КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Затраты, связанные с качеством продукции
Охрана ресурсов. Истощение и деградация ресурсов. Ресурсы - все извлекаемое нами из природной среды для удовлетворения своих потребностей и желаний (чистый воздух, питьевая вода, нефть, железная руда, древесина, культурные растения). Типы ресурсов: ? исчерпаемые (возобновимые и невозобновимые) неисчерпаемые (солнечная энергия, энергия ветра, приливов, геотермальная энергия и т.д. Невозобновимые ресурсы существуют в ограниченных количествах (запасах) в различных частях земной коры. Примерами являются медь, алюминий, уголь и нефть. Потенциально возобновимые - ресурсы, запасы которых хотя и могут быть истощены или загрязнены в результате слишком быстрого потребления, однако в нормальных условиях восстановятся в результате естественных процессов (деревья, пресные воды рек и озер, почвы, дикие животные). Охрана ресурсов заключается в использовании, управлении и защите ресурсов, с тем чтобы ими могли пользоваться в устойчивом режиме как настоящее, так и будущее поколения. Абсолютная недостаточность ресурсов возникает, когда нет достаточных или доступных запасов ресурсов для удовлетворения имеющихся или будущих потребностей.
Национальная политика в экономической сфере направлена на подъем качества отечественной продукции для достижения ее конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках и обеспечения на этой основе устойчивого развития экономики страны и интеграции ее в мировую экономику. Сегодня эффективное управление качеством продукции и услуг предусматривает обязательное определение затрат на качество. Построение системы управленческого учета с точки зрения потребностей менеджмента качества должно осуществляться на любом предприятии на базе стратегического целевого учета через механизм анализа рынка. Центральное место в системе управленческого учета занимают цели предприятия в области улучшения качества продукции (услуг) и контроль за их достижением, т.е. реализация принципа непрерывного совершенствования. Одна из задач - постоянно анализировать процессы на всех этапах жизненного цикла продукции («петля качества»), чтобы непрерывно улучшать ее качество и своевременно адаптироваться к изменениям внешней среды, т.е. принимать верные управленческие решения. Жизненно важно спланировать и скоординировать все решения и действия предприятия в области качества, обеспечить их ресурсами, увязать процессы деятельности с материальными, трудовыми и денежными потоками в рамках основного бюджета Предприятия. Анализ затрат и выгод важнейший элемент системы управления качеством, ориентированной на экономичность. В международных стандартах, устанавливающих требования к системам качества, отмечается, что затраты, связанные с качеством классифицируются внутри предприятия согласно с его собственным критерием. При этом к затратам, связанным с качеством, относят затраты возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в том числе при совершенствовании качества, а также связанные с потерями, когда недостигнуто удовлетворительное качество К составляющим затрат на основе метода калькуляции затрат по трем категориям получившим название «ПОД»: профилактика или предупреждение (П), оценивание (О), дефекты (Д) относятся: а) затраты на профилактику, связанные. с деятельностью по предотвращению дефектов (например, обучение персонала, метрологическое обеспечение производства и др.);. б) затраты на оценивание, включающие затраты на испытания, контроль и обследование для оценки выполнения требований к качеству, в) внутренние затраты, являющиеся следствием дефектов, возникающих до поставки продукции из-за того, что продукция не отвечает требованиям к качеству (например, повторное предоставление услуги, вторичная обработка, переделка, повторные испытания, брак);
Таблица 1 - Рекомендуемые в международных стандартах ИСО 9004 -_ 1:1994 г. методы калькуляции затрат на качество_'
Обозначения: (+) - затраты в результате внешних работ (внешние затраты); г) внешние затраты, являющиеся следствием дефектов, т. е. затраты, возникающие после поставки продукции, когда выясняется, что продукция не отвечает требованиям к качеству (например, техническое обслуживание и ремонт продукции; гарантии и возвраты; прямые затраты и скидки, связанные с изъятием продукции, издержки, обусловленные несением юридической ответственности за качество продукции). Метод калькуляции затрат, связанных с процессами. Здесь используются понятия стоимостей соответствия и несоответствия любого процесса, причем каждая из них может быть источником экономии средств. При этом принимается, что стоимость соответствия - это затраты, понесенные, с целью удовлетворения всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующего процесса; стоимость несоответствия - это затраты, понесенные из-за нарушения существующего процесса. Метод определения потерь вследствие низкого качества. При данном подходе основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям, вследствие низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь. Типичным примером внешних нематериальных потерь является сокращение в будущем объема сбыта из-за неудовлетворенности потребителей. Типичные внутренние нематериальные потери возникают в результате снижения I производительности труда из-за переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей и т. п. К материальным • потерям, относят внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов. Отправной точкой в определении затрат на качество является их классификация, т. е. определение состава и структуры затрат, сгруппированных по определенному признаку. Проведенные исследования показали, что наиболее распространенным методом классификации указанных затрат на отечественных и зарубежных предприятиях является метод А. Фейгенбаума. получивший название ПОД, - модель названа по первым буквам трех категорий затрат на качество '-t предупреждение, -оценивание, - дефект. ; А. Фейгенбаум объединил затраты на качество в три группы: 1. Затраты на оценку качества продукции - это стоимость оценки достижения требуемого качества работ, выполняемых на любой стадии петли качества. 2.3атраты на предупреждение возникновения дефектов - т. е. на исследование, предупреждение и снижение роста несоответствия или дефекта.:, 3. Затраты, обусловленные внутренними и внешними отказами продукции. [1пюярцт'\ф. Такая классификация критикуется некоторыми специалистами потому, что затраты, необходимые для обеспечения качества (группы 1 и 2), приравнивают к потерям (группа 3), а это не позволяет сравнить затраты на повышение качества и потери. Кроме того, при такой классификации могут возникнуть затруднения, так как некоторые элементы с равным основанием можно отнести к любой из трех категорий затрат. Согласно первой версии международных стандартов по управлению качеством МС ИСО серии 9000 затраты на качество подразделяются на производственные, осуществленные организацией с целью достижения и обеспечения требуемого уровня качества, ' и непроизводственные, связанные с подтверждением k.качества продукции и предъявлением потребителю объективных, доказательств этого качества. Разница с моделью А. Фейгенбаума лишь в том, что появились непроизводственные затраты, связанные с проведением демонстрационных испытаний. Японские специалисты, проанализировав классификацию затрат на обеспечение качества, отметили ее основной недостаток, заключающийся в невозможности оценить экономическую эффективность затрат, которая определяется сравнением затрат и потерь, и предложили в основу классификации затрат положить принцип полезности, разделив их на две категории: расходы на проведение работ по обеспечению качества и убытки, вызванные неудовлетворительной деятельностью в области качества. Японская модель, согласуясь с содержанием стандартов ИСО серии 9000, кардинально отличается от американского подхода, так как в ее основу положена концепция, ориентированная не на продукцию, а на деятельность по обеспечению качества и оценку ее результатов. Поэтому расчеты затрат на обеспечение качества представляют собой определение стоимости работ, цель которых - уменьшение общих затрат путем увеличения стоимости мероприятий по предупреждению несоответствий и дефектов. В результате должны уменьшиться затраты на оценку качества и расходы, обусловленные браком. Экономическая эффективность оценивается путем сравнения затрат с затратами, а не затрат с доходами. Такой подход, который можно назвать "управленческим", позволяет разрешить тупиковую ситуацию, сложившуюся в экономических исследованиях по проблеме затрат на качество, и дает ответы на принципиально важные вопросы: чем отличается себестоимость продукции от затрат на качество; какую долю в себестоимости продукции, услуг и работ занимают затраты на качество и т. п. В рамках концепции TQM предложен новый подход к классификации затрат на качество. В данном подходе они отражаются как полные затраты на каждый процесс. Затраты на процесс группируются по двум основным критериям: на обеспечение соответствия требованиям и вызванные несоответствием. Затраты на соответствие - это внутренние затраты на обеспечение наиболее эффективным способом соответствия продукции или услуг декларированным (заявленным) стандартам, определяемым заданным специфицированным процессом. Это минимальные затраты на специфицированный процесс. Затраты вследствие несоответствия - это затраты из-за неэффективности специфицированного процесса, а именно стоимость затраченного времени, материалов и ресурсов, связанных с процессом поступления, производства (исправления) и отгрузки неудовлетворительной продукции и услуг. Преимущество концепции TQM в том, что она требует управления процессами, а не только конечными результатами. Современное понятие затрат на качество включает: затраты на оценку качества; затраты на обеспечение качества; затраты на улучшение качества; затраты на управление качеством. Классификация затрат на качество является целевой, в ее основе должен лежать признак центров ответственности (места их возникновения)., В нашей стране разработана классификация затрат на качество по видам деятельности, которая согласуется с содержанием международных стандартов ИСО 9000 и японской моделью. Модель менеджмента затрат на качество по видам деятельности в СМК (процессов) основана на классификации затрат по принципу полезности ("затраты полезные" и "затраты бесполезные" - убытки). Исходя из теоретических • и практических исследований необходимо отметить, что в основе классификации затрат на качество продукции должны лежать признаки места их возникновения, виды и носители затрат. (табл.2) Все затраты на качество (если не рассматривать их постатейно) можно разделить на три группы: затраты на улучшение качества, на обеспечение качества и потери от несоответствия. Необходимость разграничения их в учете на группы обуславливается их различной экономической природой, различным значением для оценки результатов деятельности предприятий. Основным требованием к классификации является наиболее полный охват всех затрат, связанных с качеством продукции и влияющих на него, а также полная характеристика, отражающая сложный и многофакторный характер процесса формирования качества. В связи с этим классификация затрат на качество должна охватывать все стадии создания и потребления продукции, в нее следует включать максимально возможное число признаков (табл.3) Кроме того, возможна и их классификация на затраты (расходы) изготовителя и другие расходы. Последние учитываются в управлении качеством на фирмах, и хотя их не несет непосредственно изготовитель, они в значительной степени влияют на общие расходы фирмы и нередко включаются в основные статьи затрат на комплексные системы обеспечения качества продукции. К ним относятся: косвенные расходы; расходы поставщиков; непредвиденные расходы; затраты на аппаратуру в рамках информационного обеспечения системы качества; затраты, связанные с потребителем продукции. Из вышесказанного следует, что затраты на качество делятся на предпроизводственные, текущие в процессе производства и послепроизводственные.
Таблица 2 - Категории затрат на качество
Таблица 3 - Обобщенная классификация затрат на качество
Не возмож н о полностью исключ ить затраты на качество, однако они могут быть приведены к приемлемому уровню. Не^торые виды затрат на качество являются явно неизбежными, в то время, как некоторых можно избежать. Избежать можно тех затрат которые могут исчезнуть, если будет отсутствовать дефект, или которые будут уменьшаться, если количество дефектов уменьшиться. Можно избежать затраты на: • неиспользованные материалы; · доработку и\или переделку дефектов (исправление дефектов); • задержки, излишнее производственное время, вызванные дефектным продуктом; • дополнительные проверки и контроль для выявления уже известного процента дефектов; • риски, в том числе по гарантийным обязательствам; • потери продаж, связанные с неудовлетворенностью потребителя. Неизбежные затраты - это те, которые еще необходимы, как страховка, даже если уровень дефектности очень низкий. Они используются для поддержания достигнутого уровня качества, для обеспечения сохранения того низкого уровня дефектов. • Неизбежные затраты могут включать в себя затраты на: функционирование и аудит системы качества; • обслуживание и калибровка испытательного оборудования; • оценка поставщиков; • обучение вопросам качества; • минимальный уровень проверок и контроля. Затраты на качество могут быть минимизированы, однако любая мысль о том, что они могут быть сведены к нулю - это заблуждение. ЗАТРАТЫ НА КАЧЕСТВО И УРОВЕНЬ ДОСТИГНУТОГО КАЧЕСТВА Общие затраты на качество Сумма вс ех затрат на качество составляет Общие Затраты на Качество. Взаимосвязь между всеми затратами на качество, общими затратами на качество и уровнем достигнутого качества обычно представляют так, как это показано на рис.2. Общие затраты на качество складываются из затрат на предупредительные мероприятия, затрат на контроль и потерь (внешних и внутренних). С изменением достигнутого уровня качества изменяются и величины составляющих затрат, и соответственно, их сумма -общие затраты на качество.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |