КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принцип развития
Принцип объективности. Принцип единства психики и деятельности. Принцип детерминизма. - Особая роль обучения и воспитания в процессе формирования личности. Воспитание – процесс многоплановый и многофакторный. Научное объяснение опирается на взаимосвязанный характер детерминации. - Степень сформированности головного мозга ребёнка, его нервной системы в целом. Каждый из возрастных периодов рефлекторной деятельности имеет свои особенности. - Влияние предыдущих этапов психического развития на последующие. Изучать детей в процессе их обучения и воспитания. - Учитывать связь психического развития ребёнка с его ведущей деятельностью. - Фиксировать и анализировать поведение и действия ребёнка: в ведущей деятельности, в зарождающейся деятельности, в сохраняющейся деятельности, наряду с ведущей. 1. Равенство экспериментальных и контрольных групп. Учитывать социально-экономические, исторические, этнические различия при сравнении детей: - по уровню психического развития, - по содержательной характеристике деятельности, - по обучаемости и т.д. 2. Психические явления рассматривать такими, какими они являются на самом деле (регистрировать факты и сопутствующие явления). 3. Количество собранного материала должно быть достаточным для статистической обработки. (Обратить внимание на противоречивые факты!) Изучать психические явление в системе трёх координат: 1). Актогенеза (развитие процесса в ответ на воздействие конкретного раздражителя); 2). Онтогенеза (процесс развития конкретного ребёнка); 3). Историогенеза (учёт акселерации и др.). Учитывать: - психологические особенности возраста, предшествующего изучаемому; - тенденции развития на последующих возрастных ступенях. Таким образом, изучать те особенности психики, которые чётко определились и в которых имеется развитие.
Возрастная психология как отрасль науки формировалась под воздействием ряда факторов: - возникновение в обществе интереса к детству как особому периоду в жизненном цикле человека; - индустриализация и урбанизация, обуславливающие переход к всеобщему образованию; - переход к классно-урочной системе; - введение всеобщей воинской повинности с необходимостью учёта возрастно-психологических особенностей воинского контингента при военной подготовке. Переход к классно-урочной системе стал своеобразной революцией в образовании, критерием деления на классы стал хронологический возраст. Возникла необходимость в дифференциации содержания и методов обучения, что обусловило социальный запрос изучения особенностей умственного и личностного развития детей различных возрастов. Детская психология получила путёвку в жизнь благодаря прогрессу биологии. В 1877году вышла работа Ч.Дарвина «Наблюдение за поведением человеческого ребёнка», ставшая поворотным пунктом в развитии детской психологии. В этой работе учёный впервые сравнил онтогенез и филогенез; психику и поведение ребёнка с психикой и поведением животных; психику и поведение ребёнка и особенности психики первобытного человека. Категория «развитие» стала важнейшей в ряду понятий психологической науки. В психологии было два направления: «психология понимания» и естественнонаучная психология. Детская психология возникла и развивалась в контексте естественнонаучного подхода, что определяет её достоинства и недостатки. «+» - опора на принцип детерминизма, научной доказательности, утверждение идеи непрерывности и всеобщности развития. «-» - отождествление законов онтогенеза человека с онтогенезом животных и интерпретацию развития как процесс адаптации (приспособления) врождённых видовых свойств к меняющимся условиям среды. Эта тенденция биологизации не преодолена до настоящего времени. Значительный вклад внесли исследования В.Прейера и Г.С.Холла. Физиолог В.Прейер в 1881г. Опубликовал книгу «Душа ребёнка» о развитии ребёнка на протяжении первых лет его жизни. Г.С.Холл обучался в открытой в 1875г. В Лейпциге первой научной лаборатории Вундта. По возвращению США в 1883г. В Балтиморе основал первую в мире экспериментальную лабораторию по изучению психики ребёнка. Эту дату считают рубежной в обособлении детской психологии. Холлу принадлежит значительная роль в создании в конце 19 века первого научного журнала и первого научного общества по изучению психики детей. Холл также разработал метод анкетирования. Ведущим экспериментальным методом у Вундта был метод интроспекции, недоступный детям в силу неразвитости рефлексии. Холл попытался найти ему замену, попытка оказалась успешной. Было опровергнуто высказывание Вундта о том, что детская психология никогда не станет настоящей наукой, потому что ей не доступен единственный научный метод – интроспекции. Г.С.Холл – автор первой научной концепции развития ребёнка – концепции рекапитуляции. Им создана первая концепция подросткового возраста, названного им «возрастом штурма и натиска». Общество было заинтересованно. В первую очередь, в изучении психологии ребёнка. Именно поэтому психология развития долгое время оставалась детской психологией. В период 1913-1946гг. происходила институционализация детской психологии и образование различных направлений, в том числе культурно-исторического подхода Л.С.Выготского.
Классификация методов исследования по Б.Г.Ананьеву.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |