Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура морального сознания

Моральное сознание личности. Структура и содержание

Лекция 4. Теоретические основы морали. Индивидуальная этика.

1. Моральное сознание личности

2. Нравственное отношение человека к другим

 

Французский философ, писатель и физик Б.Паскаль сказал, «человек есть всё и ничто, в нем одновременно величие и ничтожество». Природа этих непримиримых противоречий заключена в духовном мире личности. Его со­зидательная и разрушительная сила таковы, что способны и возвышать лич­ность до превосходной степени человечности и благородства и опускать в омут подлости и зла. Нравственные качества человека, их проявление в раз­личных ситуациях изучает индивидуальная этика. Индивидуальная этика - это не этика, основанная на индивидуализме, а этика нравственной индивиду­альности личности и отношений между индивидуумами. Она исследует нрав­ственный мир личности, его моральное сознание, отношение к самому себе и отношение к другим. Духовной субстанцией нравственного мира человека, определяющей его линию жизни и поступки является моральное сознание.

 

 

Человек становится нравственной личностью с возникновением у него морального сознания. Такое сознание порождает особые отношения между людьми, вводит их в круг добра и зла, определяет человеческий путь, драма­тургию жизненных целей, осеняет верой, надеждой и любовью. Ответить на вопрос о том, что представляет собой моральное сознание, поможет рассмот­рение его основных элементов.

 

Поэтому моральное сознание выражается в форме знаний, убеждений, чувств, интуиции, из которых и вытекает обязующая сила нравст­венности, её особенность и уникальность. Все перечисленные понятия мо­рального сознания составляют структуру в целом человеческого сознания, в котором нет вообще знаний, убеждений, чувств. Последние проявляются в конкретной форме, как научные, обыденные, политические, экономические, нравственные и другие знания, убеждения и чувства.

1) Морально-этические знания. Знания о моральных проблемах, как и любые другие формы знаний, имеют два уровня - обыденный (моральные знания) и теоретический (этические знания). В действительности, в сознании конкретной личности эти уровни переплетаются, проникают друг в друга и образуют совокупность морально-этических знаний.

Морально-этические знания, их формирование являются исходным на­чалом в нравственной социализации личности. Еще Сократ отождествлял мораль со знанием: для того, чтобы быть справедливым, говорил он своим ученикам, надо знать, что такое справедливость. Добро и мудрость, как совершенное знание, по мнению древнегреческого философа неотделимы: «кто добр, тот мудр».

Содержание морально-этических знаний составляют представления и понятия. Мы можем знать о нравственных явлениях или в результате непо­средственного созерцания (представления) или в результате рефлексии, раз­мышлений, на основе которых образуются понятия. Представление - это не­посредственное знание о добре и зле, нравственных нормах и формах поведе­ния. Нравственное представление может возникнуть и на основеинтуиции, содержащей знания, возникающие без осознания путей их получения.

Однако самый распространенный и доступный любому способ получе­ния нравственных представлений о различных сторонах бытия является обы­денный житейский опыт. Самые сильные впечатления о добре и зле, верности и измене, любви и ненависти мы получаем не из книг, кинема­тографических и театральных сюжетов, а непосредственно из жизни. Поэто­му она и является самым суровым, правдивым и информационно насыщен­ным источником наших представлений о нравственной жизни.

Нравственное понятие, в отличие от представлений, это «разумное» знание опосредованное моральной рефлексией, размышлением о смысле доб­ра и зла. В этой форме знания мы становимся духовными владельцами нрав­ственных ценностей и идеалов. Без знания они не могут стать нашими. Зна­ния - это единственный способ духовного овладения вещами

Казалось бы, овладеть этическими знаниями по сравнению с экономи­ческими, естественнонаучными, профессиональными и т.д. не составляет большого труда, но опыт говорит о другом. Больше всего путаницы, противо­речивых суждений, неясных представлений и в этой связи неоднозначных по­ступков присутствует именно в области морали. Это связано с тем, что этиче­ские знания - это особый вид социальных знаний, не похожий ни на какой другой феномен культуры. В нем соединяются воедино три духовных компо­нента: нравственная ценность, идеал и императив. Например, «справедли­вость» - это одна из высших моральных ценностей, в то же время это и идеал, к которому следует стремиться, это и императив - нравственный закон прак­тической деятельности. Отсюда и сложность усвоения этого нравственного понятия: оно должно быть воспринято не просто как обычное знание, а как высшая ценность, как идеал и нравственный закон.

Наиболее содержательные, теоретически оформленные и обоснованные нравственные понятия представляют собой этические категории. Добро и зло, справедливость и несправедливость, долг и ответственность, выделенные из бурного потока жизни и перенесенные в мир абстракций, приобретают но­вую судьбу, становятся результатом глубоких размышлений о сущности нравственных отношений. В этических понятиях содержится стремление познать и зафиксировать истину нравственного бытия, глубинную сущность до­бра и зла.

Морально-этические знания в определенных жизненных ситуациях, как сталь после закалки, могут приобретать новые качества и трансформировать­ся в другой элемент нравственного сознания - моральные убеждения.

2) Моральные убеждения. Убеждения отличаются от знаний, прежде все­го глубиной их усвоения личностью. Не всякое знание становится убеждени­ем, а лишь то, в истинность и правоту которого мы верим и руководствуемся им в жизни. Человек убежден в том, что является для него в высшей степени ясным, очевидным, правильным. Известный немецкий философ К.Ясперс приводит пример, показывающий различие между знанием и убеждением. Коперник знал, что Земля вращается вокруг Солнца, а Бруно был в этом убе­жден. Первый отрекся от своей точки зрения, а второй нет, и принял мучени­ческую смерть.

Убеждение как форма морально осознанного личного отношения к дей­ствительности обязывает принять на себя ответственность за предлагаемые последствия совершаемых поступков, они пробуждают совесть, мобилизуют волевые качества личности - мужество, решительность, стойкость. Все вели­кие свершения людей в различных областях жизни вытекали из их убежден­ности в высшей правоте и необходимости их действий.

Качество моральных убеждений во многом зависит от их источника. Они могут быть основаны на вере, авторитете, знаниях и собственном опыте, принимать не только разумные, рациональные, но и извращенные, иррацио­нальные формы. Самым массовым видом такого рода убеждений является предубеждение (предрассудок) - заведомо неадекватная реальности установка, препятствующая правильной моральной оценке людей, событий, жизнен­ных ситуаций. В крайне негативном виде убеждения могут превращаться в фанатизм - иступленную, слепую приверженность исповедуемой идеи, ис­ключающая компромисс, толерантность, диалог, взаимопонимание.

Убеждения всегда окутаны эмоционально-психологической сферой, они неизбежно порождают следующий элемент морального сознания - пере­живания, чувства.

3) Моральные чувства. Гегель писал о том, что «Всему тому, что основа­но на человеческой мысли, может быть придана форма чувства» Это - верно, однако для этого знания должны сначала стать убеждениями. Путь от знания к чувствам лежит через убеждение.

Человеческие чувства в абстрактном плане представляют собой форму которая может быть наполнена различным содержанием. Нам известны чув­ства любви и ненависти, справедливости и несправедливости дружбы и враж­ды. В чувстве обнаруживается самое противоположное содержание, в нем могут воплощаться как самые благородные, великие устремления, человека так и самые низменные, подлые. Это - сосуд, который может быть наполнен как благородным напитком, так смертельной отравой. Как справедливо заме­тил Гегель, чувство - это субъективность, которая может быть воплощена в дурном и высоком смысле. «На одной и той же почве произрастает царственное растение и буйно разрастающаяся сорная трава». Нравственное чувство, используя сравнение Гегеля, - это почва, на которой «произрастает царское растение», ибо в них содержатся самые благородные и добрые намерения.

На этой особенности чувств основано искусство - одно из самых действенных средство нравственного развития личности. Истина в искусстве представлена в конкретно-чувственном образе, способном вызывать соответствующие чувства; поэтому в искусстве мы сопереживаем вместе с героями, в своих чувствах переживаем их судьбу, радости и невзгоды. В этом сила искусства, способного, как считали древние греки, вызывать нравственное очищение внутреннего мира человека, нравственные размышления и чувства.

На самом деле, истоки нравственности коренятся не в чувствах (иначе человек не отличался бы от животных, которые также обладают чувствами, но не являются справедливыми или несправедливыми, не обладают нравст­венностью), а в более высоких духовных инстанциях - знаниях и убеждениях. Именно они делают человека человеком, определяют его отличие среди дру­гих живых существ. Чувства - это эмоционально-психологическое оформле­ние более высоких духовных качеств личности. У нас есть чувство справед­ливости и свободы, но причина их существования не в чувстве, а в более вы­сокой духовной сфере.

В психологии нравственных чувств можно выделить три уровня их развития, рис.3.1.

Уровни развития нравственных чувств

1) Сопереживание

Может быть связано, не только с положительны­ми мотивами, но и с эгои­стическими (переживание за другого, основанное на за­боте о собственном благо­получии)

2) Сочувствие

Более сложная форма эмоционального восприятия, основанная на потребности в благополучии другого чело­века.

3) Содействие

На этом уровне чув­ства соединяются с действием, практическим оказанием помощи. Это – высшая фор­ма взаимопонимания.

Таким образом, структуру нравственного сознания образуют знания, чувства и убеждения. Однако изучение морального сознания не может огра­ничиваться выделением его основных структурных элементов, дальше необходимо рассматривать их содержание.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Высшие нравственные ценности | Особенности нравственного мышления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.