КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Движущие силы, закономерности и условия развития
Возраст. Предполагается, что в каждом возрастном периоде человек имеет уникальное, характерное только для этого времени соединение психических и поведенческих особенностей, которые за пределами этого периода больше не повторяются. Существуют разные виды возрастов: - паспортный возраст (возраст, который соответствует количеству лет, прожитых человеком от рождения); - биологический возраст (сохранность здоровья человека); - психологический возраст (уровень психического развития, соответствующий возрастной норме); - социальный возраст (связан с датами, которые закреплены в социуме, т.е. количество лет исчисляется по принятой в социуме системе исчисления); - субъективный возраст (собственное ощущение человека о своём возрасте). Все виды возрастов могут не совпадать друг с другом. 2. Возрастные изменения. - эволюционные (связаны с относительно медленными количественными и качественными преобразованиями). Например: развитие мышления от наглядно-действенного до словесно-логического. - революционные (происходят быстро и за короткий срок, более глубокие и чаще всего приурочены к кризисам развития и возникают на границе возрастных периодов). Например: в период кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребёнка от взрослого. - ситуационные (те изменения, которые происходят под влиянием социальной среды, они неустойчивы, обратимы и предполагают, их закрепление). Например: если ребёнок не здоровался с взрослыми людьми, а тот социум, в котором он находится, требует от него этого, то ребёнок меняет свою позицию. Движущими силами психического развития являются внутренние противоречия, которые нарастают, доходят до кульминационного момента и разрешаются. В результате совершается переход к новому качеству.
1. Выстроить картины возрастного развития от рождения до смерти. Т.к. есть исследования по отдельным периодам, и нет общей картины возрастного развития. 2. Разработать нормативы возрастного развития современного ребёнка и человека (мир постоянно развивается, и поэтому нормативы развития человека тоже изменяются, т.е. то, что было свойственно, дошкольнику 20 лет назад, сегодня это уже не свойственно или свойственно, но в меньшей степени). 3. Исправить неравномерность изучения различных возрастов (лучше изучены ранние возрасты, хуже изучена психология взрослого человека и старости). 4. Исправить фрагментарность в изучении каждого возраста (в каждом возрасте есть наиболее изученные моменты, а есть и те, которые изучены в меньшей степени). 5. Недостаточно изучены переходные периоды и критические точки развития. 6. Более широкое использование сведений возрастной психологии при решении задач обучения и воспитания. 7. Раскрытие механизмов, закономерностей и движущих сил психического развития человека. 8. Определение механизмов перехода от одной возрастной стадии к другой, а также условий, благодаря которым этот переход осуществляется успешно и безболезненно для личности. 9. Определение психологических признаков каждого возраста, включая содержательную разностороннюю психологическую характеристику, установленную возрастными нормами. 10. Определение психологических преобразований, происходящих при переходе ребёнка из одной возрастной группы в другую. 11. Определение механизмов и закономерностей приобретения ребёнком социокультурного опыта, их изменений от возраста к возрасту. 12. Раскрыть характер взаимоотношений между ребёнком и взрослыми на каждом возрастном этапе. 13. Изучение психологических основ деятельности и общения человека на разных возрастных этапах. 14. Определение психологических основ диагностики уровня интеллектуального развития и личностного развития людей разного возраста. 15. Меньше использовать метод поперечных срезов, больше использовать лонгитюдный метод. 16. Больше использовать формирующий эксперимент в изучении индивидуальных особенностей человека, меньше использовать констатирующий эксперимент.
Под проблемой понимается трудно разрешимый вопрос, на который невозможно в настоящее время получить однозначный ответ. В возрастной психологии выделяются следующие проблемы: 1. Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека. Что больше определяет психическое развитие человека: анатомо-физиологическое состояние или влияние внешней социальной среды? С одной стороны это развитие, безусловно, зависит от организма, т.к. анатомо-физиологическое устройство организма делает человека обладателем сознания, позволяет иметь речь и высокоорганизованный интеллект. Пока достаточно не развит мозг ребёнка, у него невозможно сформировать вербальную речь и многие другие способности, связанные с ней. С другой стороны, психическое и поведенческое развитие организма зависит и от среды, причём, как отмечают многие учёные, в большей степени, чем от организма. Суть проблемы заключается в том, в какой степени психическое развитие ребёнка на том или ином этапе его развития зависит от организма или среды. 2. Проблема, которая касается влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие психики ребёнка. Как мы влияем на развитие ребёнка: целенаправленно или спонтанно, не задумываясь? Стихийное обучение и воспитание. Оно осуществляется без сознательно поставленных целей, определённого содержания и продуманных методов под влиянием пребывания человека в обществе людей и случайным образом складывающихся отношений с ними, не преследующих образовательные цели. Организованное обучение и воспитание. Оно осуществляется целенаправленно. Это специализация частной и государственной системы образования, начиная от семьи и заканчивая ВУЗом. Здесь более или менее чётко определены и последовательно реализуются цели развития. Под них составляются программы и подбираются методы обучения и воспитания детей. Одна из разновидностей этой проблемы: это влияние семьи и школы, школы и общества на развитие детей. 3. Проблема соотношения задатков и способностей. Её можно представить в виде ряда частных вопросов, каждый из которых является проблематичным: - Что такое задатки, от которых зависит развитие способностей ребёнка? - Входят ли в них генотипически обусловленные особенности организма или в их число следует включать некоторые приобретённые свойства человека? - От чего в большей степени зависит развитие способностей ребёнка: от имеющихся задатков или правильного организованного обучения и воспитания? - Можно ли сформировать высокоразвитые способности у ребёнка, если он с рождения, не имел выраженных задатков? 4. Проблема влияния на развитие человека эволюционных, революционных и ситуационных изменений. Что же больше влияет на развитие – медленные, необратимые эволюционные изменения, быстрые и глубокие, но сравнительно редкие – революционные преобразования или непрерывно действующие, но изменчивые ситуационные изменения? 5. Проблема соотношения интеллекта и личности в общем психическом развитии. Что его в большей степени определяет: возрастные изменения личности ребёнка или его интеллектуальный рост? Может ли сам по себе рост уровня интеллектуального развития вести к изменению личности ребёнка и наоборот, способны ли личностные изменения влиять на интеллектуальное развитие? Как обе стороны развития – интеллектуальное и личностное определяет его в целом? 6. Проблема периодизации детского развития.
Психическое развитие ребёнка происходит в конкретных исторических условиях. Возрастная психология тесно связана с различными науками: - с философией (методологическая основа всех наук); - с общей психологией (описывает факты, закономерности и механизмы психики) - психические явления выступают как мерка, с которой сопоставляются проявления ребёнка; - даёт понимание того, в каком направлении развивается психика ребёнка; - используется для раскрытия законов психических процессов и свойств личности; - с педагогикой (закономерности воспитания и обучения человека) -даёт психологический портрет ребёнка определённого возраста, используемый педагогикой для определения сроков, содержания и программ обучения; - новые идеи и проблемы; - проверка правильности выводов возрастной психологии; - с анатомией, физиологией, гигиеной - созревание коры больших полушарий головного мозга; - развитие нервной системы и органов чувств; -биологические особенности возраста. - с клинической психологией - источник информации о нарушениях в развитии; - возможность выявить роль наследственности, среды, общения и деятельности в психическом развитии; - возможность разработать стратегию и тактику коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения; - со специальной психологией - диагностика и коррекция детей с отклонениями от возрастной нормы и учёте общих закономерностей развития; - с психологией труда - проблемы профессионального самоопределения, обучения и переподготовки должны решаться с учётом возрастно-психологических особенностей человека; - с социальной психологией - при анализе развития нужно знать и учитывать закономерности взаимодействия в группе; - лидерство, особенности коммуникации, социального познания, способы власти и управления, разрешения конфликтов определяются возрастно-психологическими особенностями человека; - содержание рекламы, способы воздействия на аудиторию тоже зависят от возрастных особенностей.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |