КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЖКХ: его структура и его продукт
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО В ЭКОНОМИКЕ ГОРОДА Понятие об информационном и математическом обеспечении вычислительных систем Наряду с аппаратным и программным обеспечением средств вычислительной техники в некоторых случаях целесообразно рассматривать информационное обеспечение, под которым понимают совокупность программ и предварительно подготовленных данных, необходимых для работы этих программ. Рассмотрим, например, систему автоматической проверки орфографии в редактируемом тексте. Ее работа заключается в том, что лексические единицы исходного текста сравниваются с заранее заготовленным эталонным массивом данных (словарем). В данном случае для успешной работы системы необходимо иметь кроме аппаратного и программного обеспечения специальные наборы словарей, подключаемые извне. Это пример информационного обеспечения вычислительной техники. В специализированных компьютерных системах (бортовых компьютерах автомобилей, судов, ракет, самолетов, космических летательных аппаратов и т. п.) совокупность программного и информационного обеспечения называют математическим обеспечением. Как правило, оно «жестко» записывается в микросхемы ПЗУ и может быть изменено только путем замены ПЗУ или его перепрограммирования на специальном оборудовании.
Жилищно-коммунальное хозяйство - одна из важнейших сфер экономики народного хозяйства. Это, прежде всего, предоставление населению жилищных услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда и коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению, газоснабжению, электроснабжению. Это санитарное содержание города, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов, содержание и эксплуатация дорог, тротуаров, парков, скверов, мостов и других объектов внешнего благоустройства. Соответственно, основными видами деятельности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса являются: - техническое содержание и ремонт жилищного фонда; - обслуживание ~ ремонт лифтов; - водоснабжение и водоотведение; - теплоснабжение; - электроснабжение; -' газоснабжение; - вывоз и утилизация твердых бытовых отходов; - озеленение; - уборка улиц; - ремонт дорог и тротуаров; - ритуальные услуги; - содержание ливневок; - другие виды деятельности.
Предприятия и организации в зависимости от видов деятельности подразделяются: - на жилищные эксплуатационные организации - организaции любой формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, непосредственно оказывающие услуги по предоставлению в пользование жилья гражданам, осуществляющие обслуживание и ремонт общего имущества многоквартирного дома; - специализированные эксплуатационные организации организации любой формы собственности, организационно правовой формы и ведомственной принадлежности, которые выполняют ремонт (текущий и капитальный) и техническую эксплуатацию жилищного фонда, лифтов, мусоропроводов, сбор и вывоз бытовых отходов, обслуживание и уборку мест общего пользования жилых домов и придомовой территории по договорам с жилищными эксплуатационными организациями; - организации, предоставляющие коммунальные услуги населению, - организации любой формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющие электроснабжение, отопление, горячее водоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение (включая очистку сточных вод); . - организации любой формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, которые осуществляют электро-, газо-, тепло- и водоснабжение и водоотведение организациям жилищно-коммунального хозяйства; - многоотраслевые организации жилищно-коммунального хозяйства - организации любой формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющие обслуживание и ремонт (текущий и капитальный) общего имущества многоквартирного дома, обслуживание и уборку мест общего пользования жилых домов и придомовой территории, ремонт и эксплуатацию лифтов, мусоропроводов, сбор и вывоз бытовых отходов, а также предоставление всех, либо отдельных видов коммунальных услуг (электроснабжение, отопление и горячее водоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, включая очистку сточных вод). Предприятия жилищно-коммунального комплекса выступают в качестве подрядных организаций, обеспечивающих предоставление жилищно-коммунальных услуг и выполнение работ по благоустройству территорий города. Конечным результатом, деятельности ЖКХ является услуга. В узком смысле услуга представляет собой «способ выражения особой потребительской стоимости труда, поскольку она полезна не как вещь, а как деятельность». Как услуга она конкретизируется в виде работы, т. е. деятельности, направленной на вещь или на человека. Таким образом, основное свойство услуги: не изменять вещества природы, а создавать условия для осуществления производственного процесс а и нормальной жизнедеятельности человека. Услуга не создает потребительной стоимости в натурально-вещественной форме, а оказывает полезный эффект, который не существует как отличная от этого процесса вещь. При всем разнообразии все услуги имеют некоторые общие характеристики, которые отличают их от материального блага, а именно их неосязаемость. Это означает, что не всегда их можно продемонстрировать, видеть, транспортировать, хранить. Наконец, производство материального блага не приводит сразу к его потреблению. Услуга же сразу предполагает потребление. Услуга связана с потреблением материального блага, она следует за его использованием.
Высока степень изменчивости услуги. В отличие от материального блага, производство которого осуществляется в основном на индустриальной базе, стандартизировано, непостоянство и изменчивость качества услуги связаны с квалификацией, работника, отсутствием конкуренции, недостатками в развитии системы коммуникаций. Кто оказывает услуги, тот не может их потреблять. Данное свойство принципиально отличает услугу от вещи, которая может быть предназначена не только на продажу, т. е. для других, но и для удовлетворения потребностей производителя. С точки зрения затрат труда можно различать услуги материaльнoгo характера и чистые (не материальные). К материальныму слугам относятся те их виды, на производство (предоставление) которых затрачивается труд, направленный на осуществление, процессов обмена, распределения или потребления готовых продуктов, т. е. не создающий материальных благ, а выполняющий функции по доведению продуктов, созданных в процессе производства, до потребителей, по обслуживанию процесс а их потребления. Сюда включается деятельность коллективов предприятий транспорта, производственных отраслей бытового обслуживания населения и ряда других отраслей. Под чистыми (нематериальными) услугами можно понимать ту часть затрат труда, которая не принимает предметной формы. К ним относится деятельность работников учреждений здравоохранения, просвещения, культуры, непроизводственных подотраслей бытового обслуживания населения, а также органов государственного управления, общественных организаций, обороны и охраны, общественного порядка.
В основе теории воспроизводства совокупного общественного продукта в советской экономической науке лежало положение К. Маркса о двух подразделениях общественного производства, а именно: 1-ое - производящее средства производства, и 2-ое - выпускающее предметы потреблениия. Ставилась задача по оптимизации соотношения в темпах l-го и 2-го подразделения и создания условий для гармоничной реализация производственного продукта. Проблема воспроизводства совокупного общественного продукта - это проблема участия в этом производстве самой сферы услуг. Поэтому ни о каком экономическом управлении не может идти речь, если мы не научимся управлять сферой услуг. Необходимо признать, что история советской экономической науки, по существу, не знает больших монографических работ, посвященных изучению такой сферы деятельности, как ЖКХ. Несмотря на бесконечное тиражирование в печати идей основного экономического закона социализма не было исследований, которые как в политэкономическом, так и конкретно экономическом аспекте поднимали и разрешали. проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства. Акцент, как правило, делался на строительство, а не на эксплуатацию жилья, что считал ось делом второстепенным, само собой разумеющимся. Здесь также сказывалась идеологическая установка на прирост материального производства над сферой услуг.
Это нашло выражение в участившихся публикациях в периодической печати, а также в работах монографического характера по экономике города. Однако и здесь можно столкнуться с отсутствием системного политэкономического подхода к исследованию роли и значения жилищно-коммунального хозяйства. Что же представляет собой изучаемая нами область деятельности - жилищно-коммунальное хозяйство, которое оказывает разнообразные и многочисленные услуги населению нашей страны?. Перечень видов легальности и их содержание позволяет дифференцировать их на следующие группы. Bo-первых, это отрасли, которые непосредственно связаны с функционированием жилого объекта (водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение). Во-вторых, отрасли, обеспечивающие развитие инфраструктуры жилого района (озеленение населенных пунктов, дорожное строительство, уборка улиц, вывоз отходов). В-третьих, отрасли, которые связаны с удовлетворением потребностей населения в области быта (бани, прачечные и т. д.). Хотелось бы заметить, что каждый из видов деятельности, упомянутый в вышеприведенном перечне, представляет собой по существу определенные подотрасли, некоторые из которых по численности занятых здесь, стоимости основных фондов не уступают другим подотраслям сферы материального производства, особенно это относится к жилищному хозяйству, водоснабжению, тепло- и энергоснабжению, ремонту дорог. Жилищные услуги относятся к числу наиболее массовых услуг. Даже такие услуги, как в образовании и здравоохранении не могут быть сопоставимы по охвату населения этими услугами. Если в области образования эти услуги в большей степени связаны с лицами молодого возраста, в области здравоохранения - это услуги, которые оказываются эпизодически всем, а в наибольшей степени людям пожилого возраста, то в отношении жилищных услуг таких ограничений не сушествует. Это не означает, что население сполна получает весь набор услуг. Здесь надо учитывать, что представляет собой то жилье, которое подвергается эксплуатации (коммунальные квартиры, изолированные квартиры ит. д.), где находится жилье (село, город), возрастной ценз жилья(новое, старое - аварийное, ветхое), природно-климатические зоны, где обитает человек. Жилищная услуга как вид деятельности должна постоянно осуществляться, так как в противном случае будет нарушаться процесс воспроизводства физических и умственных потенций человека, группы людей, общества в целом.
Жилищные услуги отличаются от всех других услуг продолжительностью, постоянством. Это относится к таким услугам, как предоставление тепла, электричества, воды. Причем, эти услуги являются той основой, которая обеспечивает удовлетворение многочисленных потребностей людей. Как, получение электроэнергии дает возможность осветить в ночное время как сам жилой объект, так и территорию, где он находится. Электрическая энергия - условие функционирования различных видов бытовой техники, с помощью которой мы удовлетворяем свои материальные и духовные потре6.ности. В тоже время ее отсутствие в течение длительного времени может явиться причиной нестабильности в отдельных городах, реги.онах страны. Жилищная услуга, в отличие от материального продукта товара, - не подвержена воздействию физического износа, который возникает вследствие его использования или является. результатом воздействия природных сил. Услуга может оказать влияние на функционирование тех материальных продуктов, с эксплуатацией которых она связана, тем самым либо ускорить, либо замедлить их физический износ, но сама, будучи процессом труда, не может испытывать этот износ.
Если же говорить о моральном старении жилищной услуги, то здесь надо учитывать, что само развитие жилого объекта, насыщение его новыми техническими средствами вызывает к жизни появление совершенно новых услуг (охрана жилого объекта, автономные энергетическое системы и т. д.), прежде неизвестных. Происходит процесс замены старой услуги новыми или же видоизменение старой услуги. Это не может не отразиться на стоимости тех услуг, которые получает собственник жилья. Не менее похожим является вопрос определения полезности жилищной услуги. Здесь возникает задача двоякого рода. Во-первых,, речь идет об услуге, которая обеспечивает сохранность самого жилого объекта (его ремонт). Во-вторых, это услуги, которые дают возможность владельцу жилья эксплуатировать его(водо-, газо-, энергоснабжение и т. д.). Ремонт жилья предполагает выполнение разнообразных видов работ, начиная с нулевого цикла и кончая кровельными работами. Каждый вид этих работ может иметь качественную оценку. В последнее время частым стало употребление термина «евроремонт», т. е. проведение работ по передовым технологиям с использованием новых прогрессивных материалов, узлов конструкции.
Большая номенклатура работ затрудняет дать оценку ремонта объекта в целом, и, тем не менее, можно выделить два ориентира в про ведении оценочных работ: как ремонт способствовало граничению процесса физического старения жилого объекта и как он повлиял на замедление его морального старения. Весьма специфично определение качества многих услуг. Если говорить о, водоснабжении, то речь может идти о таких показателях, как напор водной струи, постоянство ее подачи, чистота воды. Можно найти показатель качества таких услуг, как газоснабжение, электроснабжение. В реальной жизни, учитывая массовость потребления жилищной услуги, не всегда возможно контролировать качество услуг. Это относится и к производителям, и потребителям услуг. Обеспечение такого контроля требует решения многих организационно-экономических, управленческих, технических задач. Потребители электроэн~ргии платят одинаково за потребленный киловатт при стабильном и прерывистом электроснабжении, хотя в случае последнего потребитель может нести довольно большие убытки вследствие невозможности эксплуатации бытовой техники. Более того, парадоксальна ситуация, когда население, оплачивая услуги по электричеству, не получает их в силу неуплаты этих услуг предприятиями, которые находятся в одной и той же зоне отключения, что и жилые районы. Компенсацию за имеющиеся потери в этом случае население не получает. Справедливости ради надо сказать, что в настоящее время ни предпри ятия ЖКХ, ни естественные монополисты в области электро-, газо-, водоснабжения не обладают ни экономическими, ни техническими возможностями решить эту задачу; Воспроизводство жилищных услуг предполагает воспроизводство как материальных условий, связанных с этим процессом, так и комплекса экономических отношений, связанных с этим видом деятельности. Ранее уже говорилось, что эти отношения обычно дифференцируют на отношения социально-экономические, организационно-экономические и управленческие. Применительно к сфере ЖКХ они могут рассматриваться по фазам - производство, распределение, обмен и потребление производимых услуг. Здесь, как и в других видах деятельности, основополагающее значение имеет форма собственности. Если рассматривать фазу производства услуг, то здесь мы должны говорить не только о многообразии форм собственности - государственной, частной и муниципальной, что даже не имело место, но и о все возрастающей роли частном собственности, частных предприятий, которые конкурируют между собой. Ранее такое положение не отмечалось, и приоритет был за государственной формой собственности. Это коренным образом изменяет ситуацию. Развитие ЖКХ становится во все большую зависимость от частного сектора. 'инвестиции в ЖКХ будут все больше связаны не с государственным, а с частным сектором.
Анализируя практику развития частного сектора в отраслях материального производства в ходе приватизации 90-х годов, следует постараться избавиться от тех ошибок, которые были сделаны тогда, а именно: передача государственного имущества, отсутствие экономико-правового механизма, обеспечивавшего повышение эффективности предприятий и организаций ЖКХ, соответствие интересов общественных и частных. Необходимость государственного управления этих процессов весьма актуальна, так как здесь затрагиваются интересы всего населения страны, значительная часть которого находится за чертой бедности. Обеспечение населения услугами зависит не только от самой сферы ЖКХ, но и от отраслей топливно-энергетического комплекса, которые из года в год повышают стоимость энергоносителей. На уровне городского хозяйства это требует разработки комплексных долгосрочных и среднесрочных программ экономии энергоресурсов с помощью внедрения энергосберегающих технологий на базе модернизации и реконструкции жилищного комплекса и его инфраструктуры. К сожалению, приходится признать, что мы стоим лишь в начале этого пути. Не менее актуальным является вопрос о формировании и развитии рынка жилищно-коммунальных услуг и тенденция его развития. Сегодня мы вынуждены констатировать, что развитие рыночных отношений привело к увеличению разрыва в технико-экономическом отношении между жилищным фондами инженерной инфраструктурой.
Развитие жилищного строительства в городах не подкрепляется количественными и качественными изменениями инженерной инфраструктуры. Элитное строительство в городах имеет не прочную основу в виде изношенных коммуникаций. Отсюда все, возрастающая необходимость подкрепить строительство нового жилья 'инвестициями в ЖКХ. Всякий рынок есть совокупность экономических отношений между производителями и потребителями, и рынок ЖКХ не является исключением. Здесь, как и на любом рынке, возникают отношения спроса и предложения услуг, в зависимости от чего формируется и цена услуги. Степень развития ЖКХ зависит от того, что представляет собой город. Относится ли он к числу мегаполисов, средних, малых городов. Как показывает ознакомление с состоянием ЖКХ, в городах России имеются существенные различия не только в этом плане, но и по отдельным регионам страны. Это касается не только значительно отдаленных от центра регионов' (Дальний Восток), но и ближайших, где имеется большая задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги. Объем этих неплатежей настолько высок, что рассчитывать на его покрытие не приходится, и было бы более реальным списать эту задолженность.. Улучшение положения в ЖКХ во многом зависит от состояния градообразующих промышленных предприятий, которые бы не только обеспечивали занятость населения, а значит, способствовали формированию его доходов, что важно в условиях развития рынка жилищно-коммунальных услуг, но и обеспечивали бы эксплуатацию и ремонт жилищного фонда. В настqящее время в проводимой правительством реформе ЖКХ на это, не обращают внимание.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |