КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции речи
Первая функци я —экспрессивная. Она проявляется в голосе и ритмической организации высказывания, отражает отношение индивида к событиям действительности, его оценку, эмоциональные состояния, личные особенности. В зависимости от этого в голосе выделяются такие параметры, как громкость, частотные изменения, темп дыхания, хрипы, сдавленность. Саморегулирование экспрессивной функции является профессионально важным качеством для дипломатов, педагогов, работников сферы обслуживания и работников аппарата управления на всех уровнях. Однако сказанное выше не означает поощрения однообразия речи по ее интонации. Чем богаче представлена в речи конкретного человека эмоциональная сфера, тем живее и ярче его речь.
Вторая функция — сигнификативная (англ. signify — обозначать). Она состоит в том, что общение между людьми возможно, если все они пользуются одними и теми же словесными знаками и вкладывают в них одинаковый смысл. Третья функция — интеллектуальная. Важными показателями действенности этой функции в речи человека являются: 1) умение точно, быстро и немногословно сформулировать и описать сложившуюся ситуацию; 2) передать в компактной форме свои соображения партнерам по коммуникации; 3) быстро уловить мысли собеседника в процессе диалога; 4) предугадать дальнейшее развитие речевой темы и мысленно приготовиться к выступлению (высказыванию) по этой теме; 5) быстро сориентироваться в литературе по интересующему вопросу (исследуемой теме) и сделать обобщающие выводы.
Особенно важное значение имеют проявления интеллектуальной функции в речи для работников умственного, творческого труда и для людей, взявших на себя функции управления и контроля. В. Цветов в своей книге «Пятнадцатый камень сада Реандзю» так описал подготовку менеджеров в Японии. Одно из самых трудных тренировочных заданий состоит в умении изложить свои ежедневные впечатления в течение срока обучения на листе бумаги, каждодневно уменьшающемся в формате. Причем, переход на следующий этап тренинга считается возможным только после строгой экспертной оценки выполнения предыдущего задания. Листок бумаги, предложенный в последний день тренинга, по формату был равен спичечному коробку.
Четвертая функция — коммуникативная. Она состоит из всех предшествующих, так как речь вообще имеет смысл только в реальном или воображаемом общении. Коммуникативная функция речи имеет особые проявления в зависимости от того, с кем общается человек: — если это люди одинакового с ним положения и возраста, то речевое общение, как правило, происходит в дружеском тоне; — если это люди по положению выше (начальники, преподаватели и т. д.), то общение должно быть официальным; — с людьми, которые зависят от вас по своему положению, общение должно соответствовать: ситуации (эмоционально-нейтральная, положительная, конфликтная); масштабам общения — от двух участников диалога до дискуссии со многими участниками; средствам общения (прямое или с помощью технических средств). В любом случае речевое общение будет эффективным, если в нем заинтересованы все участники общения.
Разнообразные функции речи влияют на виды речи. К видам речи относятся: внешняя и внутренняя; письменная и устная; активная (звучащая) и беззвучная (речь про себя). В зависимости от того, как сам субъект создает речевую продукцию, речь может быть: взволнованная и спокойная; выразительная и монотонная; быстрая и медленная; правильная (культурная) и неправильная (некультурная); интересная и скучная; официальная и дружеская; вежливая и нахальная; учтивая и бесцеремонная; тактичная и бестактная (циничная) и т. п. В речи очень ярко проявляется сам человек со своими особенностями (личностными, индивидуально-психологическими) и способами мышления, общения, интеллекта. Недаром древние греки придумали изречение: «заговори, чтобы я тебя увидел».
Каждому человеку, и особенно руководителю, необходимо воспитывать у себя навыки культурной речи. В своем трактате о красноречии Цицерон говорил о том, что культурная речь — это прежде всего правильная речь. Под правильностью понимается соответствие утвержденным в данном языке нормам произношения, правописания, каллиграфии, грамматики, семантики. К основным признакам культуры речи относится и точное использование словесных знаков. Если содержание словесного знака недостаточно хорошо знакомо говорящему, то следует заменить его другим, более знакомым, чтобы не выглядеть смешным в обществе эрудированных людей.
Речь должна быть логичной и последовательной. Если речь говорящего сумбурна, сбивчива, противоречива, нелогична, то это свидетельствует либо о неподготовленности субъекта и его плохой ориентации в проблеме (неосведомленности), либо о неуверенности в себе, плохом состоянии здоровья.
Процесс слушания и понимания звучащей речи является основой для развития всех видов речи. Этот процесс называется аудированием. Аудирование может быть частичным, неполным, удовлетворительным и отличным. Это зависит от следующих факторов: 1) степени знакомства с языковой системой; 2) интересности и важности темы; 3) наличия помех в окружающей среде; 4) индивидуально-психологических и личностных возможностей аудитора (слушателя); 5) развития у него важных для аудирования психических процессов (внимания, памяти).
Аудирование более напряженный и интеллектуальный процесс, чем чтение. При аудировании нужно быть более сосредоточенным, активным, выдерживать большие нагрузки на слуховую память и слуховое мышление. В некоторых учебных заведениях Англии в педагогических целях в учебные группы на аудирование попадают самые успевающие студенты, а все остальные обучаются с помощью учебной литературы.
Хороший слушатель всегда доброжелателен к говорящему (собеседнику), к содержанию его речи (а не к внешним ее проявлениям), умеющий понимать чужую точку зрения, активно поддерживающий говорящего выражением лица, мимикой, не перебивающий собеседника.
Внутренняя речь представляет собой особый вид речевой деятельности человека и выполняет специфические функции организации мышления, регуляции психики и поведения. Внутренняя речь — это речь-мысль, речь-внутренний диалог, составляющие основу речевого мышления человека и интеллектуального общения людей. В менеджменте особое значение придается жестовым языкам, относящимся к невербачъным средствам коммуникации. К невербальным коммуникациям относится также универсальное рисуночное письмо (пиктография). Рисунки-символы используются на международных встречах, фестивалях, спортивных играх для быстрой ориентации в учреждениях. Невербальные средства коммуникации относятся к межнациональным.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |