последние появляются на основе «общественных» инстинктов, свойственных многим животным (удовольствие в общении, родительская забота, совместная защита от неприятеля, взаимопомощь и др.), которые они приобрели посредством естественного отбора.

Видными представителями эволюционной этики XIX начала XX веков являются Г. Спенсер, Т. Гексли, П. Кропоткин и др. Г. Спенсер рассматривал мораль как результат всеобщей эволюции, способ приспособления человека к природной среде для сохранения его как вида. Известный русский общественный деятель П. Кропоткин также полагал, что нравственный прогресс начался еще в животном мире, затем перешел к человеку и благодаря искусству достиг более высокой стадии.

2.2. Идеи эволюционной этики находят свое обоснование и в этологии науке о поведении животных. Её представители исходят из того, что человек, в первую очередь, существо не социальное, а биологическое, инстинктивное, поэтому источник морали, мотивы поведения человека заложены в биологических механизмах. Так, по мнению немецкого философа А. Гелена (1904-1976) жизнь людей регулируется несколькими основными инстинктами составляющими основу морали: инстинктом заботы о потомстве, инстинктом восхищения перед цветущей жизнью и сострадания перед жизнью гибнущей, инстинктом безопасности. На базе этих инстинктов формируются три этноса биологического происхождения. Из инстинкта заботы вырастает идеология гуманизма, из инстинкта восхищения и сострадания - «этика потребительства», из инстинкта безопасности рождается «этика закона и порядка» и формируется идея государства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Религиозные концепции морали | Антропологические теории морали
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.