Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические основы познавательных процессов

Скелетные катализаторы

Скелетные катализаторы используют в процессах гидрирования сахаров, жиров, фурфурола, многоядерных хинонов и др. материалом для скелетных катализаторов служат двух или многокомпонентные сплавы каталитически активных металлов с такими веществами, которые можно частично или полностью удалить при обработке растворами сильных электролитов. Например, никель Ренея получают сплавлением никеля и алюминия при температуре 1400-1500 ˚С с последующей обработкой расплава щелочью при комнатной температуре с выделением водорода. Содержание никеля в сплаве не должно превышать 50%, поскольку высокое его содержание затрудняет разложение сплава щелочью. По мере удаления из расплава растворимого в щелочи алюминия происходит перегруппировка оставшегося никеля в кубическую гранецентрирированную решетку. Процесс выщелачивания заканчивают после прекращения выделения подорода, осадок промывают водой до нейтральной реакции по фенолфталеину. В результате получается почти чистый активный металл в виде мельчайшего порошка. Готовый катализатор пирофорен, поэтому его хранят и транспортируют в виде масляной суспензии. Хотя катализаторы Ренея высокоактивны и в ряде реакций селективны, их недостатком является дороговизна, связанная со сложностью получения и невозможностью регенерации. Срок службы его невелик: он быстро отравляется сернистыми, кислородными и азотистыми соединениями. Поэтому их применяют в относительно малотоннажных производствах. У нас в стране наряду с Ni-катализаторами Ренея использовали катализатор Бага-Егупова, который представляет собой кусочки Ni-Al-сплава, выщелоченного лишь частично. Например, в гидрировании жиров применяют катализатор, из которого удалено только 8% алюминия. Катализатор Бага можно регенерировать дополнительным выщелачиванием Al. На скелетных никелевых катализаторах процессы идут примерно при 100-120°С и давлении от 2 до 8 МПа в жидкой фазе.

 

Память — это эталон, с которым сопоставляется целостный образ восприятия. Память отражает прошлый опыт или запечатлевает, сохра­няет и воспроизводит что-либо. Память является основой психической деятельности. Основные процессы памяти — это заучивание, сохране­ние, воспроизведение, узнавание, забывание.

 

Различают следующие виды памяти:

а) непроизвольная память, характеризуется тем, что не требует специального заучивания чего-либо. Информация при этом запомина­ется сама собой в ходе выполнения деятельности (работы над инфор­мацией). Этот вид памяти очень сильно развит у детей (у взрослых он ослабевает);

б) произвольная память — это целенаправленное запоминание информации с помощью специальных приемов. Эффективность про­извольной памяти зависит от целей запоминания и приемов заучива­ния.

Цель запоминания определяется тем, насколько прочно и надежно человек хочет запомнить что-либо. Например, если студент имеет цель выучить какой-либо предмет для того, чтобы сдать экза­мен, то вскоре после сдачи экзамена многое забудется. Если же он за­дается целью использовать приобретенные знания для последующей работы, то информация запомнится надолго.

Приемы заучивания основаны на использовании следую­щих разновидностей произвольной памяти:

а) механической—основана на многократном повторении мате­риала без его осмысления (результативность механической памяти наиболее низкая);

б) логической (смысловой) — основана на установлении в запоми­наемом материале смысловых связей. Логическую память можно раз­вить путем тренировки в логических пересказах информации, вклю­чающих: логическое осмысление материала, его систематизацию, вы­деление главных логических компонентов информации, пересказ свои­ми словами. Эффективность логической памяти в двадцать раз выше механической;

в) образной — основана на образных приемах запоминания, т. е. переводе информации в схемы, картинки, графики, образы. Эта разно­видность произвольной памяти бывает: зрительной, слуховой, вкусо­вой, осязательной, обонятельной, моторно-двигательной, эмоциональ­ной.

На зрительном типе памяти основано запоминание длинного ряда названий предметов «по методу связки». Например, необходимо быст­ро и надолго запомнить ряд мало связанных друг с другом слов: авто­мобиль, холодильник, веревка, часы, дерево, шляпа, собака, кость, ав­торучка, очки, ноги, кресло, утюг, книга, малина, медведь, сапог, сум­ка. Чтобы запомнить эти слова в заданной последовательности, нужно объединить первые два слова и вообразить себе несуществующий предмет — автомобиль с холодильником вместо кузова; далее, объеди­няя следующее слово с предыдущим, зрительным образом представить себе, что этот автомобиль «вы тянете за веревку»; далее, это предстоит делать в течение часа и все это время вы будете ходить вокруг дерева и т. д. Для облегчения запоминания можно использовать и другие спе­циальные мнемические (мнемотехнические) приемы:

• образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. Например, для запоминания цветов солнеч­ного спектра — красный, оранжевый, желтый, зеленый и т. д., придума­на такая фраза: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»;

• ритмизация — перевод информации в стихи: «Ведь не да­ром говорят, папиросы — это яд»;

•запоминание длинных терминов или фа­милий с помощью созвучных слов (например, фамилия Фиштер — «фишку тер» — чем глупее, тем легче запоминается);

• метод Цицерона — ассоциация информации, которую надо запомнить, с расположением вещей (или предметов) в хорошо знакомой обстановке (комнате, зале для публичных выступлений и

т. д.);

• специальные приемы для запоминания чи­сел, цифр (выявление арифметической зависимости; выделение знакомых чисел; «метод зацепок»; замена цифр словами);

• метод Айвазовского — тренировка зрительной памя­ти (созерцание предмета, пейзажа, человека в течение трех секунд, затем мысленное представление увиденного в подробных деталях; вторичное созерцание в течение одной секунды и дополнение пред­ставленного образа новыми деталями. Этот прием повторяется не­сколько раз до максимально яркого изображения объекта в своем представлении).

В соответствии с временной ориентацией психологи выделяют так­же кратковременную, долговременную, оперативную и промежуточ­ную память.

Любая информация попадает сначала в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной ин­формации, состоящей по объему из пяти-девяти слов, цифр, чисел, фигур, картинок, т. е. «кусков информации», на короткое время, рав­ное 5-7 мин. После этого информация может забыться полностью или перейти в долговременную память, но при условии одного-двукратного повторения информации

г) долговременная память, обеспечивающая длительное сохранение информации, делится на два типа:

1) долговременная память с сознательным доступом, обеспечивающая запоминание нужной информации по воле человека;

2) закрытая долговременная память, к которой человек в есте­ственных условиях не имеет доступа, но при гипнозе, при раздраже­нии участков мозга может получить к ней доступ и воспроизвести во всех деталях образы, переживания, картины жизни и т. п.

д) оперативная память — это вид памяти, проявляющейся в ходе выполнения определенной деятельности (определенной операции), ко­торая обслуживает эту деятельность благодаря сохранению информа­ции как из кратковременной, так и из долговременной памяти. Напри­мер, человек, ознакомившийся с условиями какой-либо задачи, помнит о них, пока эту задачу не решит. После решения задачи он забывает об этих условиях и более к ним не возвращается;

е) промежуточная память — это вид памяти, которая обеспечива­ет сохранение информации в течение нескольких часов, накопление информации в течение дня. Во время ночного сна происходит очище­ние памяти от незначимой для человека информации и перевод инфор­мации значимой в долговременную память. По окончании сна проме­жуточная память бывает готова к приему новой информации.


У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память очи­щаться не успевает. В результате этого происходит нарушение в выполнении мыслен­ных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появля­ются ошибки в действиях, речи.

 

Закономерность забывания свойственна для кратко­временной памяти с сознательным доступом. Человек, как правило, за­бывает второстепенную и ненужную ему информацию. Но вместе с этим он может забыть и часть нужной ему информации.

Уменьшению забывания нужной информации способствует:

1) понимание информации;

2) повторение информации (приблизительно через 40 мин после ее заучивания* так как через 60 мин в памяти остается только 50% за­ученной информации);

3) продолжение периодического повторения информации (в 1-й день после заучивания 2-3 повторения; во 2-й день — 1-2 повторения; в период с 3-го по 7-й день — по 1 повторению; затем 1 повторение с интервалом в 7-10 дней). Необходимо помнить, что 20-30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений в день.

В настоящее время учеными разработаны фармакологические и физические способы, которые оказывают воздействие на процессы памяти.

Таким образом, память как форма психологического отражения обеспечивает целостность личности человека и ее развитие и поэтому занимает центральное положение в системе познавательной деятель­ности.

 

Воображение — это психический процесс, который заключается в создании новых образов (представлений), базирующихся на предшест­вующем опыте. Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным. Активное воображение подразделяется на воссоз­дающее (создание образа по его описанию) и творческое (создание но­вых образов в соответствии с замыслом). К виду творческого вообра­жения, связанного с осознанием желаемого образа, относится мечта.

К этапам творческого воображения относятся:

— возникновение творческой идеи;

— «вынашивание» замысла;

— реализация замысла.

Увлеченность, интерес к проблеме, оптимальная мотивации явля­ются важными факторами продуктивного мышления. К факторам, пре­пятствующим успешному мыслительному процессу, относятся:

— косность, стереотипность мышления;

— склонность к использованию привычных методов решения, ме­шающих взглянуть на задачу по-новому;

— боязнь критики, страх ошибки, излишняя критичность к своим решениям (страх «оказаться глупым»);

— психическая и мышечная напряженность.

 

Мышление — это форма психического отражения, устанавливаю­щая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Различают следующие виды мышления:

1. Наглядно-действенное мышление — это вид мышления, ко­торый опирается на непосредственное восприятие предметов и реальное преобразование ситуации в процессе действий с предме­тами.

2. Наглядно-образное мышление — это вид мышления, который опирается на представления и образы (человек представляет себе си­туацию и преобразует ее в своем представлении в соответствии со своими целями, желаниями). В отличие от наглядно-действенного мышления, этот вид преобразует ситуацию лишь в плане образа.

3. Словесно-логическое мышление — это вид мышления, который осуществляется при помощи логических операций с понятиями. К раз­новидностям словесно-логического мышления можно отнести: теоре­тическое и практическое мышление; интуитивное и аналитическое (ло­гическое) мышление; реалистическое и аутистическое (эгоцентриче­ское) мышление; продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое мышление — это познание законов, правил (напри­мер, открытие периодической таблицы элементов Д. Менделеевым).

Основной задачей практического мышления является подготовка фи­зического преобразования действительности: постановка цели, созда­ние плана, проекта, схемы, «дерева целей и задач» и т. п.

Различные виды мышления основаны на мыслительных процессах, которые могут быть произвольными и непроизвольными.

Непроизволь­ное мышление связано с образами сновидений.

Произвольное — созна­тельно направлено на решение мыслительных задач. Выделяют четыре стадии решения задачи (проблемы):

1) подготовка;

2) созревание решения;

3) вдохновение;

4) проверка найденного решения.

 

-Логическое мышление характеризуется следующими формами: по­нятие, суждение, умозаключение.

Понятие — это форма мышления, выраженная словом или груп­пой слов, которые отражают существенные свойства, связи и отноше­ния предметов и явлений. Понятия бывают общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение — это форма мышления, отражающая утверждение или отрицание связей между предметами и явлениями. Суждения бывают истинными и ложными.

Умозаключение — это форма мышления, которая позволяет сделать определенный вывод на основе нескольких суждений. Умозаключения бывают индуктивными, дедуктивными и по анало­гии. Индуктивное умозаключение характеризуется процессом мыш­ления, в результате которого делается логический вывод от част­ного к общему. Дедуктивное умозаключение характеризуется логи­ческим выводом от общего к частному в процессе мышления. Умо­заключение по аналогии — это логический вывод в процессе мыш­ления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Плавленые катализаторы | Качества мышления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.