Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовная культура западноевропейского Средневековья

 

В раннем Средневековье (VI-VIII в.) в большей части Западной Европы ведущая роль принадлежала художественным традициям варварских народов. Изобразительное искусство тогда имело низкий уровень развития, однако сохранилось много образцов художественных ремесел: изделия из металлов, украшенные ценными камнями, резьба по дереву и т.п. Но постепенно «варвары» ассимилировались с коренным населением. И, хотя образы фантастических чудовищ – следы древних верований – еще долго сохранялись в западноевропейском искусстве, в культуру этих племен уже проникают античные и христианские традиции коренного населения.

Первое систематическое изложение разных областей знаний осуществил римский ученый-энциклопедист, автор почти 600 научных трудов Марк Терентий Варрон (116-27 гг. до н.э.). В 9-томной энциклопедии «Дисциплины» он рассмотрел «семь вольных искусств» – грамматику, риторику, диалектику, музыку, арифметику, геометрию, астрономию и приобщил к ним медицину и архитектуру, отмечая их практическое значение для человека.

Известный позднеримский философ и политический деятель Боэций (ок. 480-524 гг.) пытался совместить принципы античного мировосприятия с христианством, отметил важность «семи вольных искусств» для школьного образования. Среди многочисленных трудов Боэция — исследования в областях схоластической логики, богословия, арифметики, теории поэзии и музыки. Он переводил на латинский язык греческих философов, в частности Аристотеля. Человек высокой образованности, Боэций был советником короля остготов Теодориха Великого, который проводил политику сближения с франками, вандалами, вестготами и особенно римлянами, для чего давал военные должности готам, а гражданские – знатным римлянам. Эта политика Теодориха потерпела неудачу, а среди многочисленных жертв был и Боэций. Находясь в тюрьме, он написал философско-элегическую поэму «Утешение Философией». Она переведена на многие языки и вошла в сокровищницу мировой философской литературы, а воплощенный в ней символ «утешительницы» – образ прекрасной женщины, был заимствован в Средние века как литературный прообраз в ряде произведений.

Труды Боэция широко использовались в средневековом образовании. Особенную популярность приобрели трактаты «О Троице» и «Утешение Философией». «Утешение философией» стало одной из самых распространенных латинских книг Средневековья, которая повлияла на становление национальных европейских культур – английской, провансальной, итальянской и т. п.

Как и Боэций, семизначную систему школьных наук пропагандировал Кассиодор (ок. 490-583 гг.). Он разделил «семь вольных искусств» на две группы: тривиум (грамматика, риторика, логика) и квадривиум (арифметика, геометрия, музыка, астрономия), изложил основы духовного и светского образования в учебнике под названием «Институции». Основное внимание уделял совершенствованию универсального духовного образования, а светское считал возможным лишь для лучшего понимания Писания. Важным историческим источником стали написанная им «Хроника от сотворения мира до 519 р.» и «История готов».

Одним из самых выдающихся посредников между античной культурой и Средневековьем является ученый, латинский писатель из Испании Исидор Севильский (ок. 570-636 гг.), какой подготовил первый энциклопедический словарь Средневековья под названием «Этимологии» (или «Начала»). Концептуально составление словаря определяет принцип «этимологии», то есть выведением значения слова из его корня. Исидор произвольно трактовал понятия по астрономии, космографии, географии и др. Это вызывало критическое отношение к нему представителей науки. Важными документами по истории германских народов является написанная Исидором «Хроника», посвященная вестготам, и история вандалов.

В период раннего Средневековья школы, которые действовали при соборах и монастырях, формально культивировали «семь вольных искусств», ориентируясь на те знания, которые требовало феодальное общество. В школах доминировали латинское богослужение, латинский язык с элементами литературного образования (класс «грамматики»), необходимые для усвоения Писания.

В новых социальных условиях варварские правители наделяли почти магическим значением письменным документам-дипломам (связанные, навощенные пластинки с дерева или металла для записи документов), которые удостоверяли права землевладения. Школа учила искусству написания официальных актов в классе «риторика». Они учредили «правды» – кодексы раннего феодализма, которые содержали перечень штрафов за разные нарушения норм общественной жизни. Самые ранние «правды» – Бургундская и Вестготская – появились в V в. Они написаны на латинском языке с более поздними дополнениями на тех или иных варварских языках.

Первым энциклопедистом заальпийского Запада считается англосакский писатель Беда, прозванный Достопочтимым (679 -735 гг.). Самые известные его произведения – «Церковная история английского народа», доведенная до 731 г., и трактат о летоисчислении в истории, где впервые использовано исчисление «от рождения Христа». Такой отсчет мировой истории ввел в 525 г. римский монах Дионисий Малый, который за дату рождения Христа принял 25 декабря 753 г. от основания Рима. Внедренное им летоисчисление, приблизительно в 1000 г., было широко признано на Западе.

В IX в. в средневековых школах утвердилось преподавание двух циклов предметов. В начальных классах – тривиум, три науки о слове (грамматика, риторика, диалектика), старших – квадривиум, четыре науки о числах (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Содержание учебы, как и отдельных предметов, определялось требованиями церкви.

Определенный подъем феодально-церковной культуры связан с активной деятельностью Карла Великого и его последователей по возрождению культуры и образования в антично-христианском духе. В историографии XIX в. эта деятельность получила название «каролингского Возрождения».

Во главе с Карлом Великим была создана «Академия» по античному образцу, где работали приглашенные им ученые, писатели, художники, представители разных народов. Здесь исследовали и изучали проблемы культуры, науки, школьного образования, осуществляли попытки возобновления классической латыни, переписывали и исправляли античные латинские тексты, что способствовало сохранению многих произведений античных авторов. С целью повышения культуры переписывания рукописей было введено четкое письмо, которое стало основой написания латинских букв. Развивалось искусство оформления книги, рукописи начали украшать миниатюрами и заставками.

В Каролингскую эпоху были созданы значительные исторические, литературные, научно-теологические и другие труды. Историк Павел Диакон (ок. 720-799 гг.) написал «Историю лангобардов», используя мифы и легенды своего народа, античные и средневековые источники. Под воздействием античности развился новый вид литературы – художественная «биография императора». Лучшим произведением в этом направлении считается «Жизнеописание Карла Великого» известного франкского ученого Эйнгарда (770-841 гг.).

Завершил Каролингскую эпоху на Западе выдающийся ирландский философ Иоганн Скотт Эриугена, названный «Гегелем IX века». Он в философских трудах «О делении природы» и других утверждал свободу мысли, рассматривал религию как тождественную философии, доказывал примат ума перед авторитетом церкви. Он пытался синтезировать неоплатоническую философию и христианство, за что позже его объявили еретиком, а произведения публично сожгли.

В средневековой Западной Европе еще в X в. начал складываться институт народных путешествующих певцов и актеров. В средневековой Франции – это жонглеры, в Испании – хулгары, в Германии – шпильманы. Светская власть и церковь враждебно относились к путешествующим актерам, их лишали права наследства, не допускали к причастию, отказывали в христианском захоронении и т. п.

Против монополии церкви в духовной сфере впервые выступила новая городская культура. Попытка торгово-ремесленной верхушки развитых городов продемонстрировать самостоятельность обусловила создание в начале XII в. латинских школ в противовес церковным и монастырским. Латинские школы, которые предусматривали значительно более широкое образование, дали начало так называемым гуманитарным гимназиям, где основу учебы составляло изучение греческого и латинского языков и литературы. Впоследствии часть гимназий развилась в университеты. Ко второй половине XIX в. гуманитарные гимназии были доминирующим средним учебным заведением, окончание которого давало возможность поступить в университет.

До нашего времени на Западе (как и в других странах мира) сохранились с разными модификациями все три ступени античного учебного процесса – элементарная, средняя и высшая школа.

В Западной Европе первый университет был основан в Болоньи (Италия) в XI в. Структура и обычаи средневековых университетов в известной мере напоминали корпорации и цеха, откуда до нас дошло название ректор (с латинского – начальник цеха). Тогдашние университеты считались объединением тех, кто учит (учителей), и тех, кто учится (студентов). Инициаторами основания университетов выступали мещане, городская власть, король или духовенство. В средневековых университетах доминировали теологические науки, поэтому основное руководство ими осуществляло преимущественно духовенство.

Возникли университеты в Англии – Оксфордский (XII в.); Франции – Парижский (1215); Испании – Сиена (1240); Италии – Винченца (1205); Падуя (1222), Неаполь (1224), Рим (1303.) и др.

Западноевропейские университеты отличались социально-политическими и идейными позициями их основателей и руководителей. Демократизм – характерный признак университетов. Значительное внимание уделялось светским наукам. Согласно с Уставом, осуществлялось выборное управление, в котором широкие права предоставлялись студентам.

В средневековых университетах традиционно действовали четыре факультета. На артистическом (подготовительному) поступающие на должность овладевали латынью – язык католической церкви, науки и образования, изучали «вольные искусства». После усвоения грамматики, риторики, основ диалектики студент получал степень бакалавра искусств, после усвоения арифметики, геометрии, астрономии, теории музыки – степень магистра искусств. По окончании артистического факультета позволялось поступать на другие факультеты – богословский, медицинский, юридический.

В учебных заведениях Западной Европы доминировала схоластика, вид религиозной философы, для которой характерно принципиальное упорядочивание теологии. Теологи сосредоточивали внимание на соотношении веры и знания.

Позиций крайнего теологического рационализма придерживался английский схоласт Ансельм Кентерберийский (1033-1109), который утверждал веру предпосылкой рационального знания («верую, чтобы понимать»).

Другую позицию («понимаю, чтобы верить») отстаивал Пьер Абеляр (1079-1142), выдающийся французский философ, теолог и писатель. В произведениях «Да и нет», «Вступление в теологию», «Этика», «Диалектика» он выражал мысль о пользе светских знаний для поиска истины, утверждал приоритет ума, логики, опыта над слепой верой и доказательностью авторитетами.

Впервые противоположные позиции схоластов выявились в философских дискуссиях по поводу общих понятий (универсалий). Представители реализма (платоновская линия) утверждали, что общие понятия существуют самостоятельно, вне вещей и предшествуют им как в мире, так и в познании. Представители номинализма (идеи Аристотеля), отрицали самостоятельное существование универсалий и признавали лишь единичные вещи.

Синтез средневекового мировоззрения пытались осуществить схоласты Парижского университета – Альберт Магнус и Фома Аквинский.

Известный идеолог католицизма, доминиканский монах Фома Аквинский (1225-1274) в произведении «Сумма теологии» пытался подвести итог средневекового схоластического мышления.

В XII в. культура Западной Европы достигает периода зрелости. С развитием образования активизировалась духовная жизнь, в городах и замках сложилась своеобразная светская культура, которая отделилась от церковной. Она, безусловно, не стала антицерковной, но в то же время тенденция секуляризации (с латинского языка – мирской, светский) приобрела актуальность в последующем развитии культуры.

Во Франции и Германии распространилась куртуазная придворно-рыцарская литература. Основные ее жанры – лирика и роман. В них воспевались высокие чувства, служение Прекрасной Даме, приключения и подвиги рыцарей. Культ Прекрасной Дамы активизировал куртуазную поэзию. Первыми куртуазными лириками Европы были трубадуры, провансальские (Южная Франция) поэты-певцы XI-XIII в. До наших дней дошло творчество около 500 поэтов. Творчество трубадуров тесно связано с народными фольклорными источниками, прежде всего со свадебными, обрядовыми, хоровыми песнями. Одним из первых в Европе поэтов, который обратился к народному языку, был провансальский трубадур Гильйом (1071-1127). Творчество этого поэта истоками достигает источников всей европейской поэзии.

В конце XII в. приобрела развитие поэзия немецких миннезингеров – «певцов любви». Они широко использовали опыт провансальских трубадуров и их северофранцузских последователей – труверов. Но в отличие от предшественников немецкие поэты предоставляли преимущество рефлексии и морализации перед чувственными элементами творчества.

В средние века особенно распространилась лирическая латинская поэзия вагантов и голиардов. К ним принадлежали монахи-беглецы, школьники, студенты из Германии, Франции, Англии, Северной Италии, которые переходили с одного университета в другой. В их творчестве были сатирические, любовные, студенческие, застольные песни и остроумные пародии на церковные тексты и ритуалы. Творчество вагантов, которым присущи демократические черты, дух свободомыслия и свободы, – самое раннее предсказание будущей гуманистической культуры.

С развитием городской литературы возник жанр реалистичной стихотворной новеллы народным языком – фабле (с латинского – басня, рассказ) и шванки (с немецкого – шутка). Эти короткие стихотворные или прозаичные рассказы комичного и сатирического содержания, направленные против социальных и моральных изъянов средневекового общества, распространились в Северной Франции XII -XIV ст. и Германии XIII-XV вв.

Влияние народного творчества ярко отразилось на развитии западноевропейского эпоса. В «Песне о Роланде» (Франция) изображены исторические события: поход и поражение Карла Великого в Испании в битве с басками (778). В «Песне о Нибелунгах» (Германия) (1200) осуждено своеволие феодалов, воспета воспитанность Зигфрида – победителя карликов-нибелунгов, которые олицетворяли темные силы природы.

Сказочное и мифическое в героических поэмах переплетается с реально историческим, христианские тенденции – с пережитками язычества. Поэтому средневековый эпос разделяется на три группы. В первой (древнеанглийская поэма «Беовульф» и исландские песни «Старшей Эдды») еще выразительно преобладает сказочно-мифическое и языческое начало. Ко второй следует отнести «Песню о Нибелунгах»: здесь уже доминирует феодальное сознание, но в то же время сказываются сказочность и сверхъестественность. Наконец, обе романских поэмы – французская «Песня о Роланде» и испанская «Песня о Сида» отличаются от немецкоязычных поэм не только «национальными» чертами, но и близостью к историческим фактам, почти полным отсутствием мифически-сказочного и сверхприродного начала.

Народные сюжеты нередко использовала рыцарская литература. У истоков рыцарского романа был поэт, уроженец Шампани, К. де Труа, автор первых «романных» обработок сказаний о героях «британского цикла» – короля Артура, рыцаря Ланселота и др. Созданный им тип романа впоследствии повторили его последователи почти на всех языках средневековой Европы.

Представитель светского направления в немецкой куртуазной поэзии Г. Страсбургский создал незаконченный стихотворный роман «Тристан и Изольда». В романе воспевается земная любовь как чувство, которое преодолевает сословные религиозные законы феодального общества.

В конце Средневековой эпохи рыцарская культура теряет значение, куртуазное содержание уже не отвечает новым историческим условиям. В XIV-XV вв. приходит в упадок творчество миннезингеров, их и сменяют мейстерзингеры (с немецкого – певец), литературно-песенные общества (цеха) поэтов бюргерского происхождения, деятельность которых посвящена религиозной тематике.

В Средневековье отдельные виды искусств не считались равноценными. Музыку и поэзию трактовали «вольными искусствами», в то же время музыку считали наукой, разделяли ее на «мировую» и «человеческую». «Человеческую» соответственно разделяли на «теоретическую» и «практическую» (то есть собственно музыку). «Теоретическую» музыку связывали с познанием мира («мировая» музыка) и трактовали ее как «философию математики».

Живопись и скульптуру в Средневековье относили к «механическим» искусствам, теория которых на то время еще не была разработана.

Французский философ и теолог Гуго Сен-Викторский (1096-1141) пытался упорядочить и классифицировать разнообразные человеческие знания. Ему принадлежит интересный девиз – «учись всему, и ты потом увидишь, что ничего не зря». Он трактовал искусство не только как знание (так преимущественно понимали искусство в Средние века), но и как деятельность, разделил художников на две группы: теоретиков – которые познают законы и обосновывают правила художественной деятельности, и практиков – которые творят образы в материи.

В целом для средневековой культуры Западной Европы характерно стремление к универсальности. Она объединила культурное наследие предыдущих цивилизаций с социальным и духовным опытом собственной истории, оставляя следующим эпохам разнообразные идеологические системы и величественные художественные ансамбли.

 

2. Архитектура Средневековья: романский и готический стили

 

Культура западноевропейского средневековья стремилась сравняться с римскими образцами.

Первым значительным свидетельством этого был романский стиль в искусстве (XI-XII вв.) Он относится к эпохе, которая началась после распада империи Карла Великого. Это был первый общеевропейский выдающийся стиль, который подчинил себе многочисленные местные традиции и сказался на всех уровнях художественного поиска, – от архитектуры до мелкой пластики и даже музыки. Основная идея его заключается в стремлении возродить римское величие и монументальность, римский стиль, хотя умения художников этой эпохи никоим образом нельзя было сравнить с умениями античных мастеров.

Ярче всего романский стиль сказывается в Германии и Франции, хотя влияние его прослеживается вплоть до территории Киевской Руси.

Наиболее четко романский стиль проявился в архитектуре. С начала XI в. в Европе начинается строительство каменных сооружений, которые вытесняют деревянные здания. Строители достаточно много позаимствовали из архитектуры Древнего Рима (арки, своды, архитектурные украшения). Главные типы сооружений этого времени – храм, монастырь и рыцарский замок.

Доминировала церковная архитектура. Создавались монастырские ансамбли. Монастыри строили по определенному плану. Вокруг двора, обнесенного аркадой, располагали кельи, разные служебные помещения, центром всего ансамбля был храм.

Романский храм – это большое сооружение с высокими башнями и полукруглыми арками. Стены храмов были массивными, а окна – очень узкими. Эти черты предавали романскому храму величие и основательность. Храм был похож на крепость и служил ею во время войны. Но не эта функция была основной. Поскольку именно церковь стала местом собрания людей в средневековом обществе, она объединяла личности и народы единой верой, насаждала единую мораль, то естественно, что именно в церковь приходили люди в грустные и радостные минуты.

Церкви возводили на холмах, используя особенности западноевропейского ландшафта: средневековый собор возвышался над городом, будто ковчег библейского Ноя над водами потопа: церковь напоминала корабль спасения в море житейском.

Переняв раннехристианский культурный опыт, романские зодчие утверждали в церковной архитектуре тип базилики, традиционные византийские абсиду и трансепт, входы из трех сторон мира.

Достаточно часто сохраняются также купола и подкупольное пространство, система полукруглых арок, когда, как и в византийской церкви, все подчинено центральному куполу, образу неба.

В дороманских базиликах над удлиненным внутренним пространством лежал просто плоский потолок. Романские зодчие перешли к арочному, полукруглому своду центрального пространства. Оно было разных типов (цилиндрическое, крестообразное, замкнутое и т. п.).

Достаточно много элементов в романской архитектуре заимствованно из Византии, в то же время – это принципиально новая архитектура. Даже купола уже не обязательно сфероидальные – они бывают подобные палатке или четырехгранной призме. Вход в романскую церковь начинается с колокольни – башни. По византийской традиции колокольня скромная, невысокая и даже стоит отдельно от церкви.

Характерный пример романского храма – церковь Сен-Сернен в Тулузе.

Массивные колокольни западного фасада (главный вход) и удлиненная башня над крестообразным центром церкви создают движение вверх, в небо. В то же время это уравновешивается «земным», горизонтальным планом: помещение, где находятся люди, сильно вытянутое и в длину – как типичная базилика, и в ширину. Такое планирование создает настроение покоя, чувства защищенности и стабильности.

Светские сооружения также отражали дух эпохи. Рыцарские замки возводили на высоком холме или крутом берегу реки. Стены и рвы окружали двор, в центре которого располагалась высокая башня, – донжон. Эта башня, которая имела несколько этажей, служила жильем владельцу замка и была последним укрытием защитников в случае осады. Парадные залы рыцарских замков украшали скульптуры, живопись, ковры.

Города также обносили высокими каменными стенами, которые соединялись многочисленными башнями. В это время частыми были войны, поэтому архитектура служила и практическим целям: дома были защитой от нападений. Этим и объясняется то, что все романские дома имеют вид крепостей: массивные стены, узкие окна, высокие башни, с которых можно наблюдать за врагом. Типичную картину представлял, например, французский городской ансамбль.

На протяжении XI-XII вв. формировался и тип французского средневекового города. В романскую эпоху среди невысоких деревянных, глинобитных или кирпичных домиков выделялись дома зажиточных горожан и подобный небольшому замку дворец епископа или местного феодала. Постепенно сложился и тип большого жилого дома, менее сурового и воинственного по своему виду, чем феодальный замок. С XII ст. начали строить и первые каменные ратуши.

Формы романских сооружений были простыми, но их украшали скульптурами – статуями и рельефами (западная традиция позволяла создавать икону в виде скульптуры) и живописью на христианские сюжеты. Иногда изображались и светские сюжеты, в основном важные для общества события и лица.

Характерно «Распятие в Кельнском соборе», наполненное трагизма. Подчеркнутая глубокими складками обвислость мертвого тела Христа; голова распятого бессильно упала на грудь; завязанная тяжелыми складками повязка на теле дополняет ритмы взъерошенных длинных волос. Все вырезано твердой, уверенной рукой, и некоторый примитивизм в деталях лишь подчеркивает силу и монументальность образа.

Стены храмов временами украшались, кроме скульптуры и живописи, еще и ткаными коврами. Так, ковер из Байе (Франция) является одним из немногих художественных произведений романского времени, которое отражает исторические события. Это 70-метровая полоса ткани (при высоте 5 м) с вышитыми на ней сценами завоевания Англии норманнами, которая служила для украшения церкви и напоминала о героическом прошлом. Здесь много точно изображенных деталей (одежда, вооружение, форма кораблей).

Романские художники не стремились создать «реальную» картину мира, поэтому изображения откровенно условны. Например, чтоб показать, что событие происходит на лоне природы, упрощенно изображали дерево или скалу. Схематически изображенный храм или просто ряд арок рядом с действующим лицом значил, что событие происходит внутри храма.

Изображения людей также упростились и стали более примитивными по сравнению с античностью. Церковь запрещала тогда изучать человеческое тело. Поэтому статуи или живописные изображения святых тоже условны, фигуры на картинах выглядят не объемными, а плоскими. Размер фигур зависел от иерархии: Христос был большим, чем ангелы и апостолы, а те, в свою очередь, – большие обычных людей. Главным для средневекового художника было воплотить идею, идеал, научить, а не дать жизненно правдивое изображение.

Эпоха варварства отразилась на романском искусстве, поэтому иногда рядом со святыми можно встретить изображение фантастических животных и птиц, которые пришли из древних языческих культов, хотя теперь эта традиция переосмысливается как богатство созданной Богом природы. Однако натуры здесь мало. Для искусства того времени характерна любовь к необычному, фантастическому.

Но в целом в романскую эпоху украшения церквей, в отличие от византийского обычая, скорее осуждалось.

В конце XI - в начале XII в. на смену романскому искусству пришел новый стиль – готический, который развивался до XIV в.

Название стиля происходит от имени германского племени готов. Термин готика возникает в Италии в эпоху Возрождения. В действительности готический стиль создали еще крестоносцы (церковь Гроба Богоматери, храм Гроба Господнего в Иерусалиме).

Готическое искусство было распространено по всей Европе, но раньше и полнее за все оно проявилось во Франции.

Ведущим видом искусства в эпоху готики остается церковная архитектура, соборы, которые возводились на одной из центральных площадей города. В отличие от романских храмов, которые были массивными и фундаментальными, готический был воплощением легкости. Зодчие этих храмов были искуснее романских строителей. Они смогли облегчить конструкцию зданий, прорезав высокие окна и легкие арки, которые имели стрельчатые очертания. Готические соборы кажутся легкими и прозрачными от множества больших окон. Они напоминают каменное кружево. Крутые скаты крыш, заострены арки, высокие башни с тонкими шпилями – все в этой архитектуре направлено кверху. Высота башен наибольших готических соборов достигает 150 м, превышая даже египетские пирамиды. Храм был не только культовым сооружением, но и центром общественной жизни. Перед собором устраивались городские собрания, в соборе происходили важные государственные события, читались лекции студентам университета.

К шедеврам ранней готики принадлежит собор Парижской Богоматери. Он становится наибольшим храмом страны, вмещая до девяти тысяч людей. Строительство его было начато в XII, а завершено – в XIX в. Собор стоял в центре древней части Парижа. От сооружений поздней готики он отличается большей массивностью форм: еще наблюдается влияние романского искусства.

Большей легкостью отличается собор в Реймсе (XIII-XIV вв.). Огромный по размерам, он весь направлен вверх, декорированный причудливым и мелким каменным кружевом и не воспринимается как громоздкий. Что выше к небу, то более легкой становится архитектура здания, более тонкой и ажурной каменная резьба.

Готический собор хранит в своем плане трансепт и структуру базилики. Купола совсем исчезают – здесь не небо спускается на землю, как в византийской архитектуре, а земля стремительно возносится к небу. Купол заменяет тонкий, длинный шпиль; шпилевыми являются колокольни и декоративные детали. Собор – это бесчисленные большие и маленькие башни, ажурные аркбутаны (декоративные псевдоподпорки), окна разной высоты и ширины, лоджии и галереи, образованные арками. В интерьере пространство организовано совсем иначе, чем в романском храме: с учетом математических законов вычислен сложный, ребристый свод потолка. Поражают огромные, временами – на всю стену, окна, и господствует не полумрак, как в романской архитектуре, а мерцающий свет.

Витражи были обязательным украшением готического храма. Изображения составляли из прозрачного цветного стекла, куски которого соединялись между собой узкими свинцовыми полосками. Отдельные детали (черты лица, волос, складки одежды) наносили краской.

Витражи возникли еще в романский период, но достигают значительного расцвета в готическую эпоху, когда стали строиться ажурные соборы с огромными окнами. Цветное стекло, пропуская солнечные лучи, раскрашивало их в разные цвета; разноцветные лучи, перекрещиваясь, играли на внутренней отделке храма. Над входом в готический собор, в центре фасада, обычно располагалось огромное круглое окно («роза»), заполненное цветным витражом.

Кроме витражей, готические храмы украшала также скульптура. Особенно много ее было на фасаде, где в архитектурные формы изысканно вписывались многочисленные статуи святых, епископов, королей. Например, в Шартрском соборе находилось около девяти тысяч статуй. Бросается в глаза «удлиненность» готической статуи, предопределенная стилизацией под общую направленность в небо. Но в действительности такие статуи просто располагались на значительной высоте и воспринимались зрителем снизу, в оптическом сокращении – следовательно, речь идет о тонком учете ракурса восприятия произведения.

В церковных скульптуре и живописи готической эпохи естественно доминирует религиозная тематика, но образы святых теряют строгость и приобретают выразительные черты земных людей. Теологически-моральная оценка человека остается главным критерием для художника, в то же время важнейшей чертой героя художественного произведения позднего средневековья становится его физическая красота и изысканность.

Усиливается также роль «светских» мотивов. Рядом с Богоматерью, Христом и святыми изображают музыкантов, ремесленников и т.п. Многочисленными являются изображения королей и других власть предержащих, светских и церковных, которые тем самым приобщаются к Небесному Царству, что укрепляло авторитет власти.

Как и в романском искусстве, в готике наряду со святыми фигурируют звере и растения, которые олицетворяют природу, созданную Богом. И языческих чудовищ здесь не меньше, чем в романском искусстве.

В готической живописи встречаются и аллегорически-философские сюжеты. Месяцы года представлены не только в виде условных знаков зодиака, но и появляются в пейзажно-бытовых сценах сельскохозяйственных работ, нарисованных в совершенстве и уже с учетом законов перспективы.

Рядом с храмами в эпоху готики строятся и роскошные светские сооружения. Готический замок приобретает черты фантастической сказки. Такой, например, Алькасар в Сеговии (Испания), возведенный на высокой скале, направлен в небесную высь; зубчатые стены, увенчаны конусообразными куполами и шпилями башни, образуют законченную, собранную энергичную архитектурную мелодию.

Город в готическую эпоху представлял собой целостный архитектурный ансамбль. В городах выделяются две основных площади – соборная и рыночная. На соборной располагался храм, а на рыночной – ратуши – здания магистрата, городского самоуправления. Города застраивались стихийно, частными хозяевами, но улицы расходятся по радиальному принципу – от площади, как лучи от солнца.

 

3. Культура Византии

 

а) Особенности культуры Византии

Византийская цивилизация и ее культура – уникальное явление, которое занимает одно из главных место в истории европейской и мировой культуры.

Поэтому без учета огромного и оригинального культурного наследия Византии не может быть и речи о понимании как позднеантичного, так и средневекового периода в культурном развитии Европы.

Византийское государство возникло IV в. в восточной части Римской империи в результате ее раскола. Столица Византии Константинополь была основана императором Константином I на месте прежней мегарской колонии – городка Византий. Отсюда и название этого государства, которое ей дали позже, уже после гибели Византийской империи, европейские гуманисты-историки. Сами же византийцы называли себя римлянами, а свое государство – «Ромейским». Фактически с основанием Константинополя Византия выделяется из пределов Римской империи и с этого времени начинается отсчет ее истории. Возникновением самостоятельной Византии считается в 395 г., когда после смерти последнего императора единой Римской империи Феодосия І произошло ее окончательное разделение на Западную Римскую и Восточную Римскую (Византийскую) империи.

На протяжении всей тысячелетней истории Византия была центром своеобразной культуры, которая формировалась под воздействием римской, греческой и эллинской античных традиций, в то же время испытывала культурные влияния соседних восточных цивилизаций, что и предопределяло космополитический характер ее культуры. Кроме того, развитие византийской культуры происходило в процессе эволюции общества Византии от античности к Средневековью, борьбе античной и христианской идеологий, в итоге которой христианство стало идеологической основой византийской культуры. Такое переплетение европейских и азиатских влияний, греко-римских и восточных, античных и средневековых христианских традиций сказалось на общественной жизни, религиозно-философской идее, литературе и искусстве Византии, сделав ее культуру чрезвычайно яркой, многообразной, неповторимой.

Византийская художественная культура главной целью считала приближение через сакральное искусство – к Богу. Главными образами художественных произведений выступали только Бог, святые, апостолы, в отдельных случаях – божественный император и его семья. Сюжеты произведений основывались на Святом Письме, оно же определяло их персонажи, композиции, типы фигур, атрибуты святых и другую христианскую символику.

Византийская культура положила начало тому своеобразию, которое стало отличительным знаком средневековой культуры. Она обеспечила доминанту духовного в жизни, ориентировала человека на идеальный, неземной мир, где находится истина, – мир высшей, внематериальной христианской духовности. В сущности, именно это качество, это уникальное состояние культуры Византии, связанные с ее высокой религиозной духовностью, и обеспечили ей особое значение в средневековой европейской культуре и в целом заметное место в истории мировой культуры.

 

б) Ранневизантийская культура

 

В столице Византии – Константинополе пересекались сухопутные и морские пути, которые соединяли Запад с Востоком. Это положительно отразилось на экономике, и культуре города. В конце IV в. Константинополь стал своеобразной «мастерской Вселенной».

Образование в ранней Византии было связано с античностью. Существовала разветвленная система от муниципальных, частных и монастырских школ до профессиональных носителей высшего античного образования: риторов, педагогов, философов, врачей и юристов. Продолжали действовать старые центры античной образованности – Александрия, Афины, Антиохия. Впоследствии эти центры обветшали: Александрийская библиотека сгорела, а Платоновская Академия в Афинах закрылась.

Византийское общество, как и римское, было правовым обществом. В основе его законодательства лежали лучшие достижения римской юридической мысли, где получили теоретическое оформление такие понятия юриспруденции, как закон и обычай, определены нормы уголовного права и процесса. Формы политической активности ее населения были связаны со старой полисной традицией народных собраний, сохранением остатков античной демократии в виде права граждан выражать мнение власти. «Конституционные» права, характерные для римских традиций, имел «народ» Константинополя, который формально принимал участие в выборах императора.

Основу политической доктрины византийского самодержавия составляла христианская концепция богоизбранности императорской власти. Она продолжила римско-эллинскую традицию «священной» власти. Церковь с V в. была вовлечена в церемонию коронации императоров, символизируя божественное освящение их власти. Однако византийских императоров не боготворили, как восточных царей-деспотов. Священным было не личность императора, а его государственная власть.

Формирование ранней византийской культуры происходило в условиях борьбы христианского вероучения с философскими, этическими, эстетичными и естественными взглядами позднеантичного мира. Поэтому первые века существования Византии были важным этапом становления мировоззрения византийского общества, которое придерживалось традиций языческого эллинизма, а также христианства. Этот период истории Византии характеризуется распространением христианской церковной организации, популяризацией христианского образа жизни и борьбой против еретических течений внутри самого христианства. Заметная роль в этом принадлежала известным христианским проповедникам Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Они осуществили систематизацию христианского богословия. В то же время в религиозной литературе ранневизантийского периода, трудах Василия Кесарийского и Григория Нисского был заложен фундамент средневековой византийской философии, которая своими корнями достигала эллинского мышления.

Жаркие философско-богословские споры, которые продолжались в IV-V вв. вокруг проблемы природы Христа и его места в Святой Троице, способствовали не только систематизации христианской догматики. Философским содержанием этих споров стала и антропологическая проблема о смысле человеческого существования, месте человека во Вселенной и о границе его познавательных возможностей.

В IV-V вв. не произошло глубокой христианизации сознания византийцев. При всем увлечении византийцев религиозными проблемами они хранили философско-созерцательное восприятие религии. Это поддерживало сохранение язычества и существование разнообразных христианских течений.

В ранний период истории Византия достигла наивысшего расцвета при императоре Юстиниане I. Построенная им на Балканах колоссальная линия крепостей была последней попыткой закрепиться на «старых границах». В этих условиях еще больше выросло значение Константинополя, который превратился в наибольший город империи с населением около 350 тыс., главный центр торговли, судостроения, производства оружия и предметов роскоши. При Юстиниане в культуре Византии сформировалось много того, что стало типично «византийским» в идеологии, эстетике, архитектуре, живописи. Именно тогда была осуществлена знаменитая Юстиниановская кодификация римского права, которую современники называли «храмом правовой науки». Благодаря этому кодексу гражданского права достижения римской юридической науки смогли дойти до юристов средних веков.

С невиданным великолепием в 532-537 гг. построен храм Святой Софии, который со временем стал главной церковью всего восточного христианского мира, чудом церковного строительства. С ним утвердился основной тип купольного храма, характерный для византийской архитектуры. Он олицетворял союз государства и церкви, значения Константинополя как центра восточного христианства. Его внутреннее оформление и высокий 55-метровый купол (31 м в диаметре) символично подчеркивали органическое единство земного и небесного порядка.

Основу развития византийского искусства и литературы VI в. составляет отражение позднеантичного виденья художественных ценностей. Основываясь больше на размышлениях, чем на эмоционально-чувственном восприятии, оно свидетельствовало не только о глубине христианской духовности, но и светское понимание духовных ценностей. Это сказалось в богатом по символике «юстинианском классицизме», который отражал официальный характер огосударствленного христианства юстинианской эпохи.

в) Классическая византийская культура

 

В период раннего Средневековья (VII-VIII вв.) в социальной жизни Византии произошли значительные изменения. Колонов заменили свободные крестьяне, пришло в упадок ремесло и торговля в мелких городах-полисах, которые «растворялись» сельской округой или превращались в крепости. Глубокий социальный кризис обусловил культурный «расставание» византийцев с античным прошлым. В духовной жизни византийского общества VII век стал концом господства античной культуры.

В VII-VIII вв. в византийском обществе наблюдался упадок образованности и письменности, интереса к античному литературному наследству. Вместо отживающей античной системы мышления, утверждение эмоционально-чувственного восприятия обусловили растущую популярность поэзии. Известный литератор Писида описывал походы императора Ираклия против Ирана уже не прозой, а в стихах.

Самым популярным литературным жанром стала литература житий, которая превратилась в своеобразную энциклопедию географических и исторических знаний. Византийская литература того времени была рассчитана главным образом не на читателя, а на слушателя. Основным познавательным источником стал язык и проповедь, поскольку «знание» по сравнению с «верой» потеряло значение. В связи с этим круг духовных потребностей сузился до сугубо религиозной литературы.

Для VII-VIII вв. характерен упадок строительства, однако это не отразилось на строительстве крепостей, церквей и монастырей.

Сложная ситуация VII-VIII вв. привела к утверждению средневекового военно-служебного уклада. Главной военной силой становятся свободные крестьяне. Лев III Исавр положил начало Исаврской династию (717-802). Это был переломный период в истории средневековой Византии – формирование феодального строя. Императоры Исаврской династии осуществляли важные реформы в сферах права, общественных отношений и церковной политики. Особенно существенные последствия вызвали церковные реформы во время иконоборчества, предопределенного переоценкой религиозно-философских и эстетичных ценностей.

Первый период иконоборчества начался в VIII в. как стихийное движение против иконопочитания. Иконоборцы представляли иконопочитание попыткой возвращения к языческому идолопоклонству. Культ икон и святых, надежды на божественного Спасителя увеличивали прибыли и авторитет церкви, а не императоров. Поэтому с 726 г., когда Лев III запретил почитание икон, иконоборчество стало официальной государственной политикой. Второй период иконоборчества в IX ст. завершился победой почитателей икон. На церковном соборе в 843 г. было торжественно возобновлено почитание икон.

Иконоборцы не отрицали светское изобразительное искусство и архитектуру, поэтому иконоборческое движение привело к их новому подъему в Византии. Иконоборческая эстетичная доктрина принесла в образное виденье мира византийцев изысканную абстрактную символику в сочетании с привлекательным декоративным орнаментом. В искусстве утвердились и такие формы изображения, как пейзаж и бытовые сцены.

Вторая половина IX-XI вв. – период высшего государственного подъема средневековой Византии. В истории страны это была двухсотлетняя эпоха правления императоров Македонской династии (867-1056 гг.), когда сложились классические формы византийской централизованной государственности. Эпоха правления императоров Македонской династии известна как период так называемого македонского возрождения. Прежде всего, это касается возрождения городов. Развитие торговли и международный спрос создавали благоприятные условия для расцвета ремесел по изготовлению предметов роскоши, изделий из керамики, стекла, перегородчатой эмали, шелковых тканей и парчи. В византийские «паволоки» одевалась феодальная верхушка всех европейских стран. Технология изготовления «паволок» составляла предмет особенной ценности и была государственной тайной Византии.

С победой почитателей икон создаются новые приемы иконописи. Глубокая одухотворенность начала выражаться через особенную манеру изображения лица, экспрессию чувств, отображенных на нем. В X в. завершается составление детально разработанной системы символики в изображении евангельских персонажей и святых – канона, который индивидуализировал их внешность, предавая им черты портрета. Особого совершенства достигло искусство византийской мозаики. Разнообразие красок и оттенков кубиков смальты создавала иллюзию «божественной вечности». В константинопольских монастырях расцветало искусство миниатюры. Книжные иллюстрации выполнялись в рукописи несколькими художниками-миниатюристами в характерной для каждого из них манере.

«Македонское возрождение» способствовало оживлению строительства. Основным строительным материалом стал кирпич, который предавал сооружениям большую легкость и пластичность. В отличие от многих гигантских сооружений средневековой Европы, византийские храмы не доминировали над местностью, а естественно вписывались в пейзаж. В IX-X вв. складывается тот тип купольного храма, который сохранился до конца византийской истории. Центральный купол храма не возвышался на максимально возможную высоту. Конструкция обеспечивала плавное соединение стен и купола, их незаметный переход от «земного к небесному».

В X в. обобщается и классифицируется все достигнуто в науке, богословии, философии, литературе. Появляются энциклопедии по истории, географии, сельскому хозяйству, политике, медицине. Обширная информация о политической и административной структуре Византийского государства содержалась в трактатах императора Константина Багрянородного «Об управлении империей», «О фемах», «О церемониях византийского двора». Начинает возрождаться в Византии высшее светское образование. В Константинополе в 1045 г. возобновил работу университет с юридическим и философским факультетами.

Возрождается светская литература, появляются гражданские истории и светские биографии. В политической идеологии Византии достаточно большое внимание уделялось государственному патриотизму. Воины шли в бой за «Отчизну». Таким образом, в Македонскую эпоху сложились завершенные принципы и формы «классической» византийской культуры.

В этот период выкристаллизовывались основные отличия между православием и католицизмом, что отображено в византийской и западноевропейской культурах. Если римское духовенство отстаивала доктрину о примате духовной власти над светской, то православные иерархи не претендовали на верховенство над императорской властью, проповедуя идею единства церкви с государством. Все это привело к окончательному расколу между православием и католицизмом (1054).

С конца XII в. в истории Византии наблюдается новая полоса экономического и политического упадка. Итальянские города-республики Венеция и Генуя перехватили у Византии монополию на средиземноморскую торговлю. В этих условиях падал авторитет Константинополя. Этим воспользовались крестоносцы во время IV крестового похода в 1204 г. Они без особого труда завладели городом.

Однако на XI-XII вв. (эпоха Комнинов) приходится высший расцвет византийской культуры. Обогащение духовной жизни византийского общества было предопределено развитием городов, тесными связями со странами Запада и Востока. В это время распространяются светские развлечения, в частности ярмарочные зрелища и спортивные соревнования (конные состязания, шашки, борьба). Определенные достижения имели место в сфере научных знаний, расширении представлений о Земле и Вселенной.

Византийские мыслители XI-XII вв. восприняли от античных философов уважение к мудрости. В их исследованиях выяснятся причинность явлений природы и общества, стремления объединить веру с разумом. Известными мыслителями XI в. были Михаил Пселл, Иоанн Итал, которые отстаивали самостоятельную познавательную ценность философии, пытались приложить логику к богословию, рассматривая ее как средство познания Бога.

Византийской литературе XI-XII вв. присуще обращение к античному литературному наследию. Появилось большое количество «возрожденных» греческих романов – смелых переработок, в которых при сохранении классического сюжета изображалась тогдашняя Византия. В литературном творчестве усиливались тенденции к демократизации языка и сюжета, индивидуализации авторской позиции. Начали появляться первые произведения разговорным (народной) языком, которые отображали процессы демократизации культуры.

Значительного расцвета в XI-XII вв. достигли архитектура и искусство Византии. Городское строительство стало легким и открытым, дома не отгораживались от улицы, украшались балконами и лоджиями. Широко применяли тесаный камень с кирпичной кладкой. В архитектуре культовых сооружений прослеживается также тенденция к совершенствованию их декора. Появились многокупольные церкви с подчеркнутой центральной частью, пропорции храмов стали более стройными и вытянутыми вверх. Сложились основные образцы строительства монастырей как замкнутых локальных центров духовной жизни и хозяйственной деятельности.

В изобразительном искусстве высшего развития достигла техника эмали, использование красок в искусстве мозаики и фресковой живописи. Новые колоритные возможности давали возможность лучше передать портретные черты, характер и настроение персонажа.

Развитие византийской культуры в XI-XII вв. свидетельствовало, что она оставалась традиционно средневековой. Однако в духовной жизни, невзирая на прочные канонические традиции, прокладывали себе путь предренессансные явления.

 

г) Культура поздней Византии

 

Захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. стало причиной существования на территории Византии, основанной завоевателями Латинской империи (1204-1261). В этот период усиливается культурное взаимодействие греческой и западноевропейской цивилизаций. Католическая церковь приложила много усилий для распространения среди греков латинской культуры и католического вероучения. Православную патриархию в Константинополе заменила католическая. Попытки введения католического вероисповедания в Латинской империи обусловили сопротивление православного духовенства и широких слоев населения. В то же время взаимное влияние западной и византийской культур подготовило основу для последующего их сближения в поздней Византии эпохи Палеологов.

В 1261 г. никейскому императору Михаилу VIII Палеологу удалось отвоевать у крестоносцев Константинополь и возобновить Византийскую империю, но она мало напоминала Византию до латинского завоевания. В ее состав входила лишь незначительная часть Балкан.

Большие изменения произошли и в культуре византийского общества. События IV крестового похода положили конец культурному господству Константинополя. Никея оттеснила его с ведущих позиций в культурной жизни. В ней сконцентрировалась константинопольская знать, которая превратила этот город в своеобразный «Константинополь в изгнании». Константинопольская трагедия дала новый толчок изучению античного наследия в связи со стремлением найти объяснение тому, что произошло в истории Византии. Вот почему именно в Никеи окрепли основы «энциклопедизма», который стал впоследствии характерным для византийской культурной элиты XIII-XIV вв. и превратил ее представителей в непревзойденных знатоков античного наследия.

В этих условиях в конце XIII – начале XIV в. зарождается «византийский предгуманизм». Его представители из духовной элиты не сумели создать ничего нового, кроме усвоения античного наследия. Авторитет последнего объединился с авторитетом христианского богословия, и византийские интеллектуалы оказались способными лишь противопоставить господству схоластического мнения идеи языческого политеизма, а в политической теории проповедовать тоску по идеальной форме платоновского государства.

В этот заключительный период истории византийского общества застой в нем предопределялся кризисом средневеково-ортодоксального мировоззрения. Это усиливалось внутренним несогласием и внешними бедами. Они вызывали духовное брожение, которое, в отличие от итальянского гуманизма, не было направлено на подрыв фундаментов этого мировоззрения. Речь шла не о завершенной культуре гуманизма, а лишь о гуманистических тенденциях, связанных с возрождением античной образованности.

Понятия «византийский гуманизм» касается в первую очередь того духовно-интеллектуального потенциала эрудитов Византии в XIV-XV вв., который в известной мере предшествовал итальянскому гуманизму и способствовал его формированию. Энциклопедические знания таких прославленных византийских мыслителей, как Георгий Гемист Плифон, Дмитрий Кидонис, Эммануил Хрисолор и Виссарион Никейский, вызывали восхищение итальянских гуманистов, многие из которых стали их учениками и последователями. Именно они открыли западным гуманистам прекрасный мир греко-римского культурного наследия, познакомили их с классической античной литературой и философией.

В то же время с развитием гуманистических взглядов в поздней Византии наблюдается усиление влияния мистицизма. Идеи фатализма, неизбежности судьбы стали закономерным итогом эволюции византийского сознания. В атмосфере безнадежности, предопределенной смертельной внешней опасностью и феодальными дрязгами, среди византийцев росло убеждение, что познание истины и спасение от земных бед возможно лишь при пассивном созерцании, полном успокоении, которое наступает в результате мистического слияния с Богом.

Гуманистические черты византийской культуры XIV-XV вв. отражены также в строительстве и художественном творчестве. Для византийской архитектуры оставалась характерной разработка предыдущего типа зданий, однако, с большей элегантностью и изысканностью их внешнего и внутреннего оформления. К прекрасным памятникам архитектуры этого периода принадлежат Кахрие-Джами, церковь монастыря Хора в Константинополе, храм св. Софии в Трапезунде, комплекс церковно-монастырских сооружений и дворец деспотов в Мистре.

Характерными признаками византийской живописи стали чувственность и динамизм. Фигуры в движении, яркие краски и использования жанровых сцен создавали не только эмоциональное напряжение, но и повышенный драматизм, характерный для фресок Мистры. Этот стиль отражал реальное состояние византийского общества – неустойчивость бытия, ожидание беды.

Для обычаев поздневизантийской аристократии характерной чертой становится стремление к роскоши и комфорту, были чрезвычайно распространены разнообразные суеверия, гадания и магия.

В апреле в 1453 г. Константинополь был полностью окружен 200-тысячной армией и флотом турков из 400 кораблей, которым противостояли лишь 7 тыс. защитников столицы и флот из 25 судов. В мае в 1453 г. начался последний штурм Константинополя. Византийская империя перестала существовать.

 

д) Мировое значение византийского культурного наследия

 

В истории мировой культуры византийской цивилизации принадлежит выдающееся место. На протяжении тысячелетнего существования Византия, которая вобрала античное наследство греко-римского мира и эллинистического Востока, создала своеобразную, поистине блестящую культуру. Вплоть до XIII в. по уровню развития образованности, напряжения духовной жизни и красочности художественных форм она была впереди средневековой Европы. Ее литература способствовала выработке нового эстетичного идеала Средневековья: в противовес античной героизации личности выдвигался образ маленького, слабого, греховного человека, который искренне хотел спасения. В византийском изобразительном и ювелирном искусстве техника исполнения долго находились на недосягаемом для других стран уровни.

Византийская культура – это закономерный этап развития мировой культуры, которая, однако, имело неповторимые особенности. В культурном развитии Византия выступала соединяющим звеном между западной и восточной культурами. При этом происходило их плодотворное взаимовлияние. В XI в. в культуре Византии доминировали восточные элементы, а со времени правления Комнинов чувствовалось влияние Западной Европы. Культурные контакты с ней достигли апогея в XIII-XIV вв., когда зарождение в Византии и Италии предренессансных течений, обмен их достижениями ускоряли развитие гуманизма как общеевропейского явления.

Как «золотой мост» между западной и восточной культурами Византия имела глубокое влияние на развитие многих стран средневековой Европы, в частности Южной и Восточной, где утвердилось православие. Через Византию дошли до потомков древние памятники: переписанные средневековыми писцами рукописи греческих поэтов и сборники римского права, сохраненные в трудах византийских писателей многочисленные фрагменты античных произведений.

Византия в XIII в. оставалась наиболее высокоразвитым государством Европы, а поэтому она существенно влияла на соседние страны. Особенно ощутимо это влияние сказывалось в области изобразительного искусства, религии и философии, общественной мысли и космологии, письменности и образования, политических идей и права. Византийская ремесленная техника, архитектура и живопись, природоведение и литература способствовали формированию средневековой культуры европейских народов и стран мусульманского Востока.

Трудно переоценить значение византийской культуры для развития Киевской Руси, а впоследствии Украины, и Московского государства. Введение христианства на Руси способствовало распространению среди ее населения славянской письменности – кириллицы. Из Византии в большом количестве поступали богослужебные книги и предметы христианского культа, было заимствовано церковное пение. Построенный Ярославом Мудрым в Киеве 13-купольний собора св. Софии был спроектирован византийскими зодчими, которые использовали и традиции древнерусской архитектуры.

Украинская культура также испытывала значительное влияние уникального духовного наследия Византии. Это ярко сказалось в сохранении тесных связей украинского православия с Константинопольской церковью, системе учебы в школах церковных братств Украины, деятельности Острожской и Киево-Могилянской академий. Как и в России, украинское богословие, иконопись, церковная архитектура и литература долгое время придерживались византийской традиции. Мотивы византийской философии ощутимы в украинской православной полемичной литературе, творчестве выдающегося украинского мыслителя Г. Сковороды.

После падения Константинополя Московское государство считало себя прямым наследником Византийской империи. Она позаимствовала герб Византии (орел с двумя главами), а ее князья переняли титул царей (цесарей). Российское иконописное искусство, значительную роль в котором сыграл выходец из Византии Феофан Грек, архитектура, книжное издательство, философия, богословие, образование, литература и политические теории вплоть до XVII в. хранили черты византийской традиции.

 

 

Литература

 

Основанная

 

1. Абрамова С.Д., Чікарькова М.Ю. Світова та українська культура: Навчальний посібник. – Львів: Світ, 2004. – 344 с.

2. Історія української та зарубіжної культури: Навчальний посібник. – К.: Вища школа: Т-во «Знання», 2000.

3. Клапчук С.М., Остафійчук В.Ф. Історія української та зарубіжної культури. – К.: Вища школа, Знання, 2000.

4. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. / Под редакцией проф. А.Н. Макаровой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 600 с.

5. Культурология: Ученое пособие / Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001.

6. Полікарпов В.С. Лекції з історії світової культури. – К.: Знання, 2000.

7. Українська та зарубіжна культура: Навчальний посібник. – К.: Т-во «Знання», 2000.

Дополнительная

 

1. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М., 1990.

2. Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья. – М., 1987.

3. Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М., 1984.

4. Культура Византии: Вторая половина VII – XII в. – М., 1989.

5. Культура Византии: XIII – первая половина XV в. – М., 1991.

6. Курбатов Г.Л. История Византии (вот античности к феодализму). – М., 1984.

7. Лихачева В.Д. Искусство Византии IV-XV веков. – М., 1986.

8. Удальцова З.В. Византийская культура. – М., 1988.

9. Удальцова З.В., Литаврин Г.Г. Древняя Русь и Византия. – М., 1980.

10. Франко І. Візантійська література. // Франко И. Зібрання призведений: В 50 т. – Т.29. – К., 1981.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Научный дискурс политики: парадигмы, направления, теории | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.201 сек.