Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, категории и закономерности социальной этики

Лекция 5. Прикладные основы морали

 

1. Предмет, закономерности социальной этики.

2. Религия и мораль. Религиозность и духовность.

3. Мораль и политика.

4. Мораль и искусство.

Как отмечалось раньше, человеческие отношения могут быть непосред­ственными (отношение к самому себе, отношение к другим) и опосредован­ными общественными институтами (государством, правом, политическими партиями и т.д.). Первый вид отношений изучает индивидуальная этика, вто­рой - является предметом социальной этики. Социально опосредованные от­ношения имеют также нравственный характер, как и межличностные отно­шения, так как человеческая деятельность во всех её формах и проявлениях не находится по ту сторону добра и зла и в любом случае измеряется в нрав­ственных координатах. Экономические реформы, политические события, правовые законы, этнические процессы, могут быть гуманными, направлен­ными на благо человека, или напротив представлять собой источник социаль­ных бед, войн, неисчислимых страданий и невзгод для людей.

Вместе с тем, в различных этических теориях далеко неоднозначно оп­ределяется отношение к социальным проблемам этики. Достаточно широко распространена точка зрения, согласно которой источник зла концентрирует­ся именно в общественных структурах, прежде всего в определенных эконо­мических отношениях и государстве. Поэтому общество изначально, по своей природе враждебно морали и не может быть отнесено к сфере её изучения.

Существуют и противоположные идеи, ведущие свое начало от Плато­на, рассматривающие важнейшие институты общественной жизни - государ­ство и право, как необходимое условие возникновения и функционирования Морали. Это особенно характерно для тоталитарной модели мировоззрения, абсолютизирующей роль государственной и партийной власти в решении че­ловеческих судеб и проблем. В недавнем прошлом и в советской этике критерием нравственности выступала социальная система: «Для нас нравственным является то, что служит делу коммунизма» (В.И.Ленин).

Общественные отношения, представляющие теоретический интерес для этики, являются опосредованными социальными институтами отношениями людей. В силу этого они приобретают специфический для морали характер.

Во-первых, им свойственны отчужденность и анонимность по отно­шению к конкретной личности. Человек не может общаться с государством как с равным партнером, и оценивать свои отношения в рамках индивидуаль­ной морали, как дружеские, товарищеские и т.п. Государство отделено от личности мощнейшей, суперсложной бюрократической системой (сама эта иерархическая система и есть государство).

Во-вторых, для общественных отношений характерна их автоном­ность, развитие по собственным законам, нередко вступающим в противо­речие с логикой морального сознания, его ценностями. Это касается в первую очередь экономики и политики функционирующих на основе эффективности и рациональности.

В-третьих, существенное влияние оказывают общественные отношения на саму мораль, её ценностные ориентиры и императивы. Мораль функцио­нирует в определенной социальной среде, характер и особенности которой она отражает. Русло нравственной жизни общества и человека значительно изменяется под воздействием грандиозных общественных событий. В России это особенно заметно в последнее десятилетие: социально-экономический кризис породил моральную деградацию общественного сознания, бездухов­ность и упадок нравов.

Другим фактором, инициирующим повышенное внимание к этике со­циальных проблем, является все более нарастающее противоречие между техногенной цивилизацией и духовной культурой человека. Массовым про­явлением этого противоречия является безудержный рост аморализма во всех сферах человеческого бытия - экономике, политике национальных отноше­ниях, искусстве и культуре. Это особенно опасно в связи с вступлением чело­вечества в эру информационных технологий. Стало очевидно, что современ­ное общество встретилось с новой (отличной от экономической и политиче­ской) формой социального кризиса - моральным кризисом, выход из которого сложен и до сих пор до конца не осознан. Сегодня все отчетливей осознается идея о том, что новым технологиям, в том числе и информационным, неви­данно возросшим возможностям человечества в овладении природой, ору­диями производства и уничтожения, должны соответствовать новые духовно-нравственные ценности, указывающие ему путь к выживанию. С той полити­ческой аморальной культурой, которая в XX веке привела к двум мировым войнам и массовому геноциду, человечество обречено на гибель. Поэтому проблема гуманизма, насыщение политической жизни нравственным содер­жанием, ориентация на взаимопонимание и толерантность в отношениях ме­жду народами стран

Социальная этика - это этика общественной жизни во всех её формах и проявлениях. Её нравственное пространство охватывает широкий спектр различных общественных отношений экономических, политических, правовых, экологических, религиозных, этнических, эстетических и др. Там, где присутствует человек с общественными целями и средствами их достижения там и область социальной нравственности.

Задача социальной этики - гуманизировать общественные отношения во всех важнейших сферах человеческой жизни - хозяйственной, социальной, духовной.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Культура нравственного общения | Мораль и искусство
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.