Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции

1. Понятие, общая характеристика и функция семьи

2. Статистические данные, характеризующие состояние российской семьи

3. Типология семей. Семьи групп риска

4. Социальные проблемы семьи

 

Основное содержание лекции

 

1. Понятие, общая характеристика и функция семьи

 

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов. И это неудивительно.

По А.Г. Харчеву, семья – это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности. В свою очередь, понятие «родство» означает совокупность социальных отношений, основанных на таких факторах, как биоло­гические связи, брак и правовые нормы и правила, касающиеся усыновления (удочерения), попечительства и т.д.

Как малая социальная группа семья:

• реализует естественные (витальные) потребности своих членов;

• создает условия для непосредственных контактов;

• не имеет жестко структурированной системы взаимоотношений по вертикали;

• социализирует своих субъектов чувством родства, любви, привязанности и ответственности друг за друга, накопленным социальным опытом.

Как социальный институт семья:

• основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей;

• совокупность социальных отношений, основанных на таких факторах, как биологические связи, брак и правовые нормы и правила, касающиеся усыновления (удочерения), попечительства и т.д.

Семья выступает в качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей, молодежи и, что важнее, объединяя своих членов чувством любви, общности и давая возможность делить с другими трудности и радости жизни.

Самостоятельно регулируя семейные отношения, семья несет огромную ответственность за собственное выживание и воспитание полноценных граждан. Наряду с традиционными функциями, связанными с рождением и воспитанием ребенка, с решением повседневных проблем, семья признана быть надежным психологическим «укрытием», помогающим человеку выжинать в трудных, быстро меняющихся условиях современной жизни.

Сущность семьи отражается в ее функциях, структуре и ролевом поведении ее членов. Основными функциями семьи являются репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная, восстановительная, социально-статусная, эмоциональная, сексуальная и др.

Репродуктивная функция включает в себя физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье.

Хозяйственно-потребительская (бытовая) связана с поддержанием физического здоровья членов общества, уходом за детьми и престарелыми членами семьи, ведением домашнего хозяйства, единого бюджета и т.д.

Воспитательная функция заключается в том, что семья оказывает решающее значение в формировании ребенка как человека и гражданина, передавая ему свой социальный опыт и позитивные традиции, правила поведения в обществе.

Семья находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Вот почему она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.

Наиболее крупный вклад в исследование проблем семьи внесли: С.В. Дармодехин (государственная семейная политика), А.Г. Харчев (теория), М.С.Мацковский (методология и методика), А.И.Антонов (рождаемость), В.А.Сысенко (устойчивость брака), И.С.Голод (стабильность семьи), В.А.Борисов (потребность в детях), Д.Я.Кутсар (качество брака), Н.Г.Юркевич, М.Я.Соловьев, С.С.Седельников (мотивы и причины развода), Л.А.Гордон, Э.В. Клопов (жизненный цикл семьи), И.А.Герасимова (демографическая типология семей), В.Л. Ружже (типология семейных групп), Г.А.Вишневский (исторические типы рождаемости), И.В. Бестужев-Лада (прогнозирование семьи), А.Г. Волков (ожидаемая продолжительность брака), Н.В.Малярова (типология супружеских конфликтов), Т.Ж. Гурко (молодая семья), Э.К.Васильева (типология видов жизнедеятельности семьи), В.Б. Голофаст (функции семьи), И.С. Кон (сексуальное поведение), Е.М.Черняк (социология семьиЗ.А.Янкова (городская семья) и др.

Проблемы семьи, относящиеся к области социальной работы, изучались Т.В.Шеляг, А.Н. Семиковым, И.А. Солодовниковой (объект социальной работы).

 

 

2. Статистические данные, характеризующие состояние российской семьи

 

Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, и особенно в Европе, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.

Социологические исследования репродуктивного поведения семей в последние 30 лет определили следующую закономерность: более состоятельные классы общества испытывают гораздо меньшую потребность иметь детей, чем менее состоятельные. В 1991 г. в стране родились 1,8 млн детей, в 1992 г. – 1,6 млн, и 1993 г. – всего 1,4 млн, в 2005 г. – 1,5 млн. Если прирост населения России будет оставаться таким, то через тысячу лет от 148 млн россиян останется менее 150 человек.

В Российской Федерации насчитывается более 72 млн. семей, ежегодно заключается около 3 млн. браков. Однако каждая третья семья распадается, а каждая девятая семья является неполной. Если в 1990 г. было зарегистрировано 1300 тыс. браков и 560 тыс. разводов, то в 2004 г. только 980 тыс. браков и 636 тыс. разводов. В крупных городах распадается свыше 50% браков (в некоторых местах уровень разводов достигает 70%). В 2005 г. в 1,5 раза увеличилось число людей, которые не стремятся обзавестись семьями. Примерно 13,6 млн мужчин никогда не состояли в браке плюс 4 млн разведенных и 2 млн вдовцов. По данным Федеральной службы государственной статистики, 11 млн женщин никогда не были замужем, 7 млн разведенных женщин и свыше 11 млн вдов.

В России крайне низкая рождаемость. Около 60% семей имеют лишь одного ребенка, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения.

На 10 женщин приходится в среднем 13 детей. Каждая вторая беременность завершается абортом. Сегодня только в трех регионах (Ингушетии, Тыве и Дагестане) коэффициент рождаемости превышает тот, который нужен для воспроизводства поколения – 2,1, в то время как в Москве он составляет 1,19, а в Санкт-Петербурге – 0,95.

По прогнозу демографов, к 2015 г. население России уменьшится на 6-8 млн, вторые дети будут рождаться чаще. Детей, родившихся вне брака, абортов, разводов будет меньше. Продолжительность жизни у мужчин повысится до 63-64 лет (сейчас 59 лет). У женщин превысит 75 лет (сейчас 72 года).

Согласно последним исследованиям ВЦИОМ (2005 г.), 29% россиян хотели бы иметь одного ребенка, 46% – двоих, 12% – троих детей. Отсутствие продуманной государственной политики социального обслуживания семьи и детей приводит к нежеланию женщин иметь детей.

Причем социологические исследования репродуктивного поведения семей в последние 30 лет определили печальную закономерность: более состоятельные классы общества испытывают гораздо меньшую потребность иметь детей, чем менее состоятельные [1, С.151]. Однако обнадеживает тот факт, что заметно меньше стало юных мам в возрасте до 20 лет. Средний возраст рожениц по стране 22- 24 года, а в Москве – 25-27 лет.

 

3. Типология семей. Семьи групп риска

 

Современная семья переживает сложный этап эволюции – переход от традиционной модели к новой. Существенно меняется роль семьи: 67% составляют простые семьи, состоящие из супружеской пары с детьми или без них. Число родившихся в таких семьях не позволяет обеспечить простое воспроизводство численности населения. Растет число детей, родившихся вне брака. Сокращается число заключенных браков, большинство разводов приходится на молодые семьи. Число семей, где расторгнут брак, но есть дети, составляет почти 70% от общего числа. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. С каждым годом увеличивается количество гражданских браков, где лидирующее положение занимают молодые пары.

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношения власти, авторитета и т.д. Выделяют семьи авторитарные (патриархальные, матриархальные) и демократические (эгалитарные). Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах. Внутрисемейные отношения могут быть как персональными (отношения между матерью и сыном), так и групповыми (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).

По характеру распределения семейных обязанностей и по тому, кто в семье является лидером, выделяют следующие основные типы:

1. Традиционная (патриархальная) семья, где главная роль отводится старшему мужчине и четко распределены мужские и женские обязанности.

2. Нетрадиционная (эксплуататорская) семья, где помимо распределения мужских и женских ролей за женщиной закрепляется право на участие в общественном труде наряду с мужчиной.

3. Эгалитарная семья (семья равных), в которой домашние обязанности пропорционально делятся между супругами.

Средняя величина семьи за последние три десятилетия сократилась и составила 3,2 человека в городах и 3,3 в сельской местности. Как показали исследования, сокращение величины семьи за последние три десятилетия обусловлено следующими факторами:

1) ростом числа малодетных семей;

2) приростом числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак;

3) тенденцией к отделению молодых семей от родительских (нуклеаризация);

4) увеличением доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокими матерями.

Данная типология семей используется при разработке материалов переписи населения. В ее основу положены такие критерии, как брачное состояние, родственные связи и наличие детей.

Преобладающий тип семьи в стране – это простые нуклеарные семьи, состоящие из супругов с детьми или без них (67% семей). Семьи этого типа делятся примерно поровну на три части: без детей (молодые семьи, еще не имевшие детей, и старые, где взрослые дети живут отдельно); с одним ребенком; с двумя детьми. Еще 12% супружеских пар живут с одним из родителей супругов или с другими родственниками.

Сложных семей, включающих две супружеские пары или более, в России очень мало – всего 3,4%, что подтверждает интенсивность нуклеаризации семей.

Значительную долю составляют неполные семьи – 13%. В подавляющем числе случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдовцов. В большинстве этих семей один, реже два ребенка.

Семьи социального риска. Для целей государственной семейной политики типы семей выделяются по иному основанию – объективному риску социальной уязвимости, а значит, нуждаемости в материальной поддержке государства, особых льготах и услугах.

С практической точки зрения, принимая во внимание цели и задачи семейной политики, социальной работы с семьей, огромное значение имеют типологии семей групп риска, типологии семей с точки зрения уровня социально-психологического здоровья семьи, уровня семейного дохода, уровня социальной адаптации, особых условий семейной жизни.

По уровню социально-психологического здоровья выделяют благополучные, проблемные, конфликтные, кризисные семьи.

По уровню социальной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности выделяют: благополучные, семьи групп социального риска, неблагополучные, асоциальные.

По степени воспитательного воздействия различают: благоприятные, благоприятно-неустойчивые, неблагоприятные, нейтральные, криминогенные, конфликтные, десоциализованные.

По материальной обеспеченности различают: семьи с высоким материальным достатком, со средним материальным достатком, с низким материальным достатком (малообеспеченные), нуждающиеся (за чертой бедности). Малообеспеченные семьи социологи разделяют на "новых бедных" – это семьи, обедневшие в результате экономических реформ, но сохранившие внутренние социальные ресурсы и "традиционно бедные" – изначально депривированные, с крайне небольшим запасом социальных ресурсов.

По особым условиям семейной жизни выделяют семьи, где один или оба супруга являются несовершеннолетними, студенческие, дистантные и внебрачные семьи.

В настоящее время в теории и практике социальной работы большое распространение получили типологии семей групп «социального риска ". К факторам или критериям социального риска можно отнести:

♦ социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия, безработица родителей);

♦ социально-демографические факторы (отсутствие одного или обоих родителей, повторный брак, неродной ребенок в семье);

♦ медико-санитарные факторы (неблагоприятные условия проживания, хронические заболевания родителей, наличие в составе семьи инвалидов, отягощенная наследственность);

♦ психолого-педагогические факторы (нарушение межличностных внутрисемейных отношений, деформирование ценностных ориентации членов семьи, предразводная и послеразводная семейная ситуация, педагогическая несостоятельность родителей, отчуждение между родителями и детьми, недостаток эмоционального и до­верительного отношения родителей с ребенком, дефекты воспитания и т. д.);

♦ криминальные факторы (семейная (домашняя) жестокость, паразитический образ жизни родителей, пьянство родителей и т. д.).

Таким образом, понятием "семья группы риска" определяется тип семьи, в которой существует отклонение от норм, не позволяющее ее определить как благополучную семью. Отклонения не всегда являются дезадаптирующими факторами, порой компенсируются другими характеристиками.

К семьям " социального риска " относят: малообеспеченные семьи, семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой (многодетные, имеющие в составе инвалидов), неполные семьи, семьи военнослужащих срочной службы и др.

Объектом социальной поддержки семьи может стать семья любого типа, однако степень нуждаемости в социальной поддержке будет различна, как различно и ее конкретное содержание, т. е. виды помощи, в которых нуждаются или могут нуждаться семьи, относящиеся к разному типу.

Для иллюстрации сказанного приведем данные по семьям социального риска (по П.Д.Павленку). Поскольку в семье один кормилец, в трудных материальных условиях находится большинство семей одиноких матерей. Их насчитывалось около 1,5 млн. Аналогичные трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы с детьми (около 40 тыс. семей), а также семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов (800 тыс. семей). Еще одна категория семей, получающих поддержку государства, – это семьи с детьми-инвалидами. Следует назвать также семьи с родителями-инвалидами. Нуждаются в поддержке, кроме того, и семьи, взявшие детей под опеку (попечительство). Следующая многочисленная категория семей с объективно ограниченными материальными возможностями – это многодетные семьи. Их численность постоянно сокращается и составляет в настоящее время около 2 млн.

Как правило, в трудных материальных условиях находятся семьи с малолетними детьми (в возрасте до трех лет). Таких семей около 6 млн. В особом положении находятся студенческие семьи с детьми. Фактически они являются иждивенцами родителей (в большинстве случаев).

Помимо этого к семьям, нуждающимся в особой поддержке государства, должны быть отнесены семьи беженцев и вынужденных переселенцев. Еще одна категория семей, нуждающихся в поддержке, – это семьи безработных, имеющие несовершеннолетних детей. Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. От 2 до 4 млн беспризорных детей заняты попрошайничеством и нищенствованием.

 

4. Социальные проблемы семьи

Нельзя признать благополучным социальное самочувствие современной семьи. Так, по данным социологического Левада-центра, на вопрос: «Что в вашей семье "не так"?» были получены следующие ответы:

- низкие доходы – 69%;

- плохое здоровье – 29%;

- бытовые трудности – 17%;

- усталость – 16%;

- опасение потерять работу – 14%;

- безысходность и плохое жилье – 12%;

- невозможность дать детям хорошее образование – 9%;

- нехватка свободного времени – 8%;

- пьянство, наркомания – 2%;

- плохие взаимоотношения в семье – 2%;

- затруднились ответить – 9%.

Как видим, проведенное изучение мнения российских семей показывает, что значительная доля указанных ими проблем относится к области социальной работы.

В теории познания «проблема» – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, что нужно познать. С точки зрения исследовательской деятельности, социальная проблема – это сложная познавательная задача о видах социальной дисгармонии в жизни отдельного человека, социальной группы, общества и причинах их возникновения (Т.П.Дьячек).

Наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в следующем:

- резком социально-экономическом расслоении общества;

- недостатке средств на социальные цели,

- невозможности социальной и географической мобильности;

- вынужденной миграции (в том числе из сельской местности, зон боевых и национальных конфликтов, Северных регионов России и др.);

- ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи;

- осложнении демографической ситуации (проявляется в естественной убыли населения, повышении иждивенческой нагрузки на работающих членов семьи);

- фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин;

- росте количества неполных семей;

- проявлении различных форм семейного насилия и др.

Социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

В социальной политике государства исключительно важное место занимают проблемы укрепления семьи. Здоровая нравственно-психологическая атмосфера, высокая культура семейно-брачных отношений делают эту ячейку общества важнейшим социальным институтом формирования личности, сохранения и укрепления ее здоровья. Эта проблема частично может быть решена и средствами социальной работы.

 

Использованная литература:

1. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д.Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 395 с.. – С.150-155.

2. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д.Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 560 с.. – С.226-233.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 1. Современная семья и ее социальные проблемы | Значение психологических знаний для совершенствования управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.