Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности нравственного мышления

Содержание морального сознания личности

Моральное сознание каждой отдельной личности уникально и неповто­римо. Его описание подвластно только перу большого художника, способно создать глубокий, насыщенный реальными событиями, «правдой жизни» образ своего героя. Задача этики другая - раскрыть не индивидуальные свой­ства внутреннего мира конкретного человека, а выделить общие, типичные качества, составляющие содержание морального сознания личности. В ре­зультате такого анализа может возникнуть только та или иная модель содер­жания морального сознания, которая в реальной человеческой жизни может и не иметь полного аналога. Не каждый нравственный человек обладает всеми качествами, относящимися к общечеловеческой морали, и тем более не каж­дый приобретает социально нравственные или профессионально нравствен­ные качества. А в теоретической модели нравственного сознания эти качества присутствуют.

Пирамида нравственных качеств личности

1. Общечеловеческие (простые) моральные качества.

2. Социально-нравственные качества.

3. Нравственно-профессиональные качества.

1) В основе пирамиды находятся общечеловеческие нравственные качест­ва. Именно они составляют исходные, базовые начала, духовную субстанцию нравственной личности. Без простых нравственных норм, например, честно­сти, не могут возникнуть социально-нравственные и морально-профессиональные качества. Трудно представить себе лживого патриота или нечестного руководителя, строящего взаимоотношения в коллективе на нрав­ственных принципах.

К простым нормам нравственности относятся те духовные качества, ко­торые утверждают человеческое в человеке: уважение человеческого досто­инства, честность, справедливость, заботу о других, сочувствие и т.д. У из­вестного ученого XX века Б.Рассела есть слова: «Мы научились плавать, как рыбы, мы научились летать как птицы, ещё бы нам научиться быть людьми». Научиться быть людьми значит мыслить и поступать в рамках простых, об­щечеловеческих моральных норм.

Идеей, образующей смысл и принцип общечеловеческой морали является представление о равенстве людей. Разумеется, речь идет не об имущественном, интеллектуальном или физическом равенстве, а о равенстве в челове­ческом смысле, равенстве людей как личностей. Принцип равенства опреде­ляет все основные характеристики и свойства общечеловеческой морали.

Он лежит в основе универсального «золотого правила морали»: «Относись к дру­гому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». Из нравственного пони­мания равенства вытекает уважение человеческого достоинства, чувство справедливости, моральные представления о честности, взаимопомощи, заботе и т.д.

2) Другая группа моральных качеств, составляющих содержание мораль­ного сознания личности, определяет его образ мыслей и действий как граж­данина, активного субъекта общественных отношений. Их можно назвать со­циально-нравственными качествами. Социально-нравственные качества ве­ками образовывали духовные скрепы общества, не давали ему бесследно ис­чезнуть с исторической сцены, обеспечивали независимость и свободу его граждан. Вполне понятно, что моральные качества, характеризующие отно­шения человек-общество, с изменением и человека и общества наполняются новым содержанием. Основу социально-нравственных качеств личности со­ставляют триада принципов: патриотизм, гражданский долг и солидарность.

А) Патриотизм - нравственное качество, в наибольшей степени выра­жающее общественное начало в природе человека, его социальную сущность. Отношение людей к своей Родине, культуре, этносу, отождествление себя с соотечественниками (родом, племенем, страной) принадлежит к самым древ­ним и сильным моральным чувствам. В любой стране пантеон национальных героев составляют патриоты, они главные действующие лица национальной истории, её гордость и слава.

На каждом крутом повороте история с новой силой и во многом по-новому ставит перед обществом проблему патриотизма. Ибо, в конечном сче­те, судьба значительных событий и потрясений решается упорством и силой воли тех, кто искренне предан своему народу и Отечеству. До тех пор, пока в народе не исчезло чувство Родины, не растворились окончательно в хаосе беззакония, лжи и отчаяния его национальные духовно-нравственные ценно­сти, страна не потеряла способность к сопротивлению, к возрождению своего величия и достоинства. И напротив, подлинная трагедия и социальный кол­лапс народа наступает с окончательной утратой им чувства патриотизма, с исчезновением его национального самосознания. Не случайно, что в сего­дняшнем российском обществе заново осмысливается слово «патриотизм», идет переоценка ценностей, «смена вех» и прокладывание новых трасс в по­нимании этого духовного образования.

Как элемент общественной психологии и морали патриотизм представ­ляет собой национальное чувство - форму переживания народом (нацией или отдельным человеком) своего отношения к Отечеству, привязанности к род­ной земле, очагу, языку, истории. Поэтому, как писал великий поэт, и «сладок дым Отечества».

Творцом, субъектом патриотизма является сам народ. Интеллигенция, политические партии, от­дельные личности настолько патриотичны, насколько они связаны с народом, выражают его дух. Патриот - это тот, кто по выражению немецкого писателя Густава Фрейтага «носит в своем сердце миниатюрный портрет своего наро­да».

Мотивация патриотических чувств, также как их предмет, различна. Прежде всего, содержанием патриотических чувств становятся особо значи­мые для страны, народа явления и события, от которых зависит их судьба и будущее и поэтому воспринимаемые особенно эмоционально. Следует разли­чать фундаментальный и ситуативный характер патриотических чувств. К фундаментальным патриотическим чувствам относятся чувства одновремен­ного переживания трех времен в судьбе страны: прошлого, настоящего и бу­дущего. Они включает в себя целый ряд сложных моральных феноменов:

уважение исторического прошлого, отечественных традиций и на­циональных обычаев; Пушкин метко заметил, что история для народа то же, что Библия для христианина;

уважительное отношение к старшим поколениям, их образу мыслей, религии и идеалам;

гордость ратной славой, культурными, экономическими, научно-техническими, спортивными и др. достижениями своей страны;

соучастие в общественных делах, направленных на благо Родины (благотворительность), готовность защищать её интересы (в том числе и эко­номические);

сочувствие к страданиям и бедам соотечественников, негативное от­ношение к социальным порокам, разрушающим устои общественной жизни и нравственности;

заботу о будущих судьбах страны, её благополучии и процветании.

Патриотические чу вства относятся не к сфере идеологии и политиче­ского сознания, а к области нравственных переживаний. Все перечисленные проявления патриотизма находят свое отражение в простых, элементарных формах нравственности - уважении, гордости, сочувствии, любви, заботе - обращенных к Отечеству, что придает им статус социально-нравственных ка­честв.

Особенно важно в современной России формировать патриотические чувства у молодежи, связавшей свою судьбу с экономикой, бизнесом. Настоящее и будущее страны во многом будет зависеть от их ориентации на национальные интересы, а не просто на чистую прибыль. В исто­рии России есть богатый опыт такого отношения к экономике, и в частности в кооперативном движении, который должен быть востребован в современных условиях. Формирование национальной, патриотически настроенной экономической элиты, принимающей страну, со всеми её недостатками и бедами, не за эту, а за свою Родину, - стало насущной задачей для образования и воспитания российской молодежи. Будущая деловая элита общества находится сегодня в студенческих аудиториях, здесь вместе с профессиональными знаниями она должна приобретать представление о том, как их использовать добрых делах, на благо людей, страны в целом.

Б) Патриотизм органически связан с чувством гражданского долга, и не может воспитываться отдельно от этого чувства. Гражданский долг - это также отношение к обществу, но переведенное из мировоззренческой и эмо­циональной сферы в императивную форму нравственности, в силу чего личность становится носителем определенных моральных обязанностей перед обществом, с которыми связаны понятия ответственности, подвижничества, сознательности, самоотверженности, принципиальности и т.д. Нравственный долг наиболее трудно воспринимаемое, особенно среди молодежи, представление о форме морального отношения между личностью и обществом. Для многих непонятна сама постановка вопроса о долге: почему человек должен и что он должен обществу?

Исходя из сущности морали, нравственный долг следует рассматривать не как установленную кем-то обязанность, а как результат непростого мо­рального выбора личностью своей гражданской позиции свободной волей, дающей ей личное обоснование и мотивацию. А это в свою очередь свойство присущее высоконравственной личности. Поэтому в шкале социально-нравственных качеств человека, его способность к осознанию морального долга занимает самое почетное место.

В) Следующим социально-нравственным качеством, особенно актуальным для современного российского общества, является чувство солидарности, ос­нованное на общих национальных интересах и необходимости осуществления единых целей. Принцип солидарности, выдвинутый идеологами французской буржуазной революции, в России издавна назывался соборностью, (общинностью) - в советское время коллективизмом - и был отличительной чертой российского менталитета. Солидарность характеризует единство взглядов и действий в достижении общих целей. Такого рода цели возникают на основе объективной исторической необходимости, как общенациональные задачи, стоящие выше классовых, сословных или профессиональных интересов. В русле формирования солидарных интересов и действий находится и важней­шая для многонационального государства задача повышения культуры меж­национальных и межэтнических отношений.

3) Третий компонент морального сознания личности составляют нравст­венно-профессиональные качества, от которых зависит благоприятный мо­рально-психологический климат в коллективе и успех в работе. Эти качества специально рассматриваются в профессиональной этики того или иного вида деятельности.

 

 

Основные структурные элементы морального сознания (знания, убеж­дения, чувства), их содержание не находятся в застывшем, статистическом состоянии, они функционируют, поставляют для сознания необходимый ма­териал, из которого образуется мыслительный процесс.

Логика нравственного размышления и моральных суждений иная, чем обычное логическое мышление, свойственное думающим образованным лю­дям.

Поэтому далеко не всякий мыслящий человек является морально зрелой личностью. Умный, но циничный, тонко и грамотно, с ювелирной точностью просчитывающий свои преступные и аморальные действия человек, к сожа­лению, во все времена был и остается один из главных героев в реальных драмах и трагедиях человеческого бытия.

Особенностью нравственного мышления является его оценочно-императивный характер. Размышление на ту или иную моральную тему по своей сути представляет её нравственную оценку, в которой, оцениваемая ситуация, «расщепляется» на «сущее» и «должное». Из этого вытекает уникальность, сложность моральной рефлек­сии её взаимосвязь с эмоциональной и волевой аспектами духовного мира личности.

Для моральной оценки человека определяющее значение имеет понимание мотивов поведе­ния личности

Мотивы поведения личности

1. В основе поступка лежит неморальный принцип (вынужденное повиновение, чтобы избежать неприятностей, СТРАХ).

2. 2. Поступок обосно­ван эгоистическими соображениями взаимной выгоды (хорошее поведение в обмен на ка­кое-либо благо).

3. Образ мыслей и поведение мотивированы стремлением заслужить одобрение.

4. Принцип действия, вытекающий из внутренней установки на нравственную норму поведения, контролируемую чувством стыда и совести.

Моральное сознание человека, его структура и содержание реализуются в его нравственном отношении к самому себе и другим.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура морального сознания | Этика взаимопонимания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.