Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура нравственного общения

Общение как необходимое условие существования людей и проявление их социальной сущности выполняет следующие нравственные функции:

* Информационно-этическую, обмен нравственными знаниями, идеа­лами, принципами, представлениями о добре, зле, общественных нравах и т.п.

* Практическую: обмен моральной деятельностью, нравственными поступками по отношению друг к другу, создающими определенную, нравст­венную ауру в межличностных и социальных отношениях. Стремление людей к человеческому общению особенно настойчиво в час испытаний; когда на жизненный путь опустилось ненастье, тогда моральная поддержка, доброе слово могут переломить трудную психологическую ситуацию, помочь обрес­ти духовные силы, веру и надежду. Именно в форс-мажорных обстоятельст­вах и познается подлинная цена человеческого, нравственного общения - цена любви, дружбы, верности, преданности.

* Формирование духовного мира моральной личности в про­цессе общения. Человек - продукт общественных отношений. Нравственное общение часть общественных отношений, под воздействием которых осуще­ствляется социализация личности. Решающую роль в нравственно-воспитательном воздействии морального общения на личность играет при­мер, принцип «делай как я», демонстрирующий парадигму нравственного по­ведения в конкретной жизненной ситуации.

* Самопонимание, постижение самого себя в общении с другими. Об­щение - уникальное и эффективное средство понимания человеком самого себя. Таким способом познания человека не обладает ни одна наука. Только в общении, сравнивая себя с другими, мы познаем свою индивидуальность.

 

 

Морально-психологические знания, не­обходимые для нравствен­ного общения Способность уста­навливать и поддерживать гуманные и справедливые отношения между людьми. Умение точно выпол­нять нормы и правила эти­кета, тактичность.

Рис.6. Элементы культуры нравственного общения

 

Особое значение в нравственно-профессиональной культуре общения имеет способность коллег, сотрудников, партнёров, руководителей и подчи­ненных и т.п. устанавливать и поддерживать между собой гуманные и спра­ведливые отношения, несмотря ни на какие служебные коллизии и конфлик­ты. В основе этих отношений лежит принцип: «относись к другому как к лич­ности», увидь в другом, прежде всего, себе подобного - человека.

Много ве­ков размышляли философы о нормах человеческой жизни, много было про­роков у разных народов и религий, которые учили нравственности. И из всех их размышлений и учений выкристаллизовалась одна самая главная нравст­венная заповедь. Заповедь, которую Заратустра внушал огнепоклонникам в Персии три тысячи лет назад, Конфуций проповедовал её в Китае двадцать пять столетий назад, Будда говорил о ней за пятьсот лет до рождения Христа, сам Иисус провозгласил её почти двадцать столетий назад, а современная этика рассматривает её как «золотое правило морали» - «Относитесь к дру­гим, так как вы хотели бы, чтобы относились к вам».

Человечность, отношение к другому как к человеку, реально проявляет­ся в двух формах: в способности поставить себя на место другого, войти в его положение и в признании достоинства личности.

Культура нравственно общения включает в себя и нормы этикета, по­могающие организовывать и упорядочивать межличностные контакты. И хо­тя этикет и этика - далеко не одно и то же, в нем есть и нравственный аспект. Как говорил Гёте: «поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой лик». Любой этикет и каждая его норма основаны на трех простых принципах: вежливости - соблюдении общепринятых правил приличия (вни­мательность, доброжелательность, деликатность и т.п.), корректности - спо­собности держать себя в рамках приличия в любой ситуации и тактичности - умении соблюдать меру в отношениях между людьми.

Альтернативой общения является одиночество. Это распространенное в современном обществе морально-психологическое состояние человека, а не­редко и его образ жизни, является предметом многих этических исследова­ний, особенно в этике Шопенгауэра, Ницше, экзистенциализма. Каждый в ка­кие-то периоды жизни ощущал себя покинутым и одиноким, однако, в дан­ном контексте речь идет не об эпизодическом моральном состоянии, а об ус­тойчивом длительном духовном режиме существования человека, стиле его мысли и поведения.

Одиночество характеризуется отчужденностью человека от принятых в обществе социальных ценностей, принципов, стереотипов мышления и пове­дения, замкнутостью в своем духовном мире, огражденном от внешних кон­тактов и чужих взоров. Оно может быть причиной многих социально-нравственных факторов: разочарования в общественных ценностях, утраты собственного смысла жизни и веры в близких людей, душевных потрясений, потери социального статуса и перехода в маргинальные слои общества и т.д. Массовый характер одиночество приобретает в период крутых глобальных общественных перемен, связанных с перенапряжением духовных сил обще­ства, сменой исторических вех в его развитии, войнами революциями, соци­альными потрясениями.

Таким образом, нравственный мир личности, включает в себя широкую гамму разнообразных по своему характеру моральных феноменов - мораль­ное сознание, отношение человека к самому себе, нравственное восприятие и общение с другими. Всё это вместе образует нравственную культуру челове­ка, характеризующую его социальную зрелость, способность проявлять себя в качестве моральной личности не только в индивидуальной жизни, но и в сложной социальной среде.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этика взаимопонимания | Предмет, категории и закономерности социальной этики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.