Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманитарные вопросы

Острота гуманитарных вопросов на постсоветском пространстве определяется, во-первых, тем, что после распада СССР в «ближнем зарубежье» остались 25 млн русских и 3 млн представителей других народов России, а в самой России, в свою очередь – 9 млн постоянно проживающих представителей народов бывших союзных республик; во-вторых, тем, что в условиях межэтнической конфронтации на значительной части этого пространства они подвергаются различного рода притеснениям и дискриминации. И это несмотря на то, что в Советском Союзе достаточно высоки были темпы этнической ассимиляции, 60 млн. граждан (более 20 % населения Союза) состояли в смешанных браках. Хотя по Уставу СНГ русский язык официально признан языком межгосударственного общения, реально он имеет равные права с языками «титульных» наций лишь в Белоруссии и Киргизии. Исчезло единое информационное и образовательное поле, снизились общий уровень культуры, безопасности и правового обеспечения граждан. Границы разъединили десятки миллионов родственников. Всплеск национализма и дискриминации по этническому признаку, вплоть до вооруженных конфликтов, привел к массовым миграциям. Миллионы людей оказались в плачевном положении беженцев.

Все эти вопросы требовали взаимного урегулирования. В сфере культуры, науки и информации в начале 1992 г. было заключено соглашение о возвращении культурно-исторических ценностей государствам их происхождения, по сути обязывавшее Россию в одностороннем порядке вернуть другим республикам многие экспонаты ее столичных музеев. Но Государственная дума России отказалась ратифицировать это соглашение, как противоречащее мировой практике, и в результате культурные ценности остались по месту их пребывания на момент распада Союза.

В 1992 г. была учреждена межгосударственная телерадиокомпания «Мир» на базе московского комплекса «Останкино». Ее учредителями стали все страны СНГ, кроме Украины и Туркмении. Но согласованной политики не велось, и уже в 1995 г. Останкинский телерадиокомплекс был признан собственностью России. Попытки координации деятельности в сфере информации и связи продолжались на международных журналистских конференциях, а в 1995 г. был образован Совет руководителей государственных информационных агентств стран СНГ. В 1996 г. была разработана Концепция формирования единого информационного пространства, предполагавшая создание кооперации национальных информационных систем. Однако на практике это не было достигнуто.

В том же 1995 г. учрежден Совет по культурному сотрудничеству государств СНГ на уровне заместителей министров культуры, деятельность которого свелась в основном к совместной организации культурно-исторических юбилеев, международных выставок и фестивалей. Для финансирования совместных программ создан межправительственный фонд. В ряде стран Содружества сохранился интерес к передачам российского телевидения (там, где сохранился доступ к нему).

Одним из тяжелых последствий распада Союза, прежде всего для русскоязычного населения бывших союзных республик, стало прекращение преподавания русского языка, равно как русской истории и культуры, наряду с резким сокращением тиражей российской прессы и телерадиовещания, вплоть до их полного исчезновения. В этом сказываются и националистические мотивы, и стремление наиболее авторитарных режимов на территории СНГ оградить себя от критики со стороны российских СМИ.

Под давлением общественности правительство России начало предпринимать шаги навстречу соотечественникам. При его поддержке были открыты русские университеты в Киргизии, Таджикистане, Армении. В 1996 г. принята Концепция формирования единого образовательного пространства – как и названные выше концепции, практически не реализованная. Более реальное значение имел договор 1996 г. «Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях» в рамках Экономического союза СНГ, в первую очередь обязательство о взаимном признании дипломов об образовании, документов о присвоении ученых степеней и званий.

В целом темпы культурной, образовательной и информационной интеграции пока крайне недостаточны. Сохраняются ущемление этнокультурных интересов наших зарубежных соотечественников и общий упадок культурного влияния России на постсоветском пространстве, заполняемый, с одной стороны, западным, с другой – исламским влиянием.

В социально-правовой сфере наиболее грубо и открыто, на государственном уровне права русского меньшинства нарушаются в Латвии и Эстонии. После распада Союза все республики СНГ приняли наиболее простой и демократичный «нулевой вариант» гражданства, признав своими гражданами всех постоянно проживавших на своей территории граждан бывшего СССР, не изъявивших иного желания на сей счет. Лишь Эстония и Латвия, в нарушение заявленных ранее обязательств, приняли соответственно в 1993 и 1994 гг. дискриминационные законы о гражданстве, признав своими гражданами лишь лиц, родившихся на их территории до утраты независимости в 1940 г., и их потомков. Законы были направлены прежде всего против русских, поселившихся в республиках в годы их вхождения в состав СССР.

В результате лишились гражданства 600 тыс. из 2,5 млн жителей Латвии и более 200 тыс. из 1,5 млн жителей Эстонии. Как лица без гражданства, они лишены политических прав (в Латвии – даже участия в местных выборах) и резко ограничены в социально-экономических правах (не имеют прав на приватизацию жилья, госсобственности, земли, даже на элементарное медицинское страхование). Для них существует запрет на ряд профессий, ограничения на въезд и выезд из страны, не говоря о затруднениях в образовании на родном языке. Для молодых неграждан существует ценз на получение гражданства, старшее поколение лишено этого права вовсе. Законы направлены на построение моноэтнических государств и ассимиляцию «инородцев».

Российские власти, поначалу дружественно относившиеся к «демократическим прибалтам», не приняли своевременных мер по защите соотечественников и предоставили соответствующие социальные гарантии лишь семьям военных пенсионеров (всего 150 тыс. чел.). Европейские же организации, призванные защищать права человека, в отношении стран Балтии проявляют двойную мораль и закрывают глаза на вопиющие нарушения, поскольку это касается русских.

Но и в тех республиках СНГ, где представители нетитульных наций получили права гражданства, они нередко подвергаются неофициальной дискриминации на социально-бытовом уровне. В частности, положение русских можно признать полностью удовлетворительным лишь в Белоруссии и Армении.

В свою очередь, это вызвало ответную националистическую волну в России – при том, что в обстановке тяжелого экономического кризиса в ряде республик развилась массовая тенденция трудовых миграций на заработки в Россию (особенно среди украинцев, молдаван, таджиков, азербайджанцев). Это очевидное противоречие вызывает рост агрессии в России по отношению к ним, прежде всего к представителям кавказских и центральноазиатских народов.

Урегулирование межэтнических отношений наиболее затруднено, поскольку под влиянием националистических тенденций находятся сами политические элиты ряда стран СНГ. В 1993 г. Совет глав государств принял положение о Комиссии по правам человека СНГ, на которую возложил надзор за соблюдением прав человека на территории Содружества. Однако это положение ратифицировала одна Россия. На практике Комиссия так и не была создана.

В 1994 г. Совет глав государств принял Конвенцию об обеспечении прав национальных меньшинств, с гарантиями их гражданского равноправия в соответствии с современными международными стандартами. Ее подписали главы почти всех государств Содружества, но ратифицировали лишь 3 – Россия, Киргизия и Таджикистан. Впрочем, конвенция содержит некоторые неясности, на что неоднократно указывали юристы: в частности, возникла путаница между понятиями «основных» и «титульных» этносов. В общепринятой мировой практике к нацменьшинствам относятся лишь составляющие менее 8 % населения, остальные (включая и «нетитульные») – к основным. В странах же СНГ и Балтии все нетитульные народы фактически причислены к меньшинствам.

Наконец, в 1995 г. была принята Конвенция о правах и свободах человека в СНГ, в общих чертах повторяющая принципы ООН в этой области. Однако ее подписали лишь 7 из 12 государств СНГ, а ратифицировала опять же одна Россия.

Не вступила в силу и Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства государств СНГ, принятая в 1996 г. и предусматривавшая 3-месячный срок для его получения.

В целях гуманитарной помощи беженцам и вынужденным переселенцам в 1995 г. Совет глав государств постановил создать специальный межгосударственный фонд на совместном долевом финансировании. Однако от участия в нем уклонились Украина, Грузия, Молдова, Азербайджан, Узбекистан, Туркмения.

Таким образом, острые гуманитарные проблемы нетитульных наций на постсоветском пространстве остаются практически нерешенными, и вина за это лежит в первую очередь на политических национальных элитах. В этом направлении сотрудничество стран СНГ наименее эффективно.

Использованная литература:

1. Хандорин В.Г. Страны СНГ и Балтии: курс лекций / В.Г. Хандорин. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008.

2. Хейфец В. Л., Оводенко А. А. Актуальные проблемы развития стран СНГ/Текст лекций - СПб.,2003

3. Хейфец В. Л., Оводенко А. А. Международная интеграция /Текст лекций - СПб.,2003.

Интернет ресурсы: Википедия - СНГ

 

 


[1] В.П. Зиновьев. Страны СНГ и Балтии. – Томск, 2004. – С. 33.

[2] В.П. Зиновьев. Указ. соч. – С. 38.

[3] Численность населения в СНГ: Российский статистический ежегодник. – М., 2000. – С. 599;

В.П. Зиновьев. Указ. соч. – С. 40.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Военно-политическая сфера | Движущие силы, закономерности и условия развития
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.