Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Речь как вид деятельности, связанный с управлением




Речь— это вид деятельности человека, связанный с использовани­ем естественного языка в различных ситуациях для решения задач и достижения целей.

Речь является специфическим способом формирования мыслей с помощью языковых средств. Через значения слов, через понятия люди общаются, понимают друг друга, создают и передают знания из поколения в поколение. В речи используются разнообразные языко­вые средства, закрепленные правилами на соответствующих языко­вых уровнях: лексическом, фонетическом, грамматическом, фразео­логическом, семантическом. Речь каждого человека — это его лич­ное действие, в котором наиболее полно проявляется он сам со свои­ми личностными особенностями, уровнем культуры, интеллектом, потребностями в общении, переживаниями. Речь всегда связана с конкретным человеком, конкретной ситуацией, конкретным време­нем. В среднем человек, говорящий по-русски, в своей речи исполь­зует 14-15 тыс. слов.

 

Чтобы речь была физически возможной, нужны определенные предпосылки, связанные с деятельностью сенсорных систем и мозго­вых механизмов человека.

Прежде всего, с речью связана слуховая система.

Система органов дыхания (легкие, ротовая и носовая полость) также связана с речью.

 

Третьей системой, с помощью которой строится речь, является артикуляционный аппарат, который состоит из активных артикуляционных органов — голосовых связок, языка, нижней челю­сти, губ, мягкого нёба. Одной из особенно­стей артикуляционных движений являются их скорость и быстрота пе­рехода от одной артикуляционной позиции к другой, влияющей на скорость речи. Но скорость речи зависит не только от этой особенно­сти. На нее влияют темперамент говорящего, его нервная система, сте­пень владения данной языковой системой (на иностранных языках мы говорим медленнее, чем на родном), привлекательность темы и осо­бенности интеллекта. Психологи считают, что между интеллектом и скоростью речи существует прямая зависимость. Выделяют три скоро­сти речи: медленную (4-5 звуков в секунду), среднюю (7-8 звуков) и высокую (10-11 звуков).

 

Скорость речи имеет важное значение для некоторых профессий (телефонистки, диспетчеры, комментаторы, дикторы). Поэтому при приеме на работу показатели скоро­сти речи имеют для этих профессий важное значение. Скорость речи можно тренировать с помощью чтения, ускоряя при этом темп и доводя его до уровня скороговорок. Фикса­ция результатов ускорения речи осуществляется с помощью особых приборов — изме­рителей темпоральных характеристик речи.

 

Перечисленные системы являются важными в речеобразовании, но ведущую, управляющую роль в организации речевого процесса играют мозговые механизмы, сосредоточенные в основном в левом полуша­рии головного мозга (речевом полушарии).

В результате различных болезней мозга возникают речевые расстройства — не­управляемое многословие; синдром Корсакова — забывание слов, наименований (харак­терен для алкоголиков, старческого слабоумия); резкое обеднение речи (характерно для умственных расстройств); алогичность, вычурность и претенциозность речи (так назы­ваемый ассоциативный бред, характерный для больных шизофренией).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.