КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет и проблемы экологической этики
Лекция 9. Экологическая этика 1. Предмет и проблемы экологической этики 2. Три основных понятия экологической этики
К глобальным относятся те проблемы, которые являются общими для всего человечества, независимо от того на каких континентах и в каких странах оно проживает. От решения этих проблем зависит его настоящее и будущее. Глобальная проблема - это проблема каждого человека, независимо от его национальности, профессии, религии. Она не только экономическая, политическая, экологическая, правовая, но и нравственная проблема, связанная с фундаментальными основами жизни человека, мировоззренческими принципами отношений к себе подобным, Природе, животным. Глобальные проблемы, это - проблемы многих сторон человеческой жизни. И первая из них - отношение к тому, что дает человеку жизнь - к Природе. Человечество вошло в фазу экологического кризиса. Знакомое до этого с экономическими, политическими, демографическими кризисами, оно впервые встретилось с абсолютно новым явлением планетарного масштаба, не имея опыта и разумного плана действий. В этой связи, по вполне объектным причинам, резко возрос интерес к теоретическому осмыслению экологических проблем, как жизненно важных, глобальных, затрагивающих интересы всех стран и народов. В теоретической экологии возникают различные направления: экология человека, анализирующая воздействие природной среды на здоровье человека, его генофонд; экология культуры, направленная на поиск сохранения культурной среды обитания человека, социальная экология, исследующая способы выхода из экологического кризиса и минимизирования его последствий, экологическая диагностика, осуществляющая мониторинг атмосферы, почвы, водной среды, экологическая этика рассматривающая морально-этические проблемы взаимосвязи человека и Природы.
Взаимоотношение человека и природы исторически менялось в зависимости от развития самого человека, его материальной и духовной культуры и, прежде всего, от создания им средств воздействия на окружающий мир и познания его закономерностей. Характер этого взаимоотношения нашел отражение в различных мировоззренческих типах восприятия человеком своего отношения к Природе. 1. Культовое отношение к Природе. Нравственное отношение человека к Природе обнаруживается в глубокой древности, в первых памятничках человеческой культуры - мифах и культах. Это период полной зависимости человека от Природы, не понимания им действующих в ней причин и закономерностей, беззащитность и страх перед мощью стихийных сил. Такое отношение к Природе выразилось в примитивном экспрессивном мифологическом миропонимании первых людей Земли. В мифах они пытались отразить нравственный смысл природы, дать её стихиям добрые или злые имена, связать с ними свое происхождение и судьбу. Поэтому первый нравственный опыт человека в общении с Природой, зафиксированный в мифах, можно представить как его тотальную зависимость перед Природой, её обожествление и преклонение перед необъяснимой мощью ee стихий. Человек не покорял Природу, она сама господствовала над ним, он жил, собирая её плоды. 2. Рациональное отношение к Природе. Такое отношения начало формироваться с возникновением философии. Природа настолько занимала жизнь, мысли, цели человека, что первыми размышлениями людей о мире, первые философские мысли были обращены не к самому человеку, как Природе. Философия первая и долгое время единственная форма рационального познания возникает как натурфилософия, то есть философия Природы. В рамках этой философии возникает ряд идей, значение которых не померкло за вереницей сменяющихся веков и поколений. Напротив, в современном мире назрела необходимость вернуться к парадигме связи древних с Природой. Ностальгия по непосредственной и родственной связи человека и Природы живет и в сознании современного поколения. Первые этико-философские воззрения на взаимосвязь природы и человека отдавали пальму первенства Природе. В ней они видели начало и принцип жизни, Фалес - в воде, Анаксимандр - в её бесконечности, Анак-симен - в воздухе, Гераклит - в огне, Демокрит - в атомах. Философы искали в основании Природы абсолютный, всеобщий закон для материального и живого мира, закон который мог бы стать принципом нравственной жизни, добродетелью мудреца. Такой закон Гераклит назвал логосом, и сетовал на то, что люди живут, не зная этого закона, вообразив самих себя законодателями мирового процесса. Однако человек лишь часть общего, то есть природы и должен подчиняться общему. Философы - киники самая древняя «партия зеленых», провозгласили принципом нравственной жизни девиз «Назад к природе». Диоген, самый известный представитель этой философской школы, жил в бочке, имел плащ, палку, да чашку, исходя из свой философской доктрины «обходится малым», не иметь ничего общего с цивилизацией. Поэтому, когда он увидел, что мальчик пьёт воду из ладоней, он выбросил и чашку. Пользоваться только тем, что дает природа -идея жизни киников. Во многих других философских концепциях Древнего мира человек связывал смысл жизни, идеал нравственности и мудрости с Природой. 3. «Философия господства» над Природой. Чем настойчивее человек постигал тайны Природы, чем больше он использовал её возможности в удовлетворении своих потребностей, тем более агрессивным становится его отношение к Природе. Это экспансия возрастает в геометрической пропорции вместе с развитием науки и техники, экономической мощи и возвышением материальных желаний человека. Начало данного процесса получило свое отражение в философии Нового времени, в трудах автора в первой технократической модели общества Ф. Бэкона («Новая Атлантида»), который полагал, что эмпирические знания и философия должны помочь подчинить Природу человеку. Другой философ этого времени, основатель рационалистической этики, Р.Декарт считал высшим счастьем человека увеличение его власти над Природой. Идеология покорения природы оставалась господствующей в философии, политике, экономике, искусстве вплоть до нашего времени. Были Г попытки вернутся к идеям «взаимопонимания», «сотрудничества» с Природой, в частности у Ж.-Ж.Руссо, призывавшего следовать законам природы в жизни и в воспитании. Но это были призывы одинокого, непонятого своим временем мечтателя-гуманиста. В жизни человек все больше и больше утверждал себя как могущественную силу, повелителя, способного покорять не только себе подобных, но и Природу. Идея покорения морей, континентов, космоса, чужих стран и народов стала доминирующей в сознании человечества, вызывала огромный энтузиазм, манила великими перспективами. Имперский отблеск этих идей сохранился и сегодня в геополитических притязаниях стран-лидеров. 4. «Трагическая» экология. Активное и возрастающее разрушение человеком техногенной цивилизации среды своего обитания, массовое, в несчислимых размерах разорение природных богатств, грозные признаки надвигающихся рукотворных планетарных катастроф привело к возникновению глубоко пессимистических взглядов на взаимоотношение людей и Природы. Характерной для подобного мироощущения является точка зрения, согласно которой научно-техническая и производственная деятельность современного человека несет в себе смертельную угрозу для Природы, культуры, самого человека. Глобальный процесс разрушения человеком природных основ своей жизни набирает свои обороты, летальный исход человеческой истории - дело времени. Подобные эсхатологические настроения разделяет широкий круг ученых, писателей, философов. Кризисная экологическая ситуация, представляющая реальную угрозу существования человечества, активизирует духовно - нравственный ресурс человечества, как необходимый и мощный фактор выхода из порочного, смертельного круга самоуничтожения людей. В этическом решении Экологических проблем с самого начало возникло несколько принципиальных вопросов, отношение к которым предопределило возникновение различных теоретических концепций. Во-первых, это вопрос о том, в рамках какой теории и на каких методологических принципах должны решатся нравственные проблемы взаимосвязи человека и Природы, есть ли необходимость в появлении особой этической теории. Тем более что нравственные проблемы затрагиваются практически во всех теоретических исследованиях, связанных с экологией. В частности, представители этологии, науки изучающей поведение животных, отрицают необходимость этики, исходя из того, что есть общая теория, изучающее поведение животных - этология. Если человек в результате эволюции вышел из животного мира, то изучение животных и должно помочь человеку найти путь выхода из экологического кризиса. Однако нравственные экологические теории возникают и исследуют своими средствами собственные темы и поэтому вносят свой существенный вклад в решение общей для всего человечества задачи - сохранение жизни на Земле. В центре этических теорий экологической направленности находится целый спектр моральной проблематики: • история нравственного отношения человека к Природе; • этические принципы взаимоотношения человека и Природы; • нравственная ценность Природы; • моральные аспекты отношения к ней человека; • формирование экологического сознания и мышления и др.
Другая принципиально важная проблема в исследовании нравственных аспектов экологии, касается взаимоотношения человека и Природы. Это - основной вопрос экологической этики. Его суть в поиске морального принципа, на котором может быть основано взаимодействие Природы и человека. Это вопрос о том, чем заменить агрессивную деструктивную идею «человек - покоритель Природы», поставившую его в положение побежденного, на грань исчезновения как биологического вида. В поисках ответа на этот вопрос человечество вновь обращается к своей истории. По существу, в различных вариантах реставрируется идея древней натурфилософии; «жить согласно с природой». Эта идея является центральной в «новом натурализме» (холизме), в идее «равноценности жизни», в эволюционном гуманизме, и в концепции приоритета Природы над человеком. В «новом натурализме», который американский философ Э. Стивенсон рассматривает как этику XXI века, обосновывается принцип экологического единства, органического целого, холизма (от греч. холос - целое) всех объектов, входящих в планетарную систему - небесных тел, окружающей природной среды, общества, человека. Человек - часть природного целого, его душа и разум, поэтому разрушение и загрязнение окружающей среды является в то же время и саморазрушением человека. Концепция «эволюционного гуманизма» известного английского естествоиспытателя Дж. Хаксли основана на идее пересмотра взгляда на статус человека в системе мироздания и приоритете Природы как целого над своей частью - человеком. Английский ученый считает, что человек «...только еще начал эволюционировать, и новая организация мысли, новый гуманизм, новая система моральных ценностей должны быть сопряжены с тезисом - в отношении к природе следует руководствоваться библейским принципом: «относись к ней также как к самому себе». При этом по его убеждению, не человек, а Природа является регулятором всей социальной жизни, источником нравственности. Ясное понимание экологических законов будет менять систему духовных и нравственных ценностей человека, ориентировать его на адекватное восприятие Природы. Дж. Хаксли предлагает создать международную экологическую этику, которая позволит решить многие социальные, нравственные проблемы, как в богатых, так и в бедных странах. Экологическая этика должна найти свое место в различных областях человеческой деятельности - экономике, политике, культуре, науке, искусстве. Последняя мысль, безусловно, справедлива и актуальна для нашего времени: этика ничего не может сделать сама по себе, её функция мобилизовать духовно-нравственную ресурс человечества, проявляющийся в конкретной практической деятельности. В другой экологической теории - концепции «равноценности жизни» - обосновывается мысль о принципиальной идентичности всех форм биологической жизни в аксиологическом аспекте. Их многообразие и различие как раз и подчеркивает уникальность и ценность каждой из них. Как считает американский эколог Д.Козловский, субстанция человека «равноценна всякому другому существу природы». Человек как космическое существо, «одно из миллионов живых форм, не более важное, не более красивое, не более значительное, чем все остальные». Из идеи равноценности форм жизни вытекает представление о новой, «космической» экологической нравственности. В её основе лежит мысль о том, что человек может быть нравственным существом, только находясь в гармонии с окружающей нас средой. В вышеизложенных этико-экологических взглядах обнаруживается общее стремление к созданию универсальной (не антропологической) этики, а этики всего природного мира (она то и называется экологической), которой должен следовать человек. Эта этика и может в полном смысле называться не человеческой, а экологической, выражающей идею и самоценность жизни в Космосе. Сама по себе идея космического обоснования морали не нова и мы её рассматривали в начале работы. И все-таки мораль, говоря словами Ницше, «человечна, она слишком человечна», поэтому обоснование нравственных экологических норм, и, прежде всего, нравственной ценности Природы, следует искать не вне человека, а в человеческом круге жизни. Вне человека есть многое, вне человека есть все, вся бесконечность Мироздания существовала, и будет существовать без него, но без человека нет морали. Природа как нравственная ценность. Нравственные ценности возникают в отношениях между людьми. В самой Природе их нет. Нельзя назвать, не прибегая к мифологии добрыми или злыми силы Природы - тайфун, извержение вулкана, приливы или отливы морей. Природа невинна, как невинен появившийся на свет ребенок. Однако человек давно относится по-человечески к природе, восхищаясь ею, восхваляя её красоты и величие в стихах и прозе. Вкладывая в природу свою душу, свое настроение, «очеловечивая» её, человек способен эстетически оценивать природу, превращать её в предмет искусства и наслаждения. Природа нравственных ценностей также связана с выделением в ней человеческого аспекта. Через природу проявляются отношения между людьми. Нанося ущерб природе, человек делает зло и другим и самому себе, и напротив, сохраняя, защищая природу мы совершаем благое дело для настоящего и будущего поколения людей. Во все времена Природа являлась объектом морального отношения к ней человека, но не сама по себе, а только потому, что она включалась в сферу его интересов и практической деятельности. В период великих географических открытий люди с восхищением и гордостью говорили о новых приобретенных человечеством землях, прославляли колумбов и мечтали о дальних неизведанных странах. Проникновение в тайны природы, овладение её законами, использование мощных природных стихий - огня воды, ветра на службу человека оценивалось как великое благо и доброе деяние. Стихии, которые приносили человечеству пользу, создавали условия для его существования и развития нравственно возвышались, прославлялись, обожествлялись и персонифицировались в понятиях добра и справедливости. Так, например, человечество издавна относится к огню как источнику Жизни, Света, имеющему божественное начало. Миф о героическом мученике Прометее, похитивший у богов для людей огонь подчеркивает нравственный смысл и величие этого могучего явления Природы. Характерно, что эксплуатация человека человеком вызывала негодование еще у ранних социалистов-утопистов. Но об эксплуатации человеком природы у них не было ни слова. О ней заговорили только во второй половине XX века, когда характер отношений человека к Природе под влиянием НТР существенно изменился, и стал представлять угрозу для его существования. Тогда моральная проблематика взаимоотношений человека и Природы получила новую ориентацию, направленную на сохранение природы как источника жизни и благополучия людей. Таким образом, нравственная ценность в Природу привносится из мира людей. Отношение к Природе, особенно в настоящее время, - это отношение к человеку, условиям его существования, здоровью, материальному благополучию, его будущему. Масштабы и непосредственность влияния Природы настолько возрастают, что появилась необходимость формирования новой шкалы нравственных ценностей человека, регулирующей его отношение к Природе и составляющих понятие «экологическая этика». Экологическая этика - это совокупность этических знаний, нравственных принципов и норм, регулирующих отношение человека к Природе. Нередко экологическую этику относят к прикладной дисциплине, подчеркивая её непосредственную связь с практической природоохранной деятельностью человека. В этой связи следует сделать два замечания. Первое - вся мораль представляет собой форму духовно-практического отношения к действительности. Так она и должна отражаться и в этической.теории. Это одна из самых существенных особенностей морали, определяющей её человеческую ценность. Второе - в экологической этике кроме моральных норм, определяющих вектор практической деятельности человека, есть глубокие мировоззренческие и теоретические проблемы, в частности, обоснование моральных принципов, лежащих в основе отношения «Человек - Природа», выяснение понятийного аппарата, отражающего нравственные стороны этого отношения и др.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 6153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |