КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура морального сознания
Моральное сознание личности. Структура и содержание Лекция 4. Теоретические основы морали. Индивидуальная этика. 1. Моральное сознание личности 2. Нравственное отношение человека к другим
Французский философ, писатель и физик Б.Паскаль сказал, «человек есть всё и ничто, в нем одновременно величие и ничтожество». Природа этих непримиримых противоречий заключена в духовном мире личности. Его созидательная и разрушительная сила таковы, что способны и возвышать личность до превосходной степени человечности и благородства и опускать в омут подлости и зла. Нравственные качества человека, их проявление в различных ситуациях изучает индивидуальная этика. Индивидуальная этика - это не этика, основанная на индивидуализме, а этика нравственной индивидуальности личности и отношений между индивидуумами. Она исследует нравственный мир личности, его моральное сознание, отношение к самому себе и отношение к другим. Духовной субстанцией нравственного мира человека, определяющей его линию жизни и поступки является моральное сознание.
Человек становится нравственной личностью с возникновением у него морального сознания. Такое сознание порождает особые отношения между людьми, вводит их в круг добра и зла, определяет человеческий путь, драматургию жизненных целей, осеняет верой, надеждой и любовью. Ответить на вопрос о том, что представляет собой моральное сознание, поможет рассмотрение его основных элементов.
Поэтому моральное сознание выражается в форме знаний, убеждений, чувств, интуиции, из которых и вытекает обязующая сила нравственности, её особенность и уникальность. Все перечисленные понятия морального сознания составляют структуру в целом человеческого сознания, в котором нет вообще знаний, убеждений, чувств. Последние проявляются в конкретной форме, как научные, обыденные, политические, экономические, нравственные и другие знания, убеждения и чувства. 1) Морально-этические знания. Знания о моральных проблемах, как и любые другие формы знаний, имеют два уровня - обыденный (моральные знания) и теоретический (этические знания). В действительности, в сознании конкретной личности эти уровни переплетаются, проникают друг в друга и образуют совокупность морально-этических знаний. Морально-этические знания, их формирование являются исходным началом в нравственной социализации личности. Еще Сократ отождествлял мораль со знанием: для того, чтобы быть справедливым, говорил он своим ученикам, надо знать, что такое справедливость. Добро и мудрость, как совершенное знание, по мнению древнегреческого философа неотделимы: «кто добр, тот мудр». Содержание морально-этических знаний составляют представления и понятия. Мы можем знать о нравственных явлениях или в результате непосредственного созерцания (представления) или в результате рефлексии, размышлений, на основе которых образуются понятия. Представление - это непосредственное знание о добре и зле, нравственных нормах и формах поведения. Нравственное представление может возникнуть и на основеинтуиции, содержащей знания, возникающие без осознания путей их получения. Однако самый распространенный и доступный любому способ получения нравственных представлений о различных сторонах бытия является обыденный житейский опыт. Самые сильные впечатления о добре и зле, верности и измене, любви и ненависти мы получаем не из книг, кинематографических и театральных сюжетов, а непосредственно из жизни. Поэтому она и является самым суровым, правдивым и информационно насыщенным источником наших представлений о нравственной жизни. Нравственное понятие, в отличие от представлений, это «разумное» знание опосредованное моральной рефлексией, размышлением о смысле добра и зла. В этой форме знания мы становимся духовными владельцами нравственных ценностей и идеалов. Без знания они не могут стать нашими. Знания - это единственный способ духовного овладения вещами Казалось бы, овладеть этическими знаниями по сравнению с экономическими, естественнонаучными, профессиональными и т.д. не составляет большого труда, но опыт говорит о другом. Больше всего путаницы, противоречивых суждений, неясных представлений и в этой связи неоднозначных поступков присутствует именно в области морали. Это связано с тем, что этические знания - это особый вид социальных знаний, не похожий ни на какой другой феномен культуры. В нем соединяются воедино три духовных компонента: нравственная ценность, идеал и императив. Например, «справедливость» - это одна из высших моральных ценностей, в то же время это и идеал, к которому следует стремиться, это и императив - нравственный закон практической деятельности. Отсюда и сложность усвоения этого нравственного понятия: оно должно быть воспринято не просто как обычное знание, а как высшая ценность, как идеал и нравственный закон. Наиболее содержательные, теоретически оформленные и обоснованные нравственные понятия представляют собой этические категории. Добро и зло, справедливость и несправедливость, долг и ответственность, выделенные из бурного потока жизни и перенесенные в мир абстракций, приобретают новую судьбу, становятся результатом глубоких размышлений о сущности нравственных отношений. В этических понятиях содержится стремление познать и зафиксировать истину нравственного бытия, глубинную сущность добра и зла. Морально-этические знания в определенных жизненных ситуациях, как сталь после закалки, могут приобретать новые качества и трансформироваться в другой элемент нравственного сознания - моральные убеждения. 2) Моральные убеждения. Убеждения отличаются от знаний, прежде всего глубиной их усвоения личностью. Не всякое знание становится убеждением, а лишь то, в истинность и правоту которого мы верим и руководствуемся им в жизни. Человек убежден в том, что является для него в высшей степени ясным, очевидным, правильным. Известный немецкий философ К.Ясперс приводит пример, показывающий различие между знанием и убеждением. Коперник знал, что Земля вращается вокруг Солнца, а Бруно был в этом убежден. Первый отрекся от своей точки зрения, а второй нет, и принял мученическую смерть. Убеждение как форма морально осознанного личного отношения к действительности обязывает принять на себя ответственность за предлагаемые последствия совершаемых поступков, они пробуждают совесть, мобилизуют волевые качества личности - мужество, решительность, стойкость. Все великие свершения людей в различных областях жизни вытекали из их убежденности в высшей правоте и необходимости их действий. Качество моральных убеждений во многом зависит от их источника. Они могут быть основаны на вере, авторитете, знаниях и собственном опыте, принимать не только разумные, рациональные, но и извращенные, иррациональные формы. Самым массовым видом такого рода убеждений является предубеждение (предрассудок) - заведомо неадекватная реальности установка, препятствующая правильной моральной оценке людей, событий, жизненных ситуаций. В крайне негативном виде убеждения могут превращаться в фанатизм - иступленную, слепую приверженность исповедуемой идеи, исключающая компромисс, толерантность, диалог, взаимопонимание. Убеждения всегда окутаны эмоционально-психологической сферой, они неизбежно порождают следующий элемент морального сознания - переживания, чувства. 3) Моральные чувства. Гегель писал о том, что «Всему тому, что основано на человеческой мысли, может быть придана форма чувства» Это - верно, однако для этого знания должны сначала стать убеждениями. Путь от знания к чувствам лежит через убеждение. Человеческие чувства в абстрактном плане представляют собой форму которая может быть наполнена различным содержанием. Нам известны чувства любви и ненависти, справедливости и несправедливости дружбы и вражды. В чувстве обнаруживается самое противоположное содержание, в нем могут воплощаться как самые благородные, великие устремления, человека так и самые низменные, подлые. Это - сосуд, который может быть наполнен как благородным напитком, так смертельной отравой. Как справедливо заметил Гегель, чувство - это субъективность, которая может быть воплощена в дурном и высоком смысле. «На одной и той же почве произрастает царственное растение и буйно разрастающаяся сорная трава». Нравственное чувство, используя сравнение Гегеля, - это почва, на которой «произрастает царское растение», ибо в них содержатся самые благородные и добрые намерения. На этой особенности чувств основано искусство - одно из самых действенных средство нравственного развития личности. Истина в искусстве представлена в конкретно-чувственном образе, способном вызывать соответствующие чувства; поэтому в искусстве мы сопереживаем вместе с героями, в своих чувствах переживаем их судьбу, радости и невзгоды. В этом сила искусства, способного, как считали древние греки, вызывать нравственное очищение внутреннего мира человека, нравственные размышления и чувства. На самом деле, истоки нравственности коренятся не в чувствах (иначе человек не отличался бы от животных, которые также обладают чувствами, но не являются справедливыми или несправедливыми, не обладают нравственностью), а в более высоких духовных инстанциях - знаниях и убеждениях. Именно они делают человека человеком, определяют его отличие среди других живых существ. Чувства - это эмоционально-психологическое оформление более высоких духовных качеств личности. У нас есть чувство справедливости и свободы, но причина их существования не в чувстве, а в более высокой духовной сфере. В психологии нравственных чувств можно выделить три уровня их развития, рис.3.1. Уровни развития нравственных чувств 1) Сопереживание Может быть связано, не только с положительными мотивами, но и с эгоистическими (переживание за другого, основанное на заботе о собственном благополучии) 2) Сочувствие Более сложная форма эмоционального восприятия, основанная на потребности в благополучии другого человека. 3) Содействие На этом уровне чувства соединяются с действием, практическим оказанием помощи. Это – высшая форма взаимопонимания. Таким образом, структуру нравственного сознания образуют знания, чувства и убеждения. Однако изучение морального сознания не может ограничиваться выделением его основных структурных элементов, дальше необходимо рассматривать их содержание.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |