Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научный дискурс политики: парадигмы, направления, теории

Функции и субъекты политики.

Политика как искусство общественного сосуществования.

План

Сущности политики: история и современность

Базовые подходы к теоретическому пониманию

Лекция № 1

Политика — явление многоаспектное, что позволяет выделять в ней разные виды: 1) в зависимости от сферы общества, в которой политика выражена своей регулирующей функцией, выделяют экономическую, социальную,национальную, научно-техническую, экологическую, культурную и военную политику; 2) по масштабу она может быть внутренней и внешней; 3) в зависимости от приоритетности говорят о политике нейтральной, «открытых дверей», национального примирения, компромиссов; 4) по содержанию и характеру различают прогрессивную, реакционную, научно обоснованную и волюнтаристскую политику; 5) по субъектами политики, то есть в зависимости от того, кто ее осуществляет, она может выступать в качестве политики государства, мирового содружества, политики партии, политики общественных организаций, политикой банка или фирмы и тому подобное; 6) по сроку действия политика может быть коротко-, средне-, долгосрочная.

Политика имеет сложную, многомерную структуру. Она может быть рассмотрена на уровне субъектов. В качестве субъектов политики выступают разные социальные группы (классы, этнические и конфессиональные сообщества и тому подобное), государства, партии, международные организации. Под субъектами политики понимают участников политического процесса, способных действовать свободно и самостоятельно. Субъекты, осуществляя политическую деятельность, вступают в политические отношения, взаимодействуя по поводу использования власти. Эти взаимодействия будут определяться политическими интересами участников, которые являются непосредственно побудительной причиной политической активности. Они формируются из осознания экономических, социальных (религиозных, этнических) интересов, осознания своего положения на основе сравнения с положением других групп и предусматривают ориентацию на участие в политико-управленческой деятельности. Последнее означает, что они осознают свое положение в обществе и непосредственно через власть пытаются реализовать свои интересы и задания. В политологии для обозначения субъекта политики используют понятие актер. Имея оттенок театральности, оно достаточно точно характеризует участника политической жизни как носителя определенной роли. Эти роли в политическом процессе не являются равнозначными, например, роль рядового избирателя и роль представителя правящей элиты. Активность политического актера может быть выражена на индивидуальном, групповом и институциональном уровнях.

Одна из наиболее известных типологий акцентирует внимание на трех уровнях субъектов политики: 1) социальный: индивиды, классы, элиты, этносы, мафия, толпа; бюрократия, какая призванная сделать процесс управления эффективным, но часто использует знание механизмов управления в собственных интересах и способна концентрировать власть в своих руках; 2) институциональный: партии, органы государственной власти, общественные организации и тому подобное; политика представлена и такими институтами, как государство-нация, ООН, НАТО; 3) функциональный: армия (выступая в качестве части государства, последняя нередко сама берет власть в свои руки, устанавливая военный режим), органы разведки, лобби, оппозиция, бюрократия.

Политика была, есть и будет в прогнозируемом будущем одним из наиболее гибких и производительных механизмов регулирования социальной жизни людей, их социально значимых отношений. Впрочем, не менее мощным источником незаурядного социального влияния политики на протяжении прошлого века и сегодня есть идеология. Поэтому не удивительно, что часто понятие «политика» и «идеология» употребляются как тождественные или очень близкие по содержанию.

Идеология, с одной стороны, являет собой нормативно-символическую составляющую политики. С другой стороны - рационализирует политику, то есть через проектирование политического пространства выстраивает те или другие конфигурации властных отношений, которые представляют содержание политики.

Как относительно самостоятельная сфера общественной жизни, политика возникла в то же время, что и социальная, этническая и религиозная дифференциация общества. Способствовали ее развитию усовершенствование механизмов материального производства, культурный прогресс, рост социальной мобильности общества. В результате этих объективных процессов выделились группы людей с повышенной конфликтностью, непримиримостью. А механизмы обмена и распределения в сфере общественного производства, догматы и идеалы религиозной веры, обычаи, традиции и другие регуляторы человеческих отношений оказались несостоятельными эффективно устранять противоречия, которые перманентно возникали в обществе. Появилась неотложная потребность в социальной силе, способной обеспечить реализацию личных, групповых, общественных интересов, регулирования отношений между людьми для сохранения целостности общества. Поэтому политика заявила о себе как искусство общественного существования, необходимый фактор сохранения целостности дифференцированного общества.

Именно развитие идеологии как важной составной политики повлекло профессионализацию этой области социальных отношений: потребность в объяснении (или даже навязывании) обществу определенных идеологических схем, представлений, программ обусловила рост требований к политической деятельности, расширяя характеристики политики от «призвания» к «профессии» (вспоминая классическое произведение Макса Вебера « Политика как призвание и профессия»). Сейчас происходят качественные изменения, прежде всего, в идеологическом измерении политики: если в ХХ веке идеологии часто господствовали над обществом, то в ХХІ веке они постепенно превращаются в дискурс - политические проекты, в которых систематизируют идеи, образы, установки, смыслы и значения продвижения того или другого общества или человечества в целом. Политика в дискурсивном измерении акцентирует внимание не на форму, а на содержание, причем такое содержание, которое предусматривает обязательное наличие альтернативы.

«Политика» является одним из наиболее неоднозначных терминов. Это проявляется, в первую очередь, в повседневной жизни, когда политикой называют любую целеустремленную деятельность: искусство управления обществом, общественную активность, сферу удовлетворения амбициозных и корыстолюбивых стремлений людей и тому подобное. Неоднозначность бытовых представлений о политике связана со сложностью и многогранностью ее проявлений. Именно поэтому бытуют разные научные толкования, в которых политика появляется как одна из сфер жизнедеятельности общества; система определенных общественных отношений, взаимодействие классов, наций, держав между собой и с властью; стремление получения и использование государственной власти, целеустремленного влияния на нее; участие в делах государства, в определении форм, заданий, содержания ее деятельности; намерения, цель и способы действий правящей элиты и ее окружения; проявления хитростей, осторожности, таинственности, уклонений, осмотрительности. Перечисленные варианты интерпретации политики не исчерпывают многозначности ее определений, а лишь отображают важнейшие из них. Обобщая вышеупомянутые ипостаси политики, можно предложить ее следующее определение.

Политика — одна из важнейших сфер жизнедеятельности общества, взаимоотношений разных социальных групп и индивидов относительно содержания и реализации власти ради осуществления своих общественно значимых интересов и потребностей, выработки для всего общества решений.

Функции политики представляют ее всеобъемлющий характер, непрерывное влияние на общество и непереходное значение для урегулирования общественных отношений. В политологии выделяют (по большей части на общегосударственном уровне) такие функции политики:

— удовлетворение властно значимых интересов всех групп и слоев общества;

— рационализация конфликтов и противоречий, направление их в русло цивилизованного диалога граждан и государства;

— принуждение в интересах отдельных слоев населения или общества в целом;

— интеграция разных слоев населения путем подчинения их интересов интересам всего общества;

— социализация личности (привлечение ее к сложному миру общественных отношений);

— обеспечение последовательности и инновационности (обновления) социального развития как общества в целом, так и отдельного человека.

Понимание политики как целедостижения, а цивилизационно-политического дискурса как категории целедостижения вызывает необходимость качественного пересмотра тех функций политики, которые больше всего связаны с выполнением ею заданий модернизации и демократизации общества. Среди таких функций политики русский исследователь Владислав Бачинин выделяет три основные:

1) поддержка двусторонней связи между государственными институциями и рядовыми гражданами для того, чтобы осуществлять взаимную адаптацию встречных требований;

2) воссоздание традиционных ценностей и норм социально-политической деятельности, которые требуются в повседневной политической практике ради предотвращения их отрыва от базовых религиозно-моральных и естественно-правовых нормативно-ценностных принципов общественной жизни;

3) культивирование особенной коммуникативной среды, которая должна обеспечивать информационное взаимопонимание между участниками политических переговоров (полилогов).

Разнообразие функций политики свидетельствует о ее глубоком проникновении в общество, о ее чрезвычайном социальном назначении и влиянии, которое требует применения системного подхода к анализу этого феномена. Фундаментальное рассмотрение системного понимания политики представлено в исследованиях, осуществленных в области политической философии, которые имеют свою специфику. В последние десятилетия понятие дискурса становится одним из самых употребляемых как в общей теории политики, так и в политической философии, но особенностью философской интерпретации дискурса политики является то, что они получают более глубокое осмысление, обобщение на основе выделения универсальных закономерностей и взаимосвязей.

Современной политической наукой и всей общественно-политической мыслью сформированы четкие принципы демократической политики:

— оптимальное сочетание классового и общечеловеческого, универсального и национального;

— гуманистическая направленность, преодоление технократии, насилия, преступности;

— демократизм и нравственность в осуществлении политики;

— гражданственность и патриотизм.

Политика имеет сложную структуру. Чаще всего выделяют в ней три главных элемента: 1) политические отношения и политическую деятельность (они отображают стойкий характер взаимодействия общественных групп между собой и с институтами власти); 2) политическое сознание (свидетельствует о принципиальной зависимости политической жизни от сознательного отношения людей к своим властно значимым интересам); 3) политическую организацию (характеризует роль институтов публичной власти как центров управления и регулирования общественных процессов). В структуре политики можно выделить нормативный аспект, выраженный конституциями, законами, программными документами партий и политических движений. Названные элементы политической жизни можно объединить в более общие виды явлений: политическую систему, политические режимы (часть политологов рассматривает политический режим как функциональную подсистему политической системы) и политические процессы. Политическая система включает у себя относительно общие виды явлений (институты, отношения, политическую культуру и тому подобное) и характеризует уклад политической власти в обществе. Политический режим раскрывает функциональные и динамические аспекты политической системы. Политические процессы включают у себя более переменные явления. Политический процесс - это взаимодействие субъектов политики, результатом которых является изменение политической жизни общества.

Вывод. Исторически сложилось так, что политика часто выступает в качестве средоточия функционирования того или другого социума, она является своеобразным стержневым ядром, на которое «нанизываются» все другие отношения, явления, процессы, которые характеризуют особенности развития страны, объединяя ее граждан, предлагая им стратегические направления продвижения и общественного прогресса. Именно от степени познания политики зависит способность ученого-теоретика и политика-практика не только анализировать текущую политическую жизнь, давая ему определенные оценки, но и прогнозировать будущие варианты событий, формируя максимально просчитанные модели возможных политических, экономических, социальных, культурно-духовных, гуманистических и технократических изменений.

2. Альтернативность в подходе к определению понятия политики в дискурсивном контексте предусматривает постоянную конкуренцию-соперничество разных теоретических подходов, прикладных моделей, вербально-содержательных конструкций относительно понимания социального назначения и природы этой особенной области жизни любого общества.

Например, авторитетный русский ученый, специалист по политической философии Т. Алексеева выделяет два постоянно воссоздаваемых теоретических фокуса рассмотрения отмеченной проблематики: «с одной стороны, рассуждение о политической реальности и попытках глубже ее понять, опираясь на политические идеалы; с другой стороны, попытки формулировки новых идеалов в виде рассуждений о наилучших политических режимах и принципах организации общества». Исследуя второй подход к изучению политики, можно выделить две ведущих тенденции - прикладное толкование политики и аналитически-концептуальные ее трактовки.

Например, выдающийся немецкий теоретик права, основатель социологии права Георг Еллинек писал, что изучение политики должно основываться не на выяснении того, что уже существует, а на исследовании того, что должно существовать. Потому, что «политика изучает динамику государственного порядка» (это высказывание Г. Еллинека, на наш взгляд, лучше всего освещает сущность прикладного толкования политики. Ведь толкование политики как области государственного порядка (управления) является одной из центральных концепций в политической науке. Ее основателем можно считать Аристотеля, который предлагал понимание политики как публичной деятельности. Позже одним из самых распространенных дискурсов в рамках теории политики стало выяснение соотношения сфер частной и публичной составляющей в области политической жизни.

Например, один из наиболее признанных политологов ХХ века - немецко-американская исследовательница Ханна Арендт сформулировала специфику публичности в политике как необходимость поиска «общего мира». Она еще в 1950-1960-х годах разработала подход к политике как к системе коммуникаций и информационных потоков.

Во взглядах Х. Арендт на политику можно проследить определенную наследственность идей Аристотеля, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо и других выдающихся мыслителей, в частности это - акцентирование внимания на человеческом измерении политики.

Стоит обратиться и к научному наследию итальянского мыслителя, автора оригинальной концепции марксизма Антонио Грамши, который разработал целый ряд актуальных философских, политологических, социологических, культурологических проблем. В своем известном труде «Тюремные тетради» ученый отмечал, что в политике не существует абстрактной «человеческой природы», которая является неизменной и постоянной, однако «человеческая природа - это совокупность исторически определенных общественных отношений», она должна «рассматриваться в своем конкретном содержании (а также в своей внутренней логике) как организм, который развивается».

Таким образом, научный дискурс относительно определения пределов функционирования, природы и социального назначения политики длится в рамках общей политической теории и других политологических дисциплин. Одним из наиболее показательных и интересных для исследователей, по нашему убеждению, есть дискурс в рамках отмеченной проблематики в области политической философии. Данный научный дискурс прослеживается в трех основных формах:

1) конструктивизма - предусматривает создание (конструирование) идеального образа определенной структуры или решения той или другой актуальной проблемы функционирования политики, отвечая на вопрос: а как должен быть?;

2 ) артикулирования - его целью и смыслом в то же время является раскрытие содержания выяснения смысла определенной концепции политики;

3 ) интерпретации - обусловливает постоянное возвращение к классическим и постклассическим политико-философским текстам, стремлению переосмыслить их под воздействием нового исторического опыта, найти там те идеи и слои, которые не всегда заметные современникам, но, которые актуализируются здесь и сейчас.

Как видим, научный дискурс относительно политики как особенной области жизни общества не является чем-то постоянным, «законсервированным», он опирается на плюрализм идей, взглядов, мыслей, школ и моделей. С этой исследовательско-методологической позиции необходимым является рассмотрение политики сквозь призму таких понятий, как «политический смысл», «полития», «республика», «парадигма политики».

Категория «политический смысл» является одним из центральных для такой политологической дисциплины, как политическая философия. Борис Капустин - один из наиболее известных русских специалистов в области политической философии считает, что понятие «политический смысл» позволяет реализовать нормативный подход к политике, отбросив излишнее этическое морализаторство, которое должно принадлежать скорее к сфере влияния теологии или моральной философии. Ведь морализация в политике часто приводит к неспособности «чистой» науки адекватно описывать и объяснять реальную политику, показывать настоящие политические механизмы политической жизни. Впрочем, не стоит и отбрасывать этический аспект исследования политики, потому что моральные императивы помогают изучать идеальные проявления политики, выяснять то, которой она должна быть в соответствии с нормами морали.

Другими двумя ключевыми «политическими смыслами» являются «рациональность» и «иррациональность», потому что политика является в то же время и рациональной, и иррациональной областью жизни общества. Рациональность в политике - это, прежде всего, направленность на получение пользы, выгоды (личного, коллективного или общественного). Иррациональной политика является в силу того, что она связана с деятельностью конкретных людей, с их эмоционально-психологическими особенностями.

Понятие «полития» ведет свои истоки, как известно, из Древней Греции. У греков оно означало принадлежность лица к полису, то есть гражданство. В политической теории Аристотеля «полития» - это способ правления. Более позднее данное понятие начало использоваться в значении политического строя государства и общества. Скажем, во времена Средневековья концепт «политии» употреблялся в качестве синонима для обозначения политической системы, как обобщающая характеристика политической целостности каждого конкретного общества.

«Общество (civitas) является множеством граждан (multitudocivium), которые его населяют, порядок (ordo) которого называется политиєю (politia)», — писал один из самых авторитетных схоластов Уильям Оккам. Оксфордский богослов благодаря исследованию понятия «полития» одним из первых в истории политической мысли структуризирует собственно политическое, разделяя его на частичные (такие, которые исключают любую часть множества граждан), неполные (те, которые используют только отдельные привилегированные центры власти), всеобщие и полные (то есть республики) формы властвования. Необходимо отметить, что именно идеи концепции «политии» Оккама позже были использованные мыслителями Возрождения, Просвещения и Нового времени для выяснения природы и призвания политики в обществе.

В современной политической науке понятие «полития» используется крайне нечасто, однако оно является очень важным для понимания социальной сущности политики. Ведь, по словам авторитетного русского ученого Михаила Ильина, понятие «полития» предоставляет возможность выразить коренным образом сущность политической системы, всесторонне охарактеризовать феномен политики. Само широкое толкование категории «политии» дало толчок к становлению и распространению современного понимания другого ключевого понятия политики – «республике».

Понятие «республика» со времен Древнего Рима отражает идею политической системы как прикладного аспекта функционирования политики, делая его более употребляемым и акцентируя ударение на политической самоорганизации общества - латинское «respublica» означает общественное дело. В эпоху Возрождения Макиавелли использует концепт «республики» как один из центральных элементов своей доктрины, анализируя два его значения – универсальное и территориальное. В универсальной трактовке понятия «республика» итальянский мыслитель видел идеализацию политики, которая, с одной стороны, является совершенной моделью государственной организации общества, с другой - совокупностью принципов, которые невозможно реализовать в политической жизни. Территориальный аспект «республики» как категории политической науки и концепта, как считал Макиавелли, - являются конкретные государственнические проявления той или другой политической системы.

Благодаря указанным концептам наиболее часто исследуется феномен «общественного блага» как основы функционирования политики в любом обществе. Длительное время понятие «полития» и «республика» объединяли и государство, и общество, и власть, и граждан, и собственно политику в целом. Только в Новое время началось выделение трех самостоятельных сфер политической жизни - политики, государства, гражданского общества.

В мировой политической науке на обозначение разных аспектов политики употребляют три самостоятельных англоязычных термина:

«polity» — форма политики, то есть ее организационная структура, институты, которые предоставляют ей стойкости, стабильности и способности регулировать политическое поведение людей (государство, партии, группы интересов, законы, политические и правовые нормы);

«роlісу» — содержание политики, воплощенное в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах и механизмах вынесения политических решений;

«politics» — политический процесс, который отображает сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, отношений разных социальных групп, организаций и индивидуумов.

Исследование политики с помощью понятия «парадигма политики» позволяет осуществить концептуальный, системный анализ и интерпретацию этого феномена общественной жизни, выделив наиболее оптимальные методологические схемы и модели научного поиска. «Парадигма политики» дает представление о сущности, природе, источниках и пределах распространения политики как явления. Причем, парадигмальное толкование предусматривает рассмотрение политики из одной из трех базовых позиций: 1) как социального явления; 2) как феномена естественного происхождения или 3) как сверхъестественного явления. Парадигмальные концепты политики конкретизируются в зависимости от ее понимания как:

¾ области общественной жизни, которая выполняет определенные задания в рамках социального целого, согласно такому подходу на первый план выходят функциональные компоненты политики (то есть специфика регулятивных свойств политики в сравнении с правом, моралью);

¾ типа определенной деятельности - поведенческих измерений политики (конкуренции, риска, идеологической обусловленности);

¾ особенной разновидности общественных отношений - проявлений элементов межсубъектного взаимодействия в области политики (институтов, норм, статусов и тому подобное).

В современной политической науке политика толкуется как явление, которое имеет политико-правовые, общественные, экономические, историко-культурные истоки.

Мы уже говорили, что политику часто признают как «искусство управления людьми». Именно поэтому, во время выработки и реализации политики важно учитывать такие основные факторы:

— конкретно исторические условия развития социума, геополитические условия и географическое расположение государства;

— уровень участия или отчуждения населения относительно власти и государственно-общественных дел;

— направленность национальной ментальности, уровень развития политического и правового сознания;

— этнонациональный и демографический факторы общественного развития;

— соответствие политических идеалов и заданий исторической традиции, политическим ценностям определенного общества, а также принципам гуманизма и социальной справедливости;

— реальная международная ситуация и отношение к государству мировой общественности.

Политика как особенная разновидность человеческой деятельности, связанная с организацией и координацией действий ради достижения согласованных целей, то есть, в соответствии с определением Макса Вебера, политика как основная цель требует соблюдения трех важных требований своего функционирования.

Во-первых, политика должна устанавливать причины, определять мотивы тех или других действий социальных субъектов.

Во-вторых, политика должна использовать такие причины и мотивы в качестве постоянных критериев образования логических последовательностей действий - цивилизационно-политического дискурса.

В-третьих, политика призвана обобщать смысл политически организующей деятельности.

Эпоха постмодерна, период становления информационной цивилизации - это время перманентных системных и внесистемных трансформаций. Именно поэтому полностью логическим является требование к современным социально-общественным и гуманитарным дисциплинам, в том числе и к политологии, не только констатировать факты политической, экономической, социокультурной жизни общества, но и предоставлять ему максимально объективные прогнозы на будущее. Таким образом, изучение социальной природы политики, осуществление сравнительного рассмотрения разнообразных подходов относительно выяснения отмеченной проблематики является одним из наиболее актуальных направлений политологических поисков.

Изучения политики как исторического явления неразрывно связано с рассмотрением феномена параполитики (двойственность политики) - всего приобретения человечества относительно мира политики, что сформировано тысячелетиями околонаучных и собственно научных поисков. Обращение к параполитическим идеям, концепциям и теориям является одним из самых распространенных методологическим приемом всего спектра современного социально-гуманитарного знания, в целом, и политической науки, в частности. Значимость и необходимость представленного подхода обосновал выдающийся английский философ истории Арнольда Тойнби, который писал: «историку пришлось бы признать, что, если он в состоянии познать морфологию своей собственной умственной деятельности с помощью анализа влияний данного, конкретного, современного ему общества, тогда для него отпадает потребность анализировать общественные образования, которые принадлежат прошлому».

Опираясь на данный методологический принцип исследования, отечественный ученый Владимир Холод предлагает следующее определение «параполитики»: параполитика — это системный взгляд на главный объект политического анализа, который требует выяснения расхождений в толковании сущности, природы политики, источников и пределов ее функционирования, базирующейся на «идее вечного возвращения» (по Ф. Ницше, — то, что хотя бы раз было, возможное и в будущем) и которое начало формулироваться еще в первичных, неразвитых представлениях о природе социальных отношений.

Признанный политический социолог, основатель системно-функциональной теории Толкотт Парсонс в труде «Социологическая теория и современное общество» рассматривает политику в контексте изучения феномена власти. Причем, ученый убежденный, что стабильность и постоянство, так необходимые в политике, достигаются только тогда, когда применяется властное принуждение, которое превращается в обобщенный символ функционирования.

Другим проявлением контрактивистской теории (теории общественного договора) политики является децизиональная (от лат. decisio – я решаю) концепция, сформулированная известным немецким ученым Карлом Шмиттом. В соответствии с базовыми идеями этой концепции, политика - это социо-политические взаимодействия, приоритет среди которых представляется «волевой решительности». Формулой политики при таких условиях является: «право + волевое решение = импульс политических интеракций» (взаимодействие политических субъектов между собой и институтами власти). Недостатком представленной концепции является то, что при таком рассмотрении происходит игнорирование специфики социо-политического взаимодействия как основы политики интересов не только собственно обладателей воли (субъектов и актеров политики), но и потребностей общества в целом.

Близкой к децизиональной (теория решения)концепции, выступает кратоцентрическая (ориентированная на власть) парадигма политики. Основополагающей идеей представленной парадигмы политики является понимание политики как области функционирования исключительно политической власти, при этом очень часто наблюдается отождествление обоих понятий, рассмотрение их в качестве синонимов. В современной политической науке происходит постепенный отход от доминирования кратоцентрической парадигмы, однако ее исследование достойно внимания, ведь среди сторонников такого взгляда на сущность политики были одни из самых выдающихся представителей общественно-политической мысли.

Например, один из основателей социологической и политической науки немецкий ученый М. Вебер в своем известном труде «Политика как призвание и как профессия» отмечал, что политику можно исследовать сквозь изучение специфики деятельности того или другого государственного чиновника. При этом обязательно нужно иметь в виду, что тот, кто занимается политикой, хочет власти: или власти как средства, подчиненного другим целям, или власти «ради нее самой», чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает.

Подход к пониманию политики, предложенный М. Вебером остается актуальным и сегодня, хотя под воздействием бурных общественно-политических изменений он испытал некоторые модификации.

В кратоцентрической традиции толкования сущности политики можно выделить следующие основные направления рассмотрения социального назначения этой области жизни общества сквозь призму специфики функционирования власти.

Во-первых, политическая власть - это область принятия политико-управленческих решений. И политика, и власть является сферой жизни общества, деятельностью внутри которой определяющей является характеристика целенаправленности

Во-вторых, власть можно понимать как определение политической повестки дня. Американские исследователи В. Барац и П. Бахрах считают, что сущностью политики и критерием наличия власти у тех или других субъектов является то, кто контролирует политическую повестку дня, кто первоначально решает, какие вопросы будут обсуждаться, а какие - нет, кто принимает окончательные решения общественно-политического значения. Другими словами, можно утверждать, что второе измерение политики и власти показывает их «теневую» (то есть неизвестную или малоизвестную общественности) сторону, которая является не менее важной, чем публичная, а в определенных ситуациях может выступать в качестве доминирующей, господствующей. Согласно этому подходу, политику можно сравнить с айсбергом, видимая часть которого является публичной, а подводная - существенно больше по значению (гражданам даже в самых демократических странах мира не всегда известны реальные обстоятельства принятия тех или других управленческих решений).

В-третьих, политика и власть являются своеобразными формами контроля над сознанием. Они всегда осуществляют определенное влияние на поступки, мысли, желания и потребности людей. Американский ученый Скотт Лукас предлагает рассматривать такое влияние как выраженный психологический контроль — «идеологическую промывку мозга». «В политической жизни эта форма политики и власти оказывается в использовании пропаганды и вообще в методах идеологического влияния», — отмечает американский профессор Эндрю Хейвуд. В современной политике подобное идеологическое влияние осуществляется обычно более скрыто, методами политического манипулирования. Политическое манипулирование (манипуляцию) сегодня также следует рассматривать в качестве сущностного признака политики и характеристики особенностей политической жизни каждого конкретного общества.

В отечественной и зарубежной политической науке можно найти большое количество определений понятия «манипуляция», выделить разнообразные подходы к пониманию специфики политического манипулирования. Одно из самых удачных определений, учитывая исследуемую проблематику, предлагает Оксфордский словарь, который в переносном смысле под «манипуляцией» понимает акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, тайное управление или обработку.

Авторы Оксфордского словаря определяют следующие признаки «манипуляции»: 1) идеологическое и духовно-психологическое влияние; 2) отношения манипулятора к другому как к средству достижения личных целей; 3) попытки получить односторонний выигрыш; 4) тайный характер влияния (как фактор влияния, так и его направленность); 5) мотивированное привнесение; 6) использование (психологической) силы, игра на слабостях; 7) мастерство и ловкость в осуществлении манипуляционных мероприятий. По нашему убеждению, исследование каждой из приведенных признаков манипуляции способствует формированию системного взгляда на политику в целом, особенно в пределах применения именно кратоцентрической парадигмы.

Исследовательского внимания заслуживает изучение социально-культурологической парадигмы политики, в соответствии с содержанием которой сущность политики, политических процессов детерминируется теми свойствами человека, которые она получает в процессе социальной революции и которые оцениваются под ценностно-нормативным углом. Ведущей дефиницией этой парадигмы является афористическое высказывание Аристотеля: «Политика есть публичная этика». В социально-культурологической парадигме можно выделить несколько ведущих традиций: консервативную (природа человека является в целом неизменной, а соответственно - неизменная и сама политика), либеральную (человек постоянно совершенствуется, потому и политический прогресс является неминуемым), технократическую (нельзя не учитывать существенное влияние как на человека, так и на политику, достижений НТП).

В контексте социально-культурологической парадигмы понимания политики как органического единства действия «законов и принципов физического, социального и морального порядка» (определение французского социолога и политолога Раймона Арона) может рассматриваться и марксистская традиция. Ведь часть ученых считает, что в пределах марксистской теории в середине ХХ века была осуществленная попытка обеспечить линию преемственности в понимании сущности и социального назначения политики между классическими теориями прошлого и более современными интерпретациями. Результатом такой попытки стала концепция политической сферы («политической надстройки»). Ведущие идеи марксистского понимания политики:

1) главные механизмы политики определяются экономикой (например, материальными интересами людей, которые участвуют в процессах производства и обмена);

2) политика - это борьба классов, которые имеют прямо противоположные (антагонистичные) экономические интересы;

3) организованное насилие и классовое господство - основа любой политики и государственной власти при условиях антагонистичного общества.

Достижением основателей марксистской теории является сосредоточение исследовательского внимания на изучении глубинных движущих сил политики и некоторых мотивов поведения людей в области политики. Недостатком марксистского толкования политики является игнорирование более тонких побудительных причин мотивации политической активности человека, которые обусловлены социально-психологическими, социокультурными, правовыми и даже демографическими и биологическими факторами. Ведь объяснение сущности политики исключительно действием экономических факторов является слишком односторонним. Впрочем, марксизм дал новый толчок к развитию социально-политических поисков относительно выяснения сущности и социального назначения политики.

Одним из самых распространенных подходов к пониманию политики, которые сформировались в ХХ веке, есть консенсусно-конфликтная парадигма. Рассмотрение политики через триаду «конфликт - компромисс - консенсус» можно объяснять с нескольких позиций:

¾ в контексте понимания «политики как искусства возможного»;

¾ как определение основных способов принятия политико-управленческих решений;

¾ через позиционирование политики как «цивилизованной силы и силы, которая цивилизует», побуждая граждан к расширению политического участия;

¾ как исследование основных мероприятий согласовательного характера при решении (решении) конфликтов в политике.

Среди авторитетных современных ученых, сторонников представленной парадигм ы, стоит отметить американского политолога Бернарда Крика, который в своем классическом труде «В защиту политики» писал: «Политика — это деятельность, в которой, при условиях заданной системы правил, конфликт интересов разрешается путем того, что каждой стороне конфликта передается та часть власти или ресурсов, которые способствуют значимости этой стороны ради благополучия или выживания всего общества». Ключевым элементом политики в таком случае становится специфическое рассредоточение власти, что позволяет более интенсивно осуществлять процессы согласования интересов.

«Слабой стороной«концепции Бернарда Крика является идеализирующий взгляд на политику, с одной стороны, и игнорирование особенностей перечня политических явлений в недемократических процессах, с другой. Это, безусловно, суживает поле исследований политики, не позволяет объяснить природу политической жизни при условиях функционирования недемократических режимов.

Другим направлением консенсусно-конфликтной парадигмы политики, составляющей ее концептуальную основу, является концепция социального конфликта (конфликтологии), которая зародилась и развивалась во второй половине ХХ века в противовес марксистскому пониманию конфликта. Основателями современных концепций конфликтологии были авторитетные ученые Льюис Козер, Кеннет Боулдинг, Ральф Дарендорф, начавшие утверждать, что в обществе нет социальных групп, которые находились бы вне зоны влияния конфликтов и что конфликты играют позитивную роль в обществе. Поэтому и политика, как неотъемлемая область функционирования любого общества, не лишена и не застрахована от конфликтов, но главное, чтобы они имели позитивные результаты и последствия.

Политика тесно связана с различными сферами общественной жизни: экономикой, моралью, правом, религией, культурой, экологией и тому подобное.

Отношения между политикой и экономикой, как доказывают теоретические разработки западных и отечественных политологов, следует рассматривать не в разрезе зависимости политики от экономики (марксистский подход), а, учитывая их взаимозависимость, и взаимосвязь.
Опыт бывшего СССР и других социалистических стран свидетельствует, что централизация власти приводит к усилению авторитарных, даже тоталитарных тенденций, которые тормозят экономическое развитие, деформируют экономическую систему. И, наоборот, в развитых странах децентрализация власти инициирует плюралистическую демократию, которая открывает пространство для экономической инициативы, способствует экономическому росту. Суть экономической политики в демократических государствах заключается: в поддержании адекватного ее возможностям экономического развития, ориентированного на обеспечение занятости населения; в применении гибкой системы налогообложения; в использовании эффективных рычагов стимулирования производства (кредитование и инвестиции).

В тесных отношениях находится политика с общественной моралью. Трагические страницы отечественной истории XX ст. свидетельствуют: если политика пренебрегает общечеловеческими ценностями в пользу классовых, групповых, корпоративных интересов, тогда резко деформируется общественная мораль. Сочетание политики с общечеловеческой моралью, характерное для демократических стран, достигается консенсусом, компромиссами, цивилизованным отношением к оппозиции, отрицанием фанатичной жертвенности. Политика является специфическим дополнением к общественной морали, которая учитывая разные факторы, не в состоянии исчерпывающе обеспечить регулятивную функцию. Поскольку главные общественное значимые функции политики и морали совпадают, то политика, как и мораль, должна защищать общее благо и социальную справедливость, хотя это ей далеко не всегда удается.

Взаимозависимость политики и права имеет противоречивую природу. С одной стороны, право может быть использовано против политических оппонентов, стать орудием антидемократической политики. С другой — само право определяет пределы и возможности деятельности, как оппозиции, так и правящих кругов, обеспечивает стабильность политического режима. Правовая политика при демократических условиях — это деятельность, направленная на совершенствование права и обеспечение его сдерживания гражданами, организациями и учреждениями. В правовой политике оказывается зависимость права от общественного развития, реализуются законотворческие возможности. С помощью новых законов, особенно в период стремительного реформирования общества, политика способна кардинально изменять общественные отношения и задействовать новые формы общественной организации.

Взаимосвязь политики и религии прослеживается в деятельности общественных объединений, политических партий, программы которых содержат религиозные идеи или вероучения. В последнее время сближение политических и религиозных позиций, особенно в поликонфессиональных обществах, к которым принадлежит и Украина, происходит вокруг идеи экуменизма — единения усилий всех конфессий для достижения социальных общественных и политических целей, направленных на консолидацию и обеспечение благосостояния общества. Конструктивное участие церкви в общественно-политических процессах предусматривает: распространение в обществе идеалов справедливости, гуманизма, терпимости к инакомыслящим; активизацию деятельности служителей церкви в государственно-созидательных процессах; формирование духовно-культурных запросов человека; утверждение в обществе милосердия, взаимопомощи, благотворительности.

Неотъемлемым устремлением деятельности любого государства является культурная политика, призванная удовлетворять культурные потребности широких масс населения, способствовать культурному прогрессу путем целеустремленного развития науки, образования, литературы, искусства, средств массовой информации. Распространение политических ценностей в обществе связано с утверждением демократических стандартов политической культуры как неотъемлемой части общей культуры общества.

Важное значение в современных условиях приобретает экологическая политика — система мероприятий, осуществляемых государством с целью сохранения окружающей среды и защиты природы. Экологическая политика основывается на природоохранном законодательстве, уровень которого в значительной степени определяет ее эффективность. Важным направлением экологической политики является поиск и внедрение новых природоохранных технологий. Для Украины серьезными проблемами являются финансирования природоохранных мероприятий, возмещения причиненных гражданам убытков и тому подобное. Устранение этих и других проблем требует политических решений на государственном уровне.

Вывод. 1. Следовательно, все сферы общественной жизни не только активно влияют на политику, а есть объектами сознательного политического руководства и управления. При современных условиях общественно-политического развития, когда человечество изобрело мощные демократические регуляторы политических отношений и политической деятельности, политика призванная быть средством регулирования экономических, социальных и духовных отношений, ориентировать развитие общества на минимальную конфликтность и максимальную жизнеспособность общественных процессов.

2. Политика является одной из наиболее переменчивых сфер жизни общества, многоплановость измерений функционирования которой предопределяет и разнообразие подходов (парадигм, школ, направлений) к толкованию ее сущности и социальному назначению.

3. Назначение политики заключается в том, что она:

- 1) является инструментом реализации властно значимых интересов социальных групп;

- 2) призвана стимулировать регулировать и упорядочивать социальные процессы и отношения;

- 3) обеспечивает как преемственность, так и инновационность общественного развития.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Состав преступления и квалификация преступления | Духовная культура западноевропейского Средневековья
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.121 сек.