Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Три основных понятия экологической этики




Все аспекты экологической нравственности, всё многообразие её сторон и все её разнообразные качества в концентрированном виде выражаются в трех моральных установках - тревоге, заботе, ответственно­сти. В естественных науках для концентрации мысли и сведения множест­ва знаний в одну смысловую единицу используют формулу. Если говорить о формуле экологической этики, то она может быть выражена как интеграл трех выше названных нравственных оснований, образующих базу мораль­ного экологического сознания.

Тревога как этико-экологическое понятие. Понятие «тревога» отсут­ствует в «Словаре по этике» (1983), но как нравственное чувство, связан­ное с глубокими переживаниями, оно сопровождает нас всю жизнь. Иногда мы весь мир и жизнь свою оцениваем как «мир тревоги нашей». И неслу­чайно, что понятие, о котором мы говорим, понятие «тревога», занимает центральное место в философии экзистенциализма, глубоко исследующей драматизм и уникальность человеческого существования.

Тревогу в этико-экологическом смысле можно рассматривать как эмоциональное состояние нравственного сознания (общества, личности), возникающее в связи с пониманием и ощущением надвигающейся опасно­сти неблагоприятных природных явлений, представляющих реальную уг­розу для человека. Тревога существенно отличается от знаний и сведений об опасности, тем, что она задевает самые «тонкие струны» человеческой души, становится беспокойным переживанием экологической ситуации, не стихающей и не дающей покоя душевной болью. Известный советский по­эт Р.Рождественский писал о ситуации ленивого знания, когда человеку «думать неохота» о последствиях своего губительного отношения к при­роде:

Кромсаем лед, меняем рек теченье,

твердим о том, что дел

невпроворот...

Но мы еще придем просить прощенье

у этих рек, барханов и болот,

у самого гигантского восхода,

у самого мельчайшего малька...

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого пока.

Состояние экологической тревоги характеризует ситуацию «проби­того часа», когда нельзя не думать, когда до всего есть дело и необходимо действовать. Именно тревога, вызванная угрожающим состоянием при­родной среды в результате производственной деятельности людей, и повернула общественное сознание к экологическим проблемам. Первый тре­вожный набат на весь мир прозвучал из Римского клуба. С появлением докладов этой организации о пределах роста (1972) стало очевидно, что дальше так жить человечество не сможет. XX столетие и главным образом вторая его половина уничтожили больше невосполнимых ресурсов, чем все предшествующие времена вместе взятые. Из этой тревоги и стало рож­даться новое экологическое сознание и мышление людей, переосмысли­ваться нравственные принципы взаимоотношения человека с Природой.

В зависимости от объекта экологической тревоги, это эмоционально нравственное переживание можно классифицировать по трем уровням.

* Экологическая тревога планетарного масштаба. Она едва заметна, возникает в общественном сознании периодически, в связи с событиями космического и цивилизационного масштаба, например, приближением к Земле крупного объекта или с непосредственной угрозой мировой войны. Тревога планетарного объема вызвана возможностью гибели жизни на Земле и связана с двумя обстоятельствами.

Во-первых, с катастрофическими природными явлениями, в частности, со столкновением Земли с крупными астероидами, имеющими скорость движения до 80 км/сек. Уже сегодня человечество может вместо программ «звездных войн» разрабаты­вать и реально развертывать в Космосе общечеловеческую, интернацио­нальную программу космической защиты Земли.

Во-вторых, планетарная экологическая тревога возникает и с возможностью уничтожения челове­чества и Природы термоядерным и химическим оружием в крупномас­штабных военных действиях, не обязательно в мировой войне. Подобный схатологический сценарий разыгрывался в период печально известного Карибского кризиса. Но тогда у политиков мировых держав хватило ответственности и здравого смысла остановить ядерный апокалипсис. Возросли и с тех пор у политиков ответственность и здравый смысл? Судя по воинствующим акциям лидирующих стран - это вопрос со многими неизвест­ными. Вывод один: Человечество не может вручить в руки политиков, ка­кими бы они ни были, свою судьбу, связать с ними такой уникальный фе­номен как жизнь землян.

* Экологическая тревога глобального уровня. Такая тревога связана
возможностью глобальных катастроф, масштаб которых затрагивает огромные регионы, охватывает сопредельные страны и континенты. Перио­дичность их оценивается в 30-40 лет и более, число пострадавших не более 100 тысяч, а экономический ущерб может превышать 100 млрд. долларов.

Подобные последствия связаны с крупномасштабными техногенными ка­тастрофами на ядерных реакторах гражданского и военного назначения, на предприятиях ядерного цикла, на ядерных боеголовках, на мощных раке­тах-носителях, на атомных подводных лодках и надводных судах, на скла­дах с химическим оружием и на крупных химических предприятиях. К природным катастрофам с глобальными последствиями относятся крупные землетрясения, цунами, сели, ураганы. К экологической тревоге глобаль­ного характера относятся обеспокоенность угрозой истощения природных ресурсов, загрязнением атмосферы, техногенной деятельностью, ведущей к изменению атмосферы и климата Земли.

* Экологическая тревога национального уровня. Этот вид тревоги связан с национальными катастрофами, которые затрагивают территории отдельных стран. Их периодичность может характеризоваться временем 15-20 лет, при этом число жертв и пострадавших не менее 10 тысяч чело­век, а экономические ущербы достигают 10 млрд. долларов и более.

Экологическая тревога, переживание человеком неблагоприятной ситуации, складывающейся в среде его обитания, выполняет две важных функции - предупредительную и деятельную. Тревога предупреждает лю­дей о грозящей им опасности, побуждает к её поиску и бдительности. Вме­сте с тем она побуждает к действию, активному исследованию угрожаю­щих человеку и Природе факторов и их предупреждению. Тревога, вы­званная неблагоприятной экологической ситуацией, в свою очередь пере­ходит в заботу о защите природной среды обитания.

Забота о сохранении Природы как категория экологической этики. Один из философов экзистенциалистов дал любопытное определение че­ловеку: «человек - это забота». Забота как нравственная атмосфера, в ко­торой существует человек. Он заботится о себе, о своем доме, своих близ­ких и друзьях, работе, отдыхе. День его проходит в заботах и оканчивается заботой о завтрашнем дне. У человека техногенной цивилизации появи­лась еще одна забота - экологическая, забота о среде своего обитания. Она вызвана тревогой, связанной с результатами разрушительного техногенно­го воздействия человека на природную среду и приближением трагической развязки в истории отношений человека и Природы.

Забота в экологической сфере означает проявление человеческих ка­честв по отношению не только к человеку, но и к Природе, ко всему, что существует в ней, кому она дала жизнь. Смысл этой заботы выражен в «зо­лотом» правиле морали: «относись к другим так, как ты хотел, чтобы относились к тебе». По отношению к Природе это означает беречь, сохранять защищать её, относится к ней гуманно, так как следует относиться к источнику и условиям своего существования.

В экологической литературе используются различные моральные термины для обозначения принципа взаимоотношения человека и приро­ды. В теории лауреата Нобелевской премии немецкого ученого К.Лоренца идея сотрудничества, взаимопонимания человека и окружающей среды, забота о ней выражается в принципе любви к ней. Моральности, любви Ло­ренц предлагает учиться у животных, приобщаясь к знаниям биологии, экологии и этологии. У французского философа, врача и теолога А. Швейцера говорится об этике «благоговенья перед жизнью», о признании ценности всякой жизни вообще. Безусловно, любовь и благоговенье это - высокие моральные понятия и они могут использоваться в качестве идеального отношения к миру Природы, но все-таки реально, зримо, а не абстрактно-туманное отношение человека к природе выражается в заботе о её сохранении. Не каждому дано призвание любить и благоговеть, но каж­дый способен проявлять заботу о важных проблемах в своей жизни.

Тревога о состоянии среды обитания человека, забота о её сохране­нии предполагают ответственное отношение к ней.

Экологическая ответственность. В основании нравственной ответ­ственности лежит идея о способности и необходимости человека отвечать, держать ответ за свои действия. Особенность экологической ответственно­сти в том, что Природа как объект человеческой деятельности не может сама оценивать характер воздействия на неё человека, она как неодушев­ленная среда безответна. У животных также нет нравственных координат, в которых бы они оценивал поведение людей. Поэтому в принципе и перед Природой и перед животными человек не может нести ответственность. Экологическая ответственность осознается и генерируется в окружающий мир человеком. Она возникает в связи с осознанием им единства, генети­ческой связи с универсальной жизнью и пониманием того, что отношение к Природе, превращается в отношение к другим людям, в том числе и к самому себе. Безответственное, хищническое отношение к природе подрывает основы человеческого существования, поэтому и рассматривается как антигуманное, жестокое деяние. Именно в этой связи в современном праве отношение человека к природе регулируется законом.

Нравственная экологическая ответственность возникает из принципа равенства Природы и Человека, как объекта-субъекта природно-социальных отношений. Равенства не в том смысле, что можно приравнять друг к другу бесконечное и конечное, разумное и неразумное, одушевлен­ное и неодушевленное, а в том, что между ними отсутствуют отношения господства, насилия, жестокости. Отсутствуют, потому что они неразум­ны, с точки зрения человеческого бытия, разрушают жизненные атрибуты его существования. Из фундаментального свойства человека - его разум­ности и вытекает ответственное отношение к Природе.

Особенность экологической ответственности связана ещё и с тем, что Природа сама, естественно, не несет ответственности перед человеком, Человек не может осуждать ее за землетрясения, ураганы, засуху. А обыч­ная ответственность, ответственность между людьми основана на взаимно­сти: ответственность одного предполагает ответственность другого. От­ветственность к природе также предполагает взаимность, но эта взаим­ность другого рода, связанная с тем, что природа «отвечает» на заботу о ней благоприятной средой существования, а на безответственное, пират­ское обращение к ней также оплачивает сполна, пустынями и катаклизма­ми. Кроме того, и это самое важное, ответственное отношение к природе одного человека предполагает такое же отношение к ней других. Взаимное ответственное отношение людей к природе - основа и способ существова­ния экологической ответственности.

Нередко встречается пантеистическая точка зрения на возникнове­ние экологической этики и ответственности, исходящая из отождествления Природы и человека, рассматривающая их как «равноправных партнеров». Так, например, швейцарский ученый Артур Рих видит «квинтэссенцию экологической этики» в том, что «Экологическая ответственность перед природой начинается с понимания того, что наш долг - обращаться с ми­ром не как с «бесправным объектом», а как с равноправным партнером, то есть на основе ответственности перед экологической сферой». Партнера­ми человек и Природа могут быть лишь в том случае если предположить, что последняя действует осознанно, преследуя определенные цели. Поэто­му о «партнерстве» человека с природой можно сказать лишь в перенос­ном, а не в точном значении этого понятия.

«Экологическая ответственность» понятие конкретное и инструмен­тальное. Она должна проявляться на всех уровнях и во всех формах эко­номической деятельности человека, её планировании, обосновании, оценке результатов, в постоянном экологическом мониторинге, экодиагностике всех природных явлений. Ответственное отношение к природе предпола­гает четкую, ясную позицию ученых, общественных деятелей, интелли­генции, СМИ, направленную на предупреждение экологической экспансии человека, его интервенции в законы существования природного мира или использование этих законов во вред Природе, в своих узкоэгоистических целях.

Итак, главная идея экологической этики состоит в смене парадигмы отношений человека с Природой, гуманизации этих отношений, использо­вании самого великого и существенное преимущества человека его разум и волю не для хищнического разорения Природы, а для её сохранения и вос­произведения. Для этого человек должен идти не назад, а вперед к Приро­де, гармонизировать свою жизнь в соответствии с законами Природы, Ис­тины, Красоты. Экология, состояние Природы в современном мире стано­вятся определяющим, не менее значимым, чем экономика и политика, фак­тором человеческого существования. Достигнуты пределы, за которыми воздействие человека на Природу, даже отношение к отдельному дереву, животному превращается в насущную нравственную проблему, входит в зону действия добра и зла. Бесчеловечным теперь называют не только на­силие и глумление над человеком, но и над Природой, живыми существа­ми. Сформировался нравственный императив человеческого отношения к Природе как высшей абсолютной ценности, основе всей жизни на Земле.

Важнейшей функцией экологической этики является формирование культуры нравственного отношения к Природе, её растительному и жи­вотному миру. Для этого, прежде всего, надо со школьной скамьи изме­нить отношение человека к изучению Природы, изучать её законы не толь­ко для того, чтобы использовать их для эксплуатации природных ресурсов, но и для того чтобы сохранять их, восхищаясь совершенством и красотой Природы. Изучать Природу не только для получения физических, химиче­ских, биологических знаний о ней, а для формирования экологического мышления. Природа всегда оказывала на человека огромное духовное воз­действие, её во все времена рассматривали как средство эстетического и нравственного воспитания. Теперь Природа должна стать не просто сред­ством, а целью воспитания.

 


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.