КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Становление и развитие географии транспорта
Значение транспорта в общественном развитии В ВВП Росси на долю транспорта приходится около 10%. В ОПФ доля транспорта составляет 20% В транспортной отрасли трудится около 8% занятых в экономике Транспорт оказывает очень большое влияние на производство. Является самым емким потребителем сырья, энергии и продукции. Потребляет 10% производимой энергии, 20% топлива, 20% проката, 10% пиломатериала. Транспорт является необходимым условием для формирования и развития ТРТ. При этом транспорт может по-разному влиять: как расширять границы взаимодействия объектов ТРТ, так и регионально замыкать их. Транспорт оказывает влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и стран. Транспорт оказывает влияние на расселение, иногда и негативное (города и дороги формируют каркас системы, в отсутствие дорог происходит уменьшение числа и численности поселений). Иногда появление альтернативных дорог изменяет систему расселения. Военно-стратегическое значение транспорта. Социально-культурное значение транспорта, особенно значимо на локальном уровне, для администраций городов, в целом для страны.
Зародилась в середине 19 века в Германии – Иоган Поль, работа «… зависимость от форм земной поверхности». Транспортные связи (сети) моделировались, он пытался создать транспортные модели. предполагал, что сухопутный транспорт должен иметь пути подобные речным. Уже в середине 19 века транспорт рассматривался как система!!! Также француз Леон Ланоль выявлял закономерности конфигурации транспортных систем, его модели являются прототипами модели шестигранника Вальтера Кристаллера. Конец 19 начало 20 века – сформировалась немецкая школа География транспорта (1886 год), транспорт как средство преодоления расстояния. ГТ определена как наука об изучении распределения расстояний на земной поверхности. Идею развивал Фридрих Ратцель, транспорт как сфера субъективной деятельности хозяйствующего человека. Важный вклад внес также Альфред Гетнер, основоположник пространственного (хорологического) подхода. Он первый сформулировал предмет ГТ, структуру ГТ, ее задачи. ГТ должна изучать географическое распределение транспортных явлений и анализировать их различия от места к месту. Предметом являлись пути сообщения и транспортные потоки, при этом потокам он уделял больше внимания, чем путям сообщения. Почтовая и телеграфная связь также рассматривались им как часть ГТ. Гетнер ввел такие понятия, как ХИНТЕРЛАНД – сухопутная зона тяготения к определенному транспортному узлу (центру), ФОРЛАНД – зона тяготения в акватории. Разделял ГТ на отраслевые части: география ж/д транспорта, гужевого транспорта, водного транспорта, география связи. С конца 19 века развитие прикладных отраслей ГТ – например картография транспорта. Начали применяться ЭПЮРЫ (толщина линии показывает размеры потоков), карты изохрон (линии равной удаленности времени). Большое внимание в немецкой географии уделялось также изучению транспортных потоков колонизируемых районов. Кроме того скурпулезность, точность немцев дала числовую, расчетную основу ГТ. Французская школа географии связана с антропоцентричностью, этот субъективизм приняла и ГТ, поэтому работы были преимущественно описательные и очень подробные и детальные. Причем детальность охватывала не только транспортные пути Франции, но и пути и транспортные узлы колоний. Американская школа отличалась большим вниманием к грузопотокам (прежде всего ж/д и морским). В 50-60 годы стали возникать идеи транспортных путей основанные на математических расчетах (например, теория ГРАФОВ, модель пространственной диффузии). Известен в ГТ стал Питер Хаггер, разработка сетей, узлов, иерархии. Позже распространилось гуманистическое отношение к географии, в том числе к ГТ. Социальная ГТ – изучает перемещение людей, например, какие группы более интенсивно перемещаются, на какие расстояния, транспортное поведение в городе. Основоположником советской ГТ Бернштей-Хоган С.В. «Очерки по географии транспорта» в 1930 году. Основное внимание уделялось ГРУЗОВЫМ потокам и связям. И.В. Никольский единственный учебник «География транспорта СССР». В.И Бугроменко 1987 год «Транспорт в территориальных системах», основной упор на инфраструктуру. В настоящее время С.А, Тархов 2005 год «Эволюционная морфология транспортных сетей», изучал в основном закономерности распределения сетей. Сильная школа географии транспорта в МГУ.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |