КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансовая деятельность государства,
Понятие финансов. Финансовая система Российской Федерации Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря. 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №31. Ст. 3823. 3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №31. Ст. 3824. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301; 1996. № 5. Ст. 410. 5. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 51. Ст. 5712. 6. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 28. Ст. 2790. 7. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 39. Ст. 4464. 8. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 15. Ст. 1478. 9. Положение о Министерстве финансов Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. №31. Ст. 3258.
Сущность и функции финансов. История человечества - это история развития экономических процессов. В ходе эволюции человечество прошло долгий и сложный путь от простого товарообмена к товарно-денежным отношениям. С возникновением товарно-денежных отношений и денег как всеобщего универсального эквивалента материальной основы жизнедеятельности любого государства становятся финансы, поскольку любое государство для осуществления своих функций и реализации, стоящих перед ним задач с неизбежностью нуждается в материальных ресурсах. На любом этапе развития государство уделяло самое пристальное внимание формированию собственных доходов, образующих специальные денежные фонды. Казна государства являлась свидетельством его могущества, показателем его экономического развития. Приходя к власти, любой правитель (царь, император и др.) в первую очередь вызывал к себе казначея, чтобы справиться о состоянии государственной казны, в зависимости от которого строилась дальнейшая деятельность государства. Все денежные доходы и поступления, которые находятся в распоряжении хозяйствующих субъектов и предназначены для выполнения финансовых обязательств и общественных затрат на расширенное производство, социальное развитие и экономическое стимулирование работников, составляют финансовые ресурсы (собственные, заемные, привлеченные, перераспределенные). С XVIII в. в экономической литературе появился термин «финансы», который вначале обозначал все денежные средства государства. Однако в настоящее время понятие финансов несколько расширилось. Финансы ( фр. finance от лат. financia - наличность, доход) - это обобщающий экономический термин, означающий как фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства и предприятий, так и систему их формирования, распределения и использования. По своему материальному содержанию финансы государства представляют собой фонды денежных средств. Но финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. В финансово-правовой и финансово-экономической науке категорию «финансы» традиционно рассматривают в трех ее аспектах: экономическом, правовом и материальном. Финансы как экономическая категория есть совокупность общественных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов государства. Финансы — это и правовая категория, т.е. основанная на нормах права форма формирования и использования денежных фондов. Материальный аспект категории «финансы» заключается в том, что это денежные средства государства (муниципальных образований) и юридических лиц. Финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, это орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их предназначение — путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов. Роль финансов в государстве определяется их ключевым положением: во-первых, они связаны с общественными экономическими отношениями и являются их регулятором; во-вторых, они влияют на финансовую политику государства. История государств показывает, что ошибки, допущенные в отношении финансов, могут привести к тяжелым экономическим и политическим последствиям. Финансовые кризисы самые труднопреодолимые и охватывают все сферы государственной и общественной жизни, а в некоторых случаях выходят за рамки государства и влияют на мировой рынок («Великая депрессия» США 1930-х гг., финансовый кризис Японии 1970-х гг., энергетический кризис в Европе 1980-х гг., кризис СССР 1990-х гг., финансовый кризис в России 1998 г., мировой финансовый кризис 2008-2010 г.г.). Финансы - это в первую очередь денежные средства, что определяет их роль в экономическом развитии государства. Обладая достаточными финансовыми ресурсами, можно успешно решать самые сложные задачи в любых направлениях - экономике, социальной сфере и т.д. В то же время, создавая систему их формирования, распределения и использования, государство тем самым охраняет свои финансы. С древних времен за совершение таких преступлений, как казнокрадство, изготовление фальшивых монет, применялось суровое наказание, поскольку эти действия наносили серьезный ущерб государству. Известен факт, когда в ходе военных действий в годы Первой мировой войны кайзеровская Германия осуществила изготовление и распространение фальшивых фунтов стерлингов на территории Великобритании, нанеся тем самым серьезный удар по экономической системе государства, его финансам. Как видно из определения, финансы подразделяются на два основных вида: государственные и частные. К государственным финансам относят финансы государственных предприятий и отраслей хозяйства, государственный бюджет и финансы государственного страхования, к частным — финансы предприятий, страхование, основанное на частной форме собственности, и так называемые финансы домашних хозяйств. Они имеют существенные различия, но и взаимосвязаны между собой. Отличие государственных финансов от частных можно свести к следующему: 1) государство может в принудительном порядке обеспечить свои доходы посредством системы налогообложения в отличие от частных лиц; 2) государственные финансы тесно связаны с денежной системой, которая управляется государством и не зависит от воли частного лица, распоряжающегося своими финансами; 3) государственные финансы ориентированы на обеспечение общественных интересов, а частные - на получение прибыли; 4) размеры государственных финансов намного больше частных; 5) государство посредством принудительных действий может изъять частные финансы в свою собственность (национализация, конфискация и т.п.). В то же время установлена неразрывная взаимосвязь между государственными и частными финансами. Состояние и объем частных финансов оказывают влияние на уровень доходов государства, а в некоторых случаях государственные финансы практически целиком зависят от частных. Однако в истории были и страны, финансы которых состояли только из государственных (например, СССР), в настоящее время такое положение существует лишь в нескольких странах (КНДР, Куба). Так или иначе, государственные финансы обладают приоритетом перед частными, поскольку именно посредством государственных доходов можно воздействовать на экономическую конъюнктуру рынка. Финансы также принято разделять на централизованные и децентрализованные Под централизованными финансами понимают экономические отношения, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах. Иными словами, к централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся те денежные средства государства, которые поступают в его распоряжение как властвующего субъекта. К таким фондам относятся: 1) денежные средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе; 2) внебюджетные централизованные фонды государства; 3) государственное страхование; 4) государственный, в том числе банковский, кредит. Под децентрализованными финансами понимают денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий, т.е. к таковым относят финансы предприятий и организаций всех форм собственности (образуемые за счет как собственных ресурсов, так и бюджетных ассигнований), а также отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды. Финансы выражают денежные отношения, возникающие между следующими субъектами: 1) предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг; 2) предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении; 3) государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; 4) предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов; 5) отдельными звеньями бюджетной системы; 6) страховыми организациями, предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба. Финансы также выражают денежные отношения, опосредующие кругообращение фондов предприятий. Любая финансовая деятельность государства связана с расходами и доходами. В случае, когда расходы превышают доходы, государство для покрытия необходимых расходов вынуждено искать дополнительные источники денежных средств — банковский или государственный кредит, выпуск в обращение ценных бумаг и пр. Поэтому именно состояние финансов отражает процессы, происходящие в государстве, причем не только в области экономики и социальных процессов, но и в сфере политики, демографии, экологии и т.д. Без перераспределения финансовых средств невозможно провести практически ни одно мероприятие в государстве. И именно поэтому необходимы те правовые основы, которые бы регулировали проведение финансовой деятельности государства, поскольку осуществляется она, естественно, в правовой форме. Без участия финансов не может быть распределен национальный доход, являющийся главным материальным источником денежных доходов и фондов. С учетом объемов национального дохода и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления — определяются пропорции развития экономики и ее структура. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Итак, можно сделать вывод, что состояние финансов отражает, определяет состояние экономики страны. К областям финансовой деятельности государства относится и такое понятие, как финансовые ресурсы, которое совсем не тождественно понятию «финансы»: это в широком смысле слова вся совокупность фондов денежных средств. Главное условие роста финансовых ресурсов — увеличение национального дохода. Однако сами по себе они не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Сущность же финансов проявляется в их функциях: аккумулирующей, распределительной, контрольной, экономической (воспроизводственной и стимулирующей) и информационной. Аккумулирующая функция выражается в том, что при посредстве финансов происходит формирование денежных фондов государства. Распределительная функция финансов означает их участие в распределении национального дохода, заключающееся в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы образуются при распределении национального дохода среди участников материального производства, т.е. это: 1)зарплата рабочих и служащих, доходы фермеров, крестьян; 2)доходы предприятий сферы материального производства. Дальнейшее перераспределение национального дохода связано со следующим: · с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; · с наличием не только производственной, но и непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (здравоохранение, просвещение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); · с перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В итоге формируются: вторичные, или производные, доходы; доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы; налоги. Следовательно, перераспределение национального дохода происходит между: • производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства; • отраслями материального производства; • отдельными регионами страны; • формами собственности; • социальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, — развитие производительных сил, создание рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечение высокого уровня жизни широких слоев населения. Роль финансов при этом подчинена задачам повышения материальной заинтересованности коллективов предприятий и организаций, а также работников в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении высоких результатов при наименьших затратах. Контрольная функция означает, что финансы, являясь инструментом аккумуляции и использования денежных доходов и фондов, объективно отражают процесс распределения и перераспределения национального дохода и ВВП по соответствующим фондам, контролируют их расходование по целевому назначению. Финансовый контроль в условиях перехода на рыночные отношения направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех отраслях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, т.е. весь комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования. Финансовый контроль — важное средство обеспечения законности финансовой и хозяйственной деятельности. Призванный предупреждать финансовые и экономические преступления, он стоит на страже товарно-материальных ценностей и денежных средств государства. Особое значение финансовый контроль приобретает в настоящее время, когда очень четко проявляется тенденция роста «беловоротничковой» экономической преступности. Таким образом, финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования. Другими словами, важнейшая задача финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам. Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность финансовых органов. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами, в частности органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами, в значительной степени зависит от их взаимодействия, координации совместной деятельности, а также от сотрудничества с правоохранительными органами. Экономическая (воспроизводственная и стимулирующая) функция связана с вмешательством государства через финансы - государственные расходы, налоги, государственный кредит — в процесс воспроизводства. Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики, т.е. оно при помощи финансов имеет возможность перераспределять денежные потоки в те сферы, которые на сегодняшний момент являются приоритетными. Информационная функция проявляется в том, что, состояние финансов дает возможность определить финансовое положение предприятий и даже целых отраслей. Проявление же негативных явлений в различных сферах, как правило, вызвано недостаточным финансированием или другими проблемами, что побуждает государство анализировать данную информацию и принимать соответствующие меры. Информация о доходах и расходах предприятий и организаций также позволяет определить основные направления государственной бюджетной и налоговой политики. Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. Особое значение имеет при этом фактор стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики. Один из важных элементов финансового механизма — финансовое планирование. В частности в Российской Федерации разрабатывается перспективный финансовый план на базе бюджета на текущий год. Его целями являются: 1) информирование законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы; 2) комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов; 3) выявление необходимости и возможности осуществления перспективных мер в области финансовой политики; 4) отслеживание долгосрочных негативных тенденций для своевременного принятия соответствующих мер. Финансовая система Российской Федерации. Финансы как целостная экономическая категория имеют свою специфическую структуру, в которую входят несколько элементов (институтов). Совокупность входящих в состав финансов звеньев в их взаимосвязи образуют финансовую систему страны. Финансовый институт представляет собой группу однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств. Иначе говоря, каждый институт (или звено) финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. В этом понимании финансовым институтом являются, например, все отношения в области бюджета, налогов, кредита, в валютной сфере. Финансовая система объединяет отношения, связанные с перераспределением денежных средств между государством и другими субъектами экономической жизни. Она обслуживает государственный бюджет, обеспечивает сбор налогов, создает финансовые возможности для решения общегосударственных проблем (оборона, общественный порядок, здравоохранение, образование, развитие науки и др.). Финансовая система охватывает разнообразные институты государственных финансов, которые функционируют в тесном взаимодействии с кредитными институтами различного назначения. Совокупность, взаимосвязь и взаимодействие всех финансовых институтов образующих финансовую систему, представлена следующим образом: · институт государственных финансов; · институт финансов предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности; · институт кредитования; · институт страхования. Каждый институт финансовой системы в то же время подразделяется на подинституты в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Институт государственных финансов включают в себя следующие подинституты: бюджет страны; бюджеты государственных внебюджетных фондов (социального страхования, обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и другие); денежная система. Институт финансов предприятий, учреждений и организаций объединяет финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. Институт кредитования образуют отношения, возникающие между вкладчиками и коммерческими банками, иными кредитными учреждениями по поводу привлечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд. Кредитование в финансовом праве представлено прежде всего пединститутами государственного и муниципального кредита. Институт страхования представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплаченных ими страховых взносов (страховых премий). В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования: социальное страхование, личное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков, перестрахование. В рамках изучения финансового права изучаются вопросы, связанные с обязательным страхованием. С учетом современных реалий можно все денежные фонды, являющиеся элементами финансовой системы в материальном смысле, дифференцировать на три группы (звена) следующим образом: • государственные и муниципальные централизованные фонды — федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований; бюджеты внебюджетных централизованных фондов (Пенсионный фонд РФ, фонды медицинского страхования, фонд социального страхования); средства, аккумулируемые, перераспределяемые и используемые в результате проведения обязательного страхования; средства, аккумулируемые, перераспределяемые и используемые в результате привлечения государственного и муниципального кредита; золотовалютные фонды Центрального банка РФ. • государственные и муниципальные децентрализованные фонды — активы государственных и муниципальных предприятий, наделенные ими на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (поскольку право собственности на эти активы принадлежит государству, их можно характеризовать как ресурсовый фонд государства); доли госудаства и муниципальных образований в уставных капиталах коммерческих организаций, которые составляют государственный и муниципальный ресурсовый фонд; децентрализованные межотраслевые, отраслевые фонды, образуемые государственными и муниципальными предприятиями. • частные децентрализованные фонды — средства, остающиеся в собственности населения (физических лиц) после реализации налоговых обязательств; средства коммерческих организаций любой организационно-правовой формы, осуществляющих любые виды деятельности (включая банковское кредитование); средства некоммерческих организаций (фондов), образуемых коммерческими организациями и частными лицами в соответствии с действующим законодательством РФ. Таким образом, финансовая система — это сложный комплекс систем, или «система систем», которую следует рассматривать обязательно в двуединстве — и с точки зрения формы, и с точки зрения содержания. Вместе с тем финансовая деятельность государства невозможна без институционального механизма. Поэтому логически верно обязательно рассматривать финансовую систему и как совокупность соответствующих компетентных органов, осуществляющих свою деятельность исключительно в сфере финансов. Как совокупность государственных органов финансовая система, в частности Российской Федерации, представляет собой специальную группу финансовых органов и кредитных организаций. Во главе финансовых органов стоит Министерство финансов Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности. Систему кредитных организаций возглавляет Центральный банк Российской Федерации, осуществляющий единую государственную денежно-кредитную политику. Руководит финансовой деятельностью и направляет ее через свои органы, наделенные специальной компетенцией, государство. При этом финансовой деятельностью занимаются практически все без исключения органы государства. Каждое государство имеет свою финансовую систему, характеризующуюся определенными признаками, а именно: · все институты финансовой системы способствуют образованию и использованию соответствующих денежных фондов; · в зависимости от задач государства элементы финансовой системы могут видоизменяться (возможно появление новых институтов или прекращение действующих); · объем каждого элемента может варьироваться в зависимости от экономической и финансовой политики государства; · взаимосвязь элементов обусловлена постоянным движением денежных средств не только внутри каждого из них, но и между ними. · при этом движение денежных средств в финансовой системе не хаотичное, а строго урегулированное; · в финансовой системе должен поддерживаться определенный баланс денежных фондов, так как нехватка или переизбыток средств в каком-либо звене приводит к тому, что начинает «лихорадить» систему в целом. Таким образом, финансовая система - это «кровеносная» система государства, по которой осуществляется движение денежных средств, способствуя жизнеобеспечению всего государственного организма. Под финансовой системой Российской Федерации понимают: во-первых, совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов; во-вторых, совокупность самих формируемых фондов; в-третьих, совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты. Государственные финансы, в состав которыхвходят бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды. Местные финансы включают в себя средства местного бюджета, муниципальные ценные бумаги. Институт финансов хозяйствующих субъектов объединяет как финансы коммерческих предприятий и организаций, так и финансы учреждений, некоммерческих и общественных организаций. В сфере страхования действуют такие подинституты как личное, имущественное страхование, страхование ответственности, перестрахование, а также такой элемент как инвестирование части страхового фонда. Институт кредитования представляет государственный кредит и отношения по поводу привлечения и размещения денежных средств кредитными организациями. При этом подинститут финансовой системы - государственный.кредит - включает в себя такие элементы как внутренние и внешние займы образующие государственный долг. Государственный кредит применяется в первую очередь при дефиците бюджета. Банковский кредит - многосторонняя деятельность специально созданных организаций которые привлекая средства юридических и физических лиц для со здания соответствующих фондов перераспределяют их другим хозяйствующим субъектам. Систему финансовых органов Российской Федерации возглавляет Министерство финансов РФ, которое является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления. Вместе с тем существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, т.е. определяющей содержание их компетенции. Это система финансово-кредитных органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере. В единую систему органов государственного управления финансами Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, а также органы Федерального казначейства. К финансовым органам относятся также органы, осуществляющие непосредственно аккумуляцию средств в централизованные фонды денежных средств, органы налоговой и таможенной служб. Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ. Он как один из специальных органов также осуществляет финансовую деятельность государства, являясь органом государственного управления и осуществляя государственное руководство в области банковской деятельности. На него возложена эмиссия денег; вместе с Правительством РФ Центральный банк РФ определяет политику государства в области денег и денежного обращения, контролирует и направляет деятельность коммерческих банков. Ряд органов в Российской Федерации специально занимаются контролем в области финансовой деятельности государства. Счетная палата РФ, образованная в соответствии с Конституцией РФ, является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Главная задача Счетной палаты РФ — организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Федеральное казначейство контролирует в целом проведение бюджетной политики и осуществление эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения республиканского бюджета, накопление и использование как бюджетных, так и внебюджетных фондов, следит за государственной казной, за всеми денежными накоплениями. Федеральная налоговая служба входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации, подчиняется Министерству финансов РФ. Таможенная служба — одна из опор российской государственности, источник пополнения государственной казны. Таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти. Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ. Местные финансы. В Федеральном законе от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» определены основные принципы организации местных финансов. В соответствии с этим Законом местные финансы включают в себя средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы. Единство финансовой системы Российской Федерации означает, что с амостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Единство финансовой политики — необходимое условие гарантированного Конституцией РФ (ст. 8) единства экономического пространства в Российской Федерации, свободного перемещения финансовых средств.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |