КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод эксперимента
Эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений. Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Он призван выявить причинно-следственные связи или детерминанты развития. Специфика метода эксперимента: 1. Активная позиция исследователя. Исследователь может вызывать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипотезы. 2. Создание заранее продуманной искусственно созданной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче определить. 3. При экспериментальных исследованиях важно, чтобы все испытуемые были равны по возрасту, здоровью, мотивам участия и др. Мотивы участия варьируются только в том случае, когда изучается именно их влияние на то или иное психическое явление. 4. Достоверность проверяемой гипотезы достигается либо многократным повторением опытов, либо за счёт достаточного количества испытуемых с последующей математической обработкой. 5. Результаты каждого опыта записываются в протоколе, где фиксируются общие сведения об испытуемых, указывается характер экспериментальной задачи, время опыта, количественные и качественные результаты эксперимента, особенности испытуемых: действия, речь, выразительные движения и т.д. 6. При эксперименте с детьми очень важно иметь в виду, что задача ребёнком может восприниматься не так, как её сформулировали, а по-другому. Виды переменных при экспериментальных исследованиях: Независимая переменная – Фактор, который изменяется экспериментатором. Зависимая переменная - фактор, который изменяется под влиянием другого фактора. Исследователь намеренно создаёт и изменяет условия, в которых протекает деятельность человека, ставит задачи и по результатам судит о психологических особенностях испытуемого. В эксперименте проверяется гипотеза или предположение о связи переменных. Метод предполагается контроль переменных, выделение зависимой и независимой переменных (для установления причинно-следственных связей) и сравнение результатов решения задач экспериментальной (в которой значение переменной варьируется) и контрольной (переменные остаются неизменными) группами. Эксперимент предполагает два замера – претест (до изменения переменной) и посттест (после изменения). Виды эксперимента: 1). Лабораторный эксперимент – проводится в преднамеренно созданных условиях (специально оборудованном помещении), с использованием средств регистрации полученных данных, действия испытуемого определяются инструкцией. - с использованием аппаратуры - без использования аппаратуры
2). Естественный эксперимент – организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор почти не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Исследователь до начала своей работы знакомиться с детьми, принимает активное участие в их жизни, поэтому занятия, проводимые экспериментатором, не вызывают настороженности. - психолого-педагогический эксперимент (оценивает развивающий эффект обучающих программ и воздействий) - другие виды в зависимости от области психологии Достоинства естественного эксперимента: 1.Деятельность испытуемых изучается в естественных условиях. 2.Исследователь сам активно вызывает психические процессы в связи с поставленной задачей: - изменяет условия деятельности; - изменяет изучаемое явление; - повторяет изучаемое явление. 3.Накапливаемые факты могут быть математически обработаны. Повышается надёжность объективно полученных результатов. 3). Констатирующий эксперимент – устанавливает фактическое состояние и уровень тех или иных особенностей психического развития (уровня или качества) к моменту проведения эксперимента. Примером констатирующего эксперимента может служить тестовое обследование интеллекта детей, проводимое с помощью различных методик. 4). Формирующий эксперимент – его замысел состоит в искусственном воссоздании (моделировании) процесса психического развития. Цель – изучение условий и закономерностей происхождения того или иного психического новообразования. Активное формирование изучаемого свойства (согласно гипотезе) в процессе специально организованного экспериментального обучения и воспитания. Ставится задача формирования новой для испытуемого способности. Исследователь теоретически намечает и эмпирически подбирает подходящие пути и средства достижения искомого результата, стремясь добиться «запланированных» показателей сформированности способности. Хрестоматийными примерами реализации формирующего эксперимента стало формирование способности внимания у младших школьников как действие внутреннего контроля (П.Я.Гальперин). Требования к формирующему эксперименту: 1).Разработанность теоретических представлений о параметрах формируемых психических явлений. 2).Чёткость планирования эксперимента. 3).Полнота учёта разных факторов реального обучения, влияющих на возникновение изучаемых психических явлений. Специфика формирующего эксперимента: - Главный объект изучения – формирующая деятельность ребёнка. - Обучение построено последовательное введение всё новых средств, помогающих включить ребёнка в познавательную деятельность. - Конструирование учебных программ и их апробация осуществляются в виде проверок продуманных гипотез. - Организация и реализация такого формирующего эксперимента требует междисциплинарного сотрудничества (философов, социологов, логиков, педагогов, психологов, физиологов). - обучающий эксперимент – обучение каким-либо знаниям, умениям, навыкам; - воспитывающий эксперимент – осуществляет формирование тех или иных качеств личности.
Помимо основных методов эмпирического исследования, можно выделить ряд дополнительных. Вспомогательные методы исследования, как правило, используются в комплексе. Прежде всего, это выяснение знаний, мнений, представлений, установок и т.п. по широкому кругу вопросов людей разных возрастных категорий с помощью методов беседы, опроса, тестирования и т.д. Метод опроса. Опрос – это метод при использовании, которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. При применении метода опроса могут возникать трудности в связи с тем, что ребёнок не всегда правильно понимает адресованные ему вопросы. Это связано с тем, что система понятий, которая контролирует этот процесс может столкнуться иллюзией мнимого понимания, которое заключается в том, что ребёнок разумно отвечает на поставленные перед ним вопросы, но в действительности вкладывает в них несколько иной смысл, чем взрослый, задающий вопросы. Существуют темы, вызывающие у ребёнка отрицательное переживание, которых он предпочитает не касаться.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 14001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |