Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и проблемы экологической этики




Лекция 9. Экологическая этика

1. Предмет и проблемы экологической этики

2. Три основных понятия экологической этики

 

 

К глобальным относятся те проблемы, которые являются общими для всего человечества, независимо от того на каких континентах и в каких странах оно проживает. От решения этих проблем зависит его настоящее и будущее. Глобальная проблема - это проблема каждого человека, незави­симо от его национальности, профессии, религии. Она не только экономи­ческая, политическая, экологическая, правовая, но и нравственная про­блема, связанная с фундаментальными основами жизни человека, мировоз­зренческими принципами отношений к себе подобным, Природе, живот­ным. Глобальные проблемы, это - проблемы многих сторон человеческой жизни. И первая из них - отношение к тому, что дает человеку жизнь - к Природе.

Человечество вошло в фазу экологического кризиса. Знакомое до этого с экономическими, политическими, демографическими кризисами, оно впервые встретилось с абсолютно новым явлением планетарного мас­штаба, не имея опыта и разумного плана действий. В этой связи, по вполне объектным причинам, резко возрос интерес к теоретическому осмыслению экологических проблем, как жизненно важных, глобальных, затрагиваю­щих интересы всех стран и народов. В теоретической экологии возникают различные направления: экология человека, анализирующая воздействие природной среды на здоровье человека, его генофонд; экология культуры, направленная на поиск сохранения культурной среды обитания человека, социальная экология, исследующая способы выхода из экологического кризиса и минимизирования его последствий, экологическая диагностика, осуществляющая мониторинг атмосферы, почвы, водной среды, экологиче­ская этика рассматривающая морально-этические проблемы взаимосвязи человека и Природы.

 

Взаимоотношение человека и природы исторически менялось в зави­симости от развития самого человека, его материальной и духовной культуры и, прежде всего, от создания им средств воздействия на окружающий мир и познания его закономерностей. Характер этого взаимоотношения нашел отражение в различных мировоззренческих типах восприятия чело­веком своего отношения к Природе.

1. Культовое отношение к Природе. Нравственное отношение чело­века к Природе обнаруживается в глубокой древности, в первых памятни­чках человеческой культуры - мифах и культах. Это период полной зависи­мости человека от Природы, не понимания им действующих в ней причин и закономерностей, беззащитность и страх перед мощью стихийных сил. Такое отношение к Природе выразилось в примитивном экспрессивном мифологическом миропонимании первых людей Земли. В мифах они пы­тались отразить нравственный смысл природы, дать её стихиям добрые или злые имена, связать с ними свое происхождение и судьбу. Поэтому первый нравственный опыт человека в общении с Природой, зафиксиро­ванный в мифах, можно представить как его тотальную зависимость перед Природой, её обожествление и преклонение перед необъяснимой мощью ee стихий. Человек не покорял Природу, она сама господствовала над ним, он жил, собирая её плоды.

2. Рациональное отношение к Природе. Такое отношения начало формироваться с возникновением философии. Природа настолько занимала жизнь, мысли, цели человека, что первыми размышлениями людей о мире, первые философские мысли были обращены не к самому человеку, как Природе. Философия первая и долгое время единственная форма рационального познания возникает как натурфилософия, то есть философия Природы. В рамках этой философии возникает ряд идей, значение которых не померкло за вереницей сменяющихся веков и поколений. Напротив, в современном мире назрела необходимость вернуться к парадигме связи древних с Природой. Ностальгия по непосредственной и родственной связи человека и Природы живет и в сознании современного поколения.

Первые этико-философские воззрения на взаимосвязь природы и че­ловека отдавали пальму первенства Природе. В ней они видели начало и принцип жизни, Фалес - в воде, Анаксимандр - в её бесконечности, Анак-симен - в воздухе, Гераклит - в огне, Демокрит - в атомах. Философы ис­кали в основании Природы абсолютный, всеобщий закон для материально­го и живого мира, закон который мог бы стать принципом нравственной жизни, добродетелью мудреца. Такой закон Гераклит назвал логосом, и се­товал на то, что люди живут, не зная этого закона, вообразив самих себя законодателями мирового процесса. Однако человек лишь часть общего, то есть природы и должен подчиняться общему. Философы - киники самая древняя «партия зеленых», провозгласили принципом нравственной жизни девиз «Назад к природе». Диоген, самый известный представитель этой философской школы, жил в бочке, имел плащ, палку, да чашку, исходя из свой философской доктрины «обходится малым», не иметь ничего общего с цивилизацией. Поэтому, когда он увидел, что мальчик пьёт воду из ладо­ней, он выбросил и чашку. Пользоваться только тем, что дает природа -идея жизни киников. Во многих других философских концепциях Древне­го мира человек связывал смысл жизни, идеал нравственности и мудрости с Природой.

3. «Философия господства» над Природой. Чем настойчивее человек постигал тайны Природы, чем больше он использовал её возможности в удовлетворении своих потребностей, тем более агрессивным становится его отношение к Природе. Это экспансия возрастает в геометрической пропорции вместе с развитием науки и техники, экономической мощи и возвышением материальных желаний человека. Начало данного процесса получило свое отражение в философии Нового времени, в трудах автора в первой технократической модели общества Ф. Бэкона («Новая Атлантида»), который полагал, что эмпирические знания и философия должны помочь подчинить Природу человеку. Другой философ этого времени, основатель рационалистической этики, Р.Декарт считал высшим счастьем человека увеличение его власти над Природой.

Идеология покорения природы оставалась господствующей в философии, политике, экономике, искусстве вплоть до нашего времени. Были Г попытки вернутся к идеям «взаимопонимания», «сотрудничества» с Природой, в частности у Ж.-Ж.Руссо, призывавшего следовать законам природы в жизни и в воспитании. Но это были призывы одинокого, непонятого своим временем мечтателя-гуманиста. В жизни человек все больше и больше утверждал себя как могущественную силу, повелителя, способного покорять не только себе подобных, но и Природу. Идея покорения морей, континентов, космоса, чужих стран и народов стала доминирующей в соз­нании человечества, вызывала огромный энтузиазм, манила великими перспективами. Имперский отблеск этих идей сохранился и сегодня в геополитических притязаниях стран-лидеров.

4. «Трагическая» экология. Активное и возрастающее разрушение человеком техногенной цивилизации среды своего обитания, массовое, в несчислимых размерах разорение природных богатств, грозные признаки надвигающихся рукотворных планетарных катастроф привело к возникновению глубоко пессимистических взглядов на взаимоотношение людей и Природы. Характерной для подобного мироощущения является точка зре­ния, согласно которой научно-техническая и производственная деятельность современного человека несет в себе смертельную угрозу для Приро­ды, культуры, самого человека. Глобальный процесс разрушения челове­ком природных основ своей жизни набирает свои обороты, летальный исход человеческой истории - дело времени. Подобные эсхатологические настроения разделяет широкий круг ученых, писателей, философов. Кризисная экологическая ситуация, представляющая реальную угрозу существования человечества, активизирует духовно - нравственный ре­сурс человечества, как необходимый и мощный фактор выхода из пороч­ного, смертельного круга самоуничтожения людей. В этическом решении Экологических проблем с самого начало возникло несколько принципиаль­ных вопросов, отношение к которым предопределило возникновение различных теоретических концепций.

Во-первых, это вопрос о том, в рамках какой теории и на каких ме­тодологических принципах должны решатся нравственные проблемы взаимосвязи человека и Природы, есть ли необходимость в появлении особой этической теории. Тем более что нравственные проблемы затрагиваются практически во всех теоретических исследованиях, связанных с эко­логией. В частности, представители этологии, науки изучающей поведение животных, отрицают необходимость этики, исходя из того, что есть общая теория, изучающее поведение животных - этология. Если человек в ре­зультате эволюции вышел из животного мира, то изучение животных и должно помочь человеку найти путь выхода из экологического кризиса.

Однако нравственные экологические теории возникают и исследуют своими средствами собственные темы и поэтому вносят свой существенный вклад в решение общей для всего человечества задачи - сохранение жизни на Земле. В центре этических теорий экологической направленно­сти находится целый спектр моральной проблематики:

• история нравственного отношения человека к Природе;

• этические принципы взаимоотношения человека и Природы;

• нравственная ценность Природы;

• моральные аспекты отношения к ней человека;

• формирование экологического сознания и мышления и др.

 

Другая принципиально важная проблема в исследовании нравственных аспектов экологии, касается взаимоотношения человека и Природы. Это - основной вопрос экологической этики. Его суть в поиске морального принципа, на котором может быть основано взаимодействие Природы и человека. Это вопрос о том, чем заменить агрессивную деструктивную идею «человек - покоритель Природы», поставившую его в положение побежденного, на грань исчезновения как биологического вида. В поисках ответа на этот вопрос человечество вновь обращается к своей истории. По существу, в различных вариантах реставрируется идея древней натурфило­софии; «жить согласно с природой». Эта идея является центральной в «новом натурализме» (холизме), в идее «равноценности жизни», в эволюци­онном гуманизме, и в концепции приоритета Природы над человеком.

В «новом натурализме», который американский философ Э. Стивен­сон рассматривает как этику XXI века, обосновывается принцип экологи­ческого единства, органического целого, холизма (от греч. холос - целое) всех объектов, входящих в планетарную систему - небесных тел, окру­жающей природной среды, общества, человека. Человек - часть природного целого, его душа и разум, поэтому разрушение и загрязнение окружаю­щей среды является в то же время и саморазрушением человека.

Концепция «эволюционного гуманизма» известного английского ес­тествоиспытателя Дж. Хаксли основана на идее пересмотра взгляда на ста­тус человека в системе мироздания и приоритете Природы как целого над своей частью - человеком. Английский ученый считает, что человек «...только еще начал эволюционировать, и новая организация мысли, но­вый гуманизм, новая система моральных ценностей должны быть сопря­жены с тезисом - в отношении к природе следует руководствоваться биб­лейским принципом: «относись к ней также как к самому себе». При этом по его убеждению, не человек, а Природа является регулятором всей соци­альной жизни, источником нравственности. Ясное понимание экологиче­ских законов будет менять систему духовных и нравственных ценностей человека, ориентировать его на адекватное восприятие Природы. Дж. Хаксли предлагает создать международную экологическую этику, ко­торая позволит решить многие социальные, нравственные проблемы, как в богатых, так и в бедных странах. Экологическая этика должна найти свое место в различных областях человеческой деятельности - экономике, по­литике, культуре, науке, искусстве. Последняя мысль, безусловно, спра­ведлива и актуальна для нашего времени: этика ничего не может сделать сама по себе, её функция мобилизовать духовно-нравственную ресурс че­ловечества, проявляющийся в конкретной практической деятельности.

В другой экологической теории - концепции «равноценности жизни» - обосновывается мысль о принципиальной идентичности всех форм био­логической жизни в аксиологическом аспекте. Их многообразие и различие как раз и подчеркивает уникальность и ценность каждой из них. Как счи­тает американский эколог Д.Козловский, субстанция человека «равноцен­на всякому другому существу природы». Человек как космическое сущест­во, «одно из миллионов живых форм, не более важное, не более красивое, не более значительное, чем все остальные». Из идеи равноценности форм жизни вытекает представление о новой, «космической» экологической нравственности. В её основе лежит мысль о том, что человек может быть нравственным существом, только находясь в гармонии с окружающей нас средой.

В вышеизложенных этико-экологических взглядах обнаруживается общее стремление к созданию универсальной (не антропологической) эти­ки, а этики всего природного мира (она то и называется экологической), которой должен следовать человек. Эта этика и может в полном смысле называться не человеческой, а экологической, выражающей идею и самоценность жизни в Космосе. Сама по себе идея космического обоснования морали не нова и мы её рассматривали в начале работы. И все-таки мораль, говоря словами Ницше, «человечна, она слишком человечна», поэтому обоснование нравственных экологических норм, и, прежде всего, нравст­венной ценности Природы, следует искать не вне человека, а в человече­ском круге жизни. Вне человека есть многое, вне человека есть все, вся бесконечность Мироздания существовала, и будет существовать без него, но без человека нет морали.

Природа как нравственная ценность. Нравственные ценности воз­никают в отношениях между людьми. В самой Природе их нет. Нельзя на­звать, не прибегая к мифологии добрыми или злыми силы Природы - тай­фун, извержение вулкана, приливы или отливы морей. Природа невинна, как невинен появившийся на свет ребенок. Однако человек давно относит­ся по-человечески к природе, восхищаясь ею, восхваляя её красоты и вели­чие в стихах и прозе. Вкладывая в природу свою душу, свое настроение, «очеловечивая» её, человек способен эстетически оценивать природу, пре­вращать её в предмет искусства и наслаждения. Природа нравственных ценностей также связана с выделением в ней человеческого аспекта. Через природу проявляются отношения между людьми. Нанося ущерб природе, человек делает зло и другим и самому себе, и напротив, сохраняя, защищая природу мы совершаем благое дело для настоящего и будущего поколения людей.

Во все времена Природа являлась объектом морального отношения к ней человека, но не сама по себе, а только потому, что она включалась в сферу его интересов и практической деятельности. В период великих гео­графических открытий люди с восхищением и гордостью говорили о но­вых приобретенных человечеством землях, прославляли колумбов и меч­тали о дальних неизведанных странах. Проникновение в тайны природы, овладение её законами, использование мощных природных стихий - огня воды, ветра на службу человека оценивалось как великое благо и доброе деяние. Стихии, которые приносили человечеству пользу, создавали усло­вия для его существования и развития нравственно возвышались, прослав­лялись, обожествлялись и персонифицировались в понятиях добра и спра­ведливости. Так, например, человечество издавна относится к огню как ис­точнику Жизни, Света, имеющему божественное начало. Миф о героическом мученике Прометее, похитивший у богов для людей огонь подчерки­вает нравственный смысл и величие этого могучего явления Природы.

Характерно, что эксплуатация человека человеком вызывала негодо­вание еще у ранних социалистов-утопистов. Но об эксплуатации челове­ком природы у них не было ни слова. О ней заговорили только во второй половине XX века, когда характер отношений человека к Природе под влиянием НТР существенно изменился, и стал представлять угрозу для его существования. Тогда моральная проблематика взаимоотношений челове­ка и Природы получила новую ориентацию, направленную на сохранение природы как источника жизни и благополучия людей.

Таким образом, нравственная ценность в Природу привносится из мира людей. Отношение к Природе, особенно в настоящее время, - это от­ношение к человеку, условиям его существования, здоровью, материаль­ному благополучию, его будущему. Масштабы и непосредственность влияния Природы настолько возрастают, что появилась необходимость формирования новой шкалы нравственных ценностей человека, регули­рующей его отношение к Природе и составляющих понятие «экологиче­ская этика».

Экологическая этика - это совокупность этических знаний, нравст­венных принципов и норм, регулирующих отношение человека к Природе. Нередко экологическую этику относят к прикладной дисциплине, подчер­кивая её непосредственную связь с практической природоохранной дея­тельностью человека. В этой связи следует сделать два замечания. Первое - вся мораль представляет собой форму духовно-практического отноше­ния к действительности. Так она и должна отражаться и в этической.тео­рии. Это одна из самых существенных особенностей морали, определяю­щей её человеческую ценность. Второе - в экологической этике кроме мо­ральных норм, определяющих вектор практической деятельности человека, есть глубокие мировоззренческие и теоретические проблемы, в частности, обоснование моральных принципов, лежащих в основе отношения «Чело­век - Природа», выяснение понятийного аппарата, отражающего нравст­венные стороны этого отношения и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 6153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.