Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ведущая деятельность в ранней юности

Перед юношей встает задача самоопре деления, выбора своего жизненного пути как задача первостепенной жизненной важности. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития юноши, создавая у него своеобразную внутреннюю позицию. Это своеобразие заключается в том, что школьники старших классов – это люди, обращенные в будущее, и все настоящее выступает для них в свете этой основной направленности личности.

Учение в ранней юности рассматривается не как усвоение основ наук, а как знакомство с возможными областями профессиональной деятельности. Соответственно происходит разделение учебных интересов, более углубленное занятие одним предметом по сравнению с другим. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, которая имеет свои особенности:

1) более широкое создание учебных ситуаций, ярко выраженной направленностью на будущее;

2) целенаправленное и систематическое приобщение учащихся к самостоятельному преобразованию учебных задач.

Повышение интереса к учению в раннем юношеском возрасте связано с тем, что складывается новая мотивационная структура учения. Сами старшеклассники в первую очередь указывают на такие мотивы, как дальнейшее продолжение образования, убежденность в необходимости учения для своего развития, то есть ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными.

Высокое место в мотивационной структуре занимают такие широкие социальные мотивы, как стремление приносить пользу обществу, убежденность в практической значимости науки для общества. Сохраняют свою силу и мотивы, лежащие в самой учебной деятельности, интерес к содержанию и процессу учения.

Изменение ведущей деятельности, происходящее в раннем юношестве, носит радикальный характер: на смену общению со сверстниками приходит этап профессионального самоопределения, требующего такого уровня психической, духовной и гражданской зрелости, не обладая которым человек не может стать полноценным членом социума и его общественных институтов.

У старшеклассников встречается уже твердая установка при выборе профессии, хотя наблюдаются и колебания. Это происходит в том случае, когда несколько профессий нравятся одновременно, имеется конфликт между склонностями и способностями, между идеалом в выборе профессий и реальными перспективами. Учащийся желает поступить в вуз, а успеваемость низкая или, у учащегося интерес к одному, родители советуют другое, товарищи – третье.

Процесс выбора профессии предполагает высокую активность личности. Поскольку ситуация выбора профессии характеризуется многомерностью, для правильного (адекватного) выбора профессии юноше приходится проделать большую внутреннюю работу. Ему необходимо проанализировать свои ресурсы, требования избираемой профессии, осознать потенциальные несоответствия и оценить возможность или невозможность коррекции этих несоответствий.

Важную роль в выборе профессии играет профессиональная ориентация. Е. И. Головаха считает, что профессиональная ориентация учащихся должна быть органически увязана с их жизненными перспективами и ценностными ориентациями. Она не должна ограничиваться непосредственно профессиональной сферой, но всегда замыкаться на важнейшие жизненные цели молодежи.

Профессиональная ориентация – сложная психологическая проблемы. Она включает в себя знание особенностей личности и прежде всего способностей юноши, ориентируемого в выборе профессии. Формирование способностей необходимо вести с учетом индивидуального своеобразия личности, т.е. внутренних условий развития, наряду с учетом внешних условий (предметной и микро социальной среды).

Для формирования согласованной и реалистичной жизненной перспективы нужно знакомить юношей и девушек с конкретными примерами удачных и неудачных жизненных путей, связанных с выбором той или иной профессии. Особенно важно знание будущих условий труда, занимающих одну из ведущих позиций в системе юношеских требований к будущей профессии. В профориентационной работе важно учитывать не только рациональные моменты, связанные с определением жизненных целей и планов, но и эмоциональные особенности личности. В ранней юности для организации успешного самоопределения необходимо знакомить учащихся с психологической характеристикой профессий, т.е. с теми требованиями, которые предъявляются к вниманию, наблюдательности, мышлению, воле, характеру и другим психологическим особенностям человека той или иной профессии. Важно познакомить их и с тем, какие стороны личности формируются в той или иной деятельности.

В выборе профессии очень важна профессиональная консультация – это часть системы профессиональной ориентации, нацеленная на изучение способностей человека, выдачу ему рекомендаций относительно выбора профессии и корригирующее формирование требующихся, но недостаточно развитых способностей. Различают три этапа в профессиональной консультации: подготовительный, завершающий и уточняющий. Подготовительная профконсультация ведется в семье и в школе и преследует две цели: во-первых, изучить динамическую функциональную структуру личности учащегося и его способности; во-вторых, формировать недостаточно развитые свойства личности, ее интересы, способности и призвание в целом. Завершающая профессиональная консультация преследует цель помочь юноше выбрать дальнейший жизненный путь в соответствии с его способностями. Уточняющая профконсультация выходит за рамки задач общеобразовательной школы и осуществляется в профессионально-технических училищах.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная ситуация развития юношеского возраста | Основные новообразования в ранней юности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 6969; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.