Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовая деятельность государства,




Понятие финансов. Финансовая система Российской Федерации

 

Сущность и функции финансов. История человечества - это история развития экономических процессов. В ходе эволюции человечество прошло долгий и слож­ный путь от простого товарообмена к товарно-денежным отноше­ниям. С возникновением товарно-денежных отношений и денег как всеобщего универсального эквивалента материальной основы жизнедеятельности любого государства становятся финансы, поскольку любое государство для осуществления своих функций и реализации, стоящих перед ним задач с неизбежностью нуждается в материальных ресурсах. На любом этапе развития государство уделяло самое при­стальное внимание формированию собственных доходов, образу­ющих специальные денежные фонды. Казна государства являлась свидетельством его могущества, показателем его экономическо­го развития. Приходя к власти, любой правитель (царь, импера­тор и др.) в первую очередь вызывал к себе казначея, чтобы спра­виться о состоянии государственной казны, в зависимости от ко­торого строилась дальнейшая деятельность государства.

Все денежные доходы и поступления, которые находятся в распоряжении хозяйствующих субъектов и предназначены для выполнения финансовых обязательств и общественных затрат на расширенное производство, социальное развитие и экономическое стиму­лирование работников, составляют финансовые ресурсы (собственные, заемные, привлеченные, перераспределенные).

С XVIII в. в экономической литературе появился термин «финансы», который вначале обозначал все денежные средства госу­дарства. Однако в настоящее время понятие финансов несколько расширилось. Финансы ( фр. finance от лат. financia - наличность, доход) - это обобщающий экономический термин, означающий как фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства и предприятий, так и систему их формирования, распределения и ис­пользования.

По своему материальному содержанию финансы государства представляют собой фонды денежных средств. Но финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

В финансово-правовой и финансово-экономической науке категорию «финансы» традиционно рассматривают в трех ее аспектах: экономическом, правовом и материальном.

Финансы как экономическая категория есть совокупность общественных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов.

Финансы — это и правовая категория, т.е. основанная на нормах права форма формирования и использования денежных фондов.

Материальный аспект категории «финансы» заключается в том, что это денежные средства государства (муниципальных образований) и юридических лиц.

Финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, это орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их предназначение — путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Роль финансов в государстве определяется их ключевым поло­жением: во-первых, они связаны с общественными экономиче­скими отношениями и являются их регулятором; во-вторых, они влияют на финансовую политику государства. История государств показывает, что ошибки, допущенные в отношении финансов, могут привести к тяжелым экономическим и политическим по­следствиям. Финансовые кризисы самые труднопреодолимые и охватывают все сферы государственной и общественной жизни, а в некоторых случаях выходят за рамки государства и влияют на мировой рынок («Великая депрессия» США 1930-х гг., финансовый кризис Японии 1970-х гг., энергетический кризис в Европе 1980-х гг., кризис СССР 1990-х гг., финансовый кризис в России 1998 г., мировой финансовый кризис 2008-2010 г.г.).

Финансы - это в первую очередь денежные средства, что оп­ределяет их роль в экономическом развитии государства. Обладая достаточными финансовыми ресурсами, можно успешно решать самые сложные задачи в любых направлениях - экономике, со­циальной сфере и т.д. В то же время, создавая систему их фор­мирования, распределения и использования, государство тем са­мым охраняет свои финансы. С древних времен за совершение та­ких преступлений, как казнокрадство, изготовление фальшивых монет, применялось суровое наказание, поскольку эти действия наносили серьезный ущерб государству. Известен факт, когда в ходе военных действий в годы Первой мировой войны кайзеров­ская Германия осуществила изготовление и распространение фаль­шивых фунтов стерлингов на территории Великобритании, нане­ся тем самым серьезный удар по экономической системе государ­ства, его финансам.

Как видно из определения, финансы подразделяются на два основных вида: государственные и частные. К государственным финансам относят финансы государственных предприятий и отраслей хо­зяйства, государственный бюджет и финансы государственного страхования, к частным финансы предприятий, страхование, основанное на частной форме собственности, и так называемые финансы домашних хозяйств.

Они имеют существенные различия, но и взаимосвязаны между собой. Отличие государственных финансов от частных можно свести к следующему:

1) государство может в принудительном порядке обеспечить свои доходы посредством системы налогообложения в отличие от частных лиц;

2) государственные финансы тесно связаны с денежной си­стемой, которая управляется государством и не зависит от воли частного лица, распоряжающегося своими финансами;

3) государственные финансы ориентированы на обеспечение общественных интересов, а частные - на получение прибыли;

4) размеры государственных финансов намного больше част­ных;

5) государство посредством принудительных действий может изъять частные финансы в свою собственность (национализация, конфискация и т.п.).

В то же время установлена неразрывная взаимосвязь между госу­дарственными и частными финансами. Состояние и объем част­ных финансов оказывают влияние на уровень доходов государ­ства, а в некоторых случаях государственные финансы практиче­ски целиком зависят от частных. Однако в истории были и страны, финансы которых состояли только из государственных (например, СССР), в настоящее время такое положение существует лишь в нескольких странах (КНДР, Куба). Так или иначе, государственные финансы обладают приоритетом перед частными, поскольку именно посредством государственных доходов можно воздействовать на экономическую конъюнктуру рынка.

Финансы также принято разделять на централизованные и децентрализованные

Под централизованными финансами понимают экономические отношения, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Иными словами, к централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся те денежные средства государства, которые поступают в его распоряжение как властвую­щего субъекта. К таким фондам относятся:

1) денежные средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;

2) внебюджетные централизованные фонды государства;

3) государственное страхование;

4) государственный, в том числе банковский, кредит.

Под децентрализованными финансами понимают денежные от­ношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предпри­ятий, т.е. к таковым относят финансы предприятий и организаций всех форм собственности (образуемые за счет как собственных ресурсов, так и бюджетных ассигнований), а также отраслевые и меж­отраслевые внебюджетные фонды.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между следующими субъектами:

1) предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

2) предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

3) государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

4) предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

5) отдельными звеньями бюджетной системы;

6) страховыми организациями, предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба.

Финансы также выражают денежные отношения, опосредующие кругообращение фондов предприятий.

Любая финансовая деятельность государства связана с расходами и доходами. В случае, когда расходы превышают доходы, государство для покрытия необходимых расходов вынуждено искать дополни­тельные источники денежных средств — банковский или государст­венный кредит, выпуск в обращение ценных бумаг и пр. Поэтому именно состояние финансов отражает процессы, происходящие в государстве, причем не только в области экономики и социальных процессов, но и в сфере политики, демографии, экологии и т.д.

Без перераспределения финансовых средств невозможно про­вести практически ни одно мероприятие в государстве. И именно поэтому необходимы те правовые основы, которые бы регулировали проведение финансовой деятельности государства, поскольку осу­ществляется она, естественно, в правовой форме.

Без участия финансов не может быть распределен национальный доход, являющийся главным материальным источником денежных доходов и фондов. С учетом объемов национального дохода и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления — определяются пропорции развития экономики и ее структура. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер.

Итак, можно сделать вывод, что состояние финансов отражает, определяет состояние экономики страны.

К областям финансовой деятельности государства относится и такое понятие, как финансовые ресурсы, которое совсем не тождест­венно понятию «финансы»: это в широком смысле слова вся сово­купность фондов денежных средств. Главное условие роста финан­совых ресурсов — увеличение национального дохода. Однако сами по себе они не определяют сущности финансов, не раскрывают их внут­реннего содержания и общественного назначения.

Сущность же финансов проявляется в их функциях: аккумулирующей, распределительной, контрольной, экономической (воспроизводственной и стимулирующей) и информационной.

Аккумулирующая функция выражается в том, что при посредстве финансов происходит формирование денежных фондов государства.

Распределительная функция финансов означает их участие в рас­пределении национального дохода, заключающееся в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы образуются при распре­делении национального дохода среди участников материального производства, т.е. это:

1)зарплата рабочих и служащих, доходы фермеров, крестьян;

2)доходы предприятий сферы материального производства.

Дальнейшее перераспределение национального дохода связано со следующим:

· с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

· с наличием не только производственной, но и непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (здравоохранение, просвещение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

· с перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В итоге формируются: вторичные, или производные, доходы; доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы; налоги.

Следовательно, перераспределение национального дохода происходит между:

• производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства;

• отраслями материального производства;

• отдельными регионами страны;

• формами собственности;

• социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения националь­ного дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, — разви­тие производительных сил, создание рыночных структур экономи­ки, укрепление государства, обеспечение высокого уровня жизни широких слоев населения. Роль финансов при этом подчинена за­дачам повышения материальной заинтересованности коллективов предприятий и организаций, а также работников в улучшении фи­нансово-хозяйственной деятельности, достижении высоких резуль­татов при наименьших затратах.

Контрольная функция означает, что финансы, являясь инстру­ментом аккумуляции и использования денежных доходов и фондов, объективно отражают процесс распределения и перераспределения национального дохода и ВВП по соответствующим фондам, кон­тролируют их расходование по целевому назначению.

Финансовый контроль в условиях перехода на рыночные отно­шения направлен на обеспечение динамичного развития общест­венного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех отраслях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроиз­водственную сферы, т.е. весь комплекс тех хозяйственных отноше­ний, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эф­фективность их использования.

Финансовый контроль — важное средство обеспечения закон­ности финансовой и хозяйственной деятельности. Призванный предупреждать финансовые и экономические преступления, он стоит на страже товарно-материальных ценностей и денежных средств государства. Особое значение финансовый контроль приобретает в настоящее время, когда очень четко проявляется тенденция роста «беловоротничковой» экономической преступности.

Таким образом, финансовый контроль — это регламентирован­ная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке свое­временности и точности финансового планирования, обоснованно­сти и полноты поступления доходов в соответствующие фонды де­нежных средств, правильности и эффективности их использования.

Другими словами, важнейшая задача финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, бан­ками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через дея­тельность финансовых органов. Действенность финансового кон­троля, осуществляемого различными субъектами, в частности орга­нами государственной власти, местного самоуправления, аудитора­ми, аудиторскими фирмами, в значительной степени зависит от их взаимодействия, координации совместной деятельности, а также от сотрудничества с правоохранительными органами.

Экономическая (воспроизводственная и стимулирующая) функция связана с вмешательством государства через финансы - государст­венные расходы, налоги, государственный кредит — в процесс вос­производства. Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики, т.е. оно при помощи финансов имеет возможность перераспределять денежные потоки в те сферы, которые на сегодняшний момент яв­ляются приоритетными.

Информационная функция проявляется в том, что, состо­яние финансов дает возможность определить финансовое поло­жение предприятий и даже целых отраслей. Проявление же нега­тивных явлений в различных сферах, как правило, вызвано недо­статочным финансированием или другими проблемами, что по­буждает государство анализировать данную информацию и при­нимать соответствующие меры. Информация о доходах и расходах предприятий и организаций также позволяет определить основ­ные направления государственной бюджетной и налоговой поли­тики.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который включает совокупность организационных форм финансо­вых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое зако­нодательство. Особое значение имеет при этом фактор стабильно­сти финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики.

Один из важных элементов финансового механизма — финан­совое планирование. В частности в Российской Федерации разрабатывается перспективный финансовый план на базе бюджета на текущий год. Его целями являются:

1) информирование законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;

2) комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;

3) выявление необходимости и возможности осуществления перспективных мер в области финансовой политики;

4) отслеживание долгосрочных негативных тенденций для своевременного принятия соответствующих мер.

Финансовая система Российской Федерации. Финансы как целостная экономическая категория имеют свою специфическую структуру, в которую входят несколько элементов (институтов). Совокупность входящих в состав финансов звеньев в их взаимосвязи образуют финансовую систему страны.

Финансовый институт представляет собой группу однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств. Иначе говоря, каждый институт (или звено) финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. В этом понимании финансовым институтом являются, например, все отношения в области бюджета, налогов, кредита, в валютной сфере.

Финансовая система объединяет отношения, связанные с пере­распределением денежных средств между государством и другими субъектами экономической жизни. Она обслуживает государствен­ный бюджет, обеспечивает сбор налогов, создает финансовые воз­можности для решения общегосударственных проблем (оборона, об­щественный порядок, здравоохранение, образование, развитие науки и др.). Финансовая система охватывает разнообразные институты государственных финансов, которые функционируют в тесном взаи­модействии с кредитными институтами различного назначения.

Совокупность, взаимосвязь и взаимодействие всех финансовых институтов образующих финансовую систему, представлена следующим образом:

· институт государственных финансов;

· институт финансов предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности;

· институт кредитования;

· институт страхования.

Каждый институт финансовой системы в то же время подразделяется на подинституты в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей.

Институт государственных финансов включают в себя следующие подинституты: бюджет страны; бюджеты государственных внебюд­жетных фондов (социального страхования, обязательного медицин­ского страхования, пенсионный фонд и другие); денежная система.

Институт финансов предприятий, учреждений и организаций объе­диняет финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих не­коммерческую деятельность; финансы общественных объединений.

Институт кредитования образуют отношения, возникающие между вкладчиками и коммерческими банками, иными кредитными учреждениями по поводу привлечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд. Кредитование в финансовом пра­ве представлено прежде всего подинститутами государственного и муниципального кредита.

Институт страхования представляет собой отношения по защи­те имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплаченных ими страховых взносов (страховых премий). В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подраз­деляется по видам страхования: социальное страхование, личное страхование, имущественное страхование, страхование ответствен­ности, страхование предпринимательских рисков, перестрахование. В рамках изучения финансового права изучаются вопросы, связан­ные с обязательным страхованием.

С учетом современных реалий можно все денежные фонды, яв­ляющиеся элементами финансовой системы в материальном смыс­ле, дифференцировать на три группы (звена) следующим образом:

государственные и муниципальные централизованные фонды — федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований; бюджеты внебюджетных централизованных фондов (Пенсионный фонд РФ, фонды медицинского страхования, фонд социального страхования); средства, аккумулируемые, перераспределяе­мые и используемые в результате проведения обязательного страхования; средства, аккумулируемые, перераспределяе­мые и используемые в результате привлечения государст­венного и муниципального кредита; золотовалютные фон­ды Центрального банка РФ.

государственные и муниципальные децентрализованные фонды — активы государственных и муниципальных предприятий, наделенные ими на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (поскольку право собственности на эти активы принадлежит государству, их можно характеризовать как ресурсовый фонд государства); доли госудаства и муниципальных образований в уставных капиталах коммерческих организаций, которые составляют государственный и муниципальный ресурсовый фонд; децентрализованные межотраслевые, отраслевые фонды, образуемые государственными и муниципальными предприятиями.

частные децентрализованные фонды — средства, остающиеся в собственности населения (физических лиц) после реализации налоговых обязательств; средства коммерческих организаций любой организационно-правовой формы, осуществляющих любые виды деятельности (включая банковское кредитование); средства некоммерческих организаций (фондов), образуемых коммерческими организациями и частными лицами в соответствии с действующим законодательством РФ.

Таким образом, финансовая система — это сложный комплекс систем, или «система систем», которую следует рассматривать обя­зательно в двуединстве — и с точки зрения формы, и с точки зре­ния содержания. Вместе с тем финансовая деятельность государства невозможна без институционального механизма. Поэтому логически верно обязательно рассматривать финансовую систему и как совокупность соответствующих компетентных органов, осуществляющих свою деятельность исключительно в сфере финансов.

Как совокупность государственных органов финансовая система, в частности Российской Федерации, представляет собой специальную группу финансовых органов и кредитных организаций. Во главе финансовых органов стоит Министерство финансов Российской Феде­рации, которое является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, нало­говой, страховой, валютной, банковской деятельности. Систему кредитных организаций возглавляет Центральный банк Российской Федерации, осуществляющий единую государственную денежно-кредитную политику.

Руководит финансовой деятельностью и направляет ее через свои органы, наделенные специальной компетенцией, государство. При этом финансовой деятельностью занимаются практически все без исключения органы государства.

Каждое государство имеет свою финансовую систему, характе­ризующуюся определенными признаками, а именно:

· все институты финансовой системы способствуют образова­нию и использованию соответствующих денежных фондов;

· в зависимости от задач государства элементы финансовой системы могут видоизменяться (возможно появление новых ин­ститутов или прекращение действующих);

· объем каждого элемента может варьироваться в зависимости от экономической и финансовой политики государства;

· взаимосвязь элементов обусловлена постоянным движением денежных средств не только внутри каждого из них, но и между ними.

· при этом движение денежных средств в финансовой систе­ме не хаотичное, а строго урегулированное;

· в финансовой системе должен поддерживаться определен­ный баланс денежных фондов, так как нехватка или переизбыток средств в каком-либо звене приводит к тому, что начинает «лихо­радить» систему в целом.

Таким образом, финансовая система - это «кровеносная» система государства, по которой осуществляется движение денежных средств, способствуя жизнеобеспечению всего государственного организма.

Под финансовой системой Российской Федерации понимают: во-первых, совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих де­нежных фондов; во-вторых, совокупность самих формируемых фондов; в-третьих, совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции фи­нансовую деятельность.

Финансовую систему Российской Федерации составляют сле­дующие фонды денежных средств и соответствующие им право­вые институты.

Государственные финансы, в состав которыхвходят бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды.

Местные финансы включают в себя средства местного бюджета, муниципальные ценные бумаги.

Институт финансов хозяйствующих субъектов объединяет как финансы коммерческих предприятий и организаций, так и финансы учреждений, некоммерческих и общественных организаций.

В сфере страхования действуют такие подинституты как личное, имущественное страхование, страхование ответственности, перестрахование, а также такой элемент как инвестирование части страхового фонда.

Институт кредитования представляет государственный кредит и отношения по поводу привлечения и размещения денежных средств кредитными организациями. При этом подинститут финансовой системы - государственный.кредит - включает в себя такие элементы как внутренние и внешние займы образующие государственный долг. Государственный кредит применяется в первую очередь при дефиците бюджета. Банковский кредит - многосторонняя деятельность специально созданных организаций которые привлекая средства юридических и физических лиц для со здания соответствующих фондов перераспределяют их другим хозяйствующим субъектам.

Систему финансовых органов Российской Федера­ции возглавляет Министерство финансов РФ, которое является органом испол­нительной власти, обеспечивающим проведение единой государст­венной политики и осуществляющим общее руководство организа­цией финансов в стране.

Функции финансовой деятельности выполняют также органы го­сударственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесен­ных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Вместе с тем существует система органов управления, для кото­рых сама финансовая деятельность является основной, т.е. опреде­ляющей содержание их компетенции. Это система финансово-кредитных органов, специально созданная для управления финанса­ми и осуществления контроля в данной сфере.

В единую систему органов государственного управления финанса­ми Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, мини­стерства финансов республик, финансовые управления и другие орга­ны управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, а также органы Федерального казначейства.

К финансовым органам относятся также органы, осуществляю­щие непосредственно аккумуляцию средств в централизованные фонды денежных средств, органы налоговой и таможенной служб.

Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ. Он как один из специальных органов также осуществляет финансовую деятельность государства, являясь органом государствен­ного управления и осуществляя государственное руководство в об­ласти банковской деятельности. На него возложена эмиссия денег; вместе с Правительством РФ Центральный банк РФ определяет политику государства в области денег и денежного обращения, кон­тролирует и направляет деятельность коммерческих банков.

Ряд органов в Российской Федерации специально занимаются контролем в области финансовой деятельности государства.

Счетная палата РФ, образованная в соответствии с Конститу­цией РФ, является постоянно действующим органом государствен­ного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Главная задача Счетной палаты РФ — ор­ганизация и осуществление контроля за своевременным исполне­нием доходных и расходных статей федерального бюджета и бюд­жетов федеральных внебюджетных фондов.

Федеральное казначейство контролирует в целом проведение бюджетной политики и осуществление эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения республиканского бюджета, накопление и использование как бюджетных, так и вне­бюджетных фондов, следит за государственной казной, за всеми денежными накоплениями.

Федеральная налоговая служба входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации, подчиняется Министерству финансов РФ.

Таможенная служба — одна из опор российской государственности, источник пополнения государственной казны. Таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти. Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

Местные финансы включают в себя средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы.

Единство финансовой системы Российской Федерации означает, что самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Единство финансовой политики — необходимое условие гарантированного Конституцией РФ (ст. 8) единства экономического пространства в Российской Федерации, свободного перемещения финансовых средств.

 
 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.