Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформирование жипищно-коммунапьного хозяйства

Необходимость реформирования ЖКХ былa обусловлена ря­дом обстоятельств. В 80-е годы стала очевидной невозможность государственной поддержки этого объемного комплекса по раз­мерам основных фондов, используемых энергетических и иных ресурсов; задействованных здесь работников. Возможности фи­нансирования со стороны государства не только не позволяли обновлять материально-техническую базу ЖКХ, но и не способ­ствовали поддержанию основных фондов на таком уровне, кото­рый бы обеспечивал удовлетворение жилищных услуг населения. Все это совпало с резким ухудшением во второй половине 80-х годов общей экономической ситуации в стране.

Для ЖКХ это выразилось в постепенном наступлении кри­зиса отраслей, входивших в него. Это привело и к обострению социальной ситуации. Приватизация привела к изменению со­циально-экономической системы в стране в целом и подхода к развитию ЖКХ в частности.

Осуществление реформ в ЖКХ в городе напрямую зависит от развития такой формы собственности, которая получила назва­ние «товарищество собственников жилья». По существу, это одна из разновидностей кооперативной собственности, возникшая в связи с изменившимися социально-экономическими условиями эксплуатации жилого фонда. Она позволяет наполнить реаль­ным содержанием рыночные отношения, которые возникают между производителями услуг, а в перспективе это будут част­ные предприятия, конкурирующие между собой, и потребители услуг, но уже не физические лица, а как юридические лица, что бесспорно повысит ответственность и самих производительных услуг за их срочность и качество. Относительная новизна в эко­номической практике этой формы кооперации и значимость ее заставляет подробно осветить некоторые вопросы ее образовании и дальнейшего развития..

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги соединяют в себе вопросы экономического и социального характера. Если говорить об экономическом аспекте, то речь идет о том, чтобы с их помощью можно было бы обеспечить определенную окупаемость тех затрат, которые имеют предприятия ЖКХ, которые вынуж­дены постоянно обеспечивать население города необходимыми услугами и одновременно заботиться о ремонте, модернизации материально-технической базы своих предприятий. Однако воз­можности решения этой проблемы за счет только тарифов натал­кивaютcя на ограниченный платежеспособный опрос населения, значительная часть которого живет за чертой бедности. К этому следует прибавить наличие большой армии пенсионеров, инва­.лидов, которые особенно остро пере носят проблемы оплаты за жилищно-коммунальные услуги. Это заставляет весьма внима­тельно отнестись к формированию тарифной политики и реа­лизации ее на местах.

 

Первым законодательным актом, определяющим стратегию реформирования ЖИЛИЩНО-коммунального хозяйства в пере­ходный период к развитию рыночных отношений, стал Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», принятый В декабре 1992 года. Закон кардинально изменил взаимоотношения между государством и гражданином в сфере ЖКХ. Закон предусматривал поэтапный переход на пол­ную оплату жилья и коммунальных услуг потребителями в тече­ние достаточно короткого периода времени - пяти лет.

В развитие Закона правительство в сентябре 1993 года при­нимает Постановление «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления граж­данам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммуналь­ных услуг». Постановлением утверждены сроки поэтапного пере­хода на новую систему оплаты жилья и коммунальныx услуг на период с 1994 по 1998 годы. При этом предельный уровень пла­тежей граждан (в процентах к затратам на содержание. и ремонт жилья и коммунальные услуги) должен был ежегодно увеличи­ваться на 20% и в 1998 году достичь уровня 100% оплаты насе­лением жилья и коммунальных услуг, то есть полного погашения населением затрат на содержание и ремонт жилья и предостав­ление коммунальных услуг.

 

Таким образом, 1994 год стал отправной точкой в поэтапном переходе на полную оплату жилья и коммунальных услуг населе­нием с предоставлением адресной дотации конкретному человеку в виде жилищной субсидии. Повсеместно в городах принимались постановления органов местного самоуправления по поэтапному, переходу на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. Это был сложный период. Обвальный рост цен на энергоресурсы, спад производства, массовая передача ведомственного жилищ­ного фонда в муниципальную собственность способствовали сни­жению реальных доходов населения. Так, в 1995 году реальные доходы населения снизились на 13 %, в связи с чем рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги оказался особенно болезнен­ным. Финансирование предприятий жилищно-коммунального хозяйства осуществлял ось по остаточному принципу. Неплатежи населения, с одной стороны, и недофинансирование из бюджета, с другой стороны, ставили предприятия жилищно-коммуналь­ного хозяйства в крайне сложные условия, что безусловно сказывалось на качестве выполняемых работ.

Сложившаяся ситуация требовала изменения условий пе­рехода предприятий жилищно-коммунального хозяйства на самоокупаемость и установления тарифов на ЖИЛИllIНО-комму­нальные услуги с учетом реальных доходов граждан и качества предоставляемых услуг.

Возникла неоБХОДИМQСТЬ внести коррективы в процесс ре­формирования жилищно-коммунального хозяйства, про водитьего не стихийно, а целенаправленно. И такие коррективы были внесены.

В апреле 1997 года Указом Президента Российской Федерации «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в РQССИЙСКОЙ Федерации» была одобрена Концепция реформы Жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Концепцией дана оценка реальному состоянию жилищно­-коммунального хозяйства, определены причины кризиса и от­мечено, что единственным способом его преодоления должно стать изменение системы финансирования, то есть переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно­коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания.

В Концепции определены основные цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства:

- обеспечение условий проживания, отвечающих стандар­там качества;

- снижение издержек производителей услуг и, cooтвет ственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;

- смягчение для населения процесс а реформирования си­стемы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

 

Основными способами достижения этих целей являются:

- совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;

- переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности вли­ять на объем и качество потребляемых услуг, преимуще­ственно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и eго обслуживание, обе­спечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием и выполняющих проектно-строительные работы;

- совершенствование системы оплаты жилья и коммуналь­ных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциа­ция оплаты в зависимости от качества и место положения жилья;

- совершенствование системы социальной защиты насе­ления, упорядочение существующей системы льгот, уси­ление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.

Концепцией предусмотрен поэтапный переход на полную оплату жилья и коммунальных услут на период 1997-2003 годы. При этом доля платежей населения в покрытии затрат на все виды жилищно- коммунальных услуг на первом этапе (19.97 -1998 годы) должна была возрасти с 35 до 50 % и на 1 О % ежегодно на втором и третьем этапах (1999-2000 годы, 2001-2003 годы).

Для решения задач по реформированию жилищно-комму­нального хозяйства в Российской Федерации повсеместно соз­даются специальные структуры: комитеты по реформированию, департаменты ЖКХ, службы заказчика, центры субсидий, управ­ляющие компании и т. д. Органами исполнительной власти субъ­ектов Федерации и органами местного самоуправления прини­маются программы реформирования жилищно- коммунального хозяйства.

Таким образом, с принятием Концепции реформа жилищно-­коммунального хозяйства становится управляемой и контроли­руемой.

 

И тем не менее, социально-экономическая ситуация не позволила завершить переход к бездотационному функционирова­нию жилищно-коммунальной сферы к намеченному сроку -. 2003 году.

В период экономического спада производства существо­вала система зачетов, бартерные сделки, что зачастую вело к необоснованным затратам и росту задолженности. Население при регулярных задержках выплаты заработной платы, посо­бий,. пенсий не имело возможности своевременцо оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Наполняемость бюджетов не позволяла своевременно финансировать жилищно- коммуналь­ный комплекс.

Возрастала задолженность предприятий и организаций по на­логам и сборам, что отрицательно сказывалось на наполняемости бюджетов. В итоге жилищно-коммунальный комплекс не полу­чал финансирование из бюджетов в полном объеме.

В 2000 году недофинансирование ЖИЛИЩН0-КОММУНального хозяйства составило более 20 % объема необходимых средств. Проблема усугубилась огpOMHbIM объемом,накопленной задол­женности в жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся, в первую очередь, в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Задолженность в жилищно-комму­нальном хозяйстве явилась источником цепочки неплатежей, которая охватила практически все отрасли экономики.

Для решения возникших проблем и в обеспечение перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-ком­мунальнoго комплекса в ноябре 2001 года Постановлением Пра­вительства Российской Федерации утверждена «Подпрограмма«Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерацию> федеральной целевой про­граммы «Жилище» на 2002-2010 годы».

 

Основными целями подпрограммы являются: повышение эф­фективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшение качества услуг с одновременным унижением затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Достижение основных целей подпрограммы обеспечит, начи­нaя с 2011 года, возможность устойчивого развития жилищно-­коммунального комплекса без ИСПОJIьзования программныx ме­тодов управления на федеральном уровне.

Основными задачами подпрограммы являются:.

- финансовое оздоровление жилищно-коммунальных пред­приятий путем реструктуризации и ликвидации их задолженно­сти и доведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей до экономически обоснован­нoгo УРQВНЯ, жесткого соблюдения установленных стандартов оплаты услуг населением, перехода от дотирования жилищно-­коммунальных предприятий и предоставления категориальных ьгот к субсидированию малообеспеченных семей, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов;

- снижение издержек и повышение качества и доступности жилищно- коммунальных услуг, формирование инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса путем развития конкуренции в сфере предоставления жилищных услуг, создания взаимосвязанных процедур тарифного регулирования коммунальных предприятий и естественных монополистов ­. предприятий топливно-энергетического комплекса;

- обеспечение государственной поддержки процесса модер­низации ЖИЛИЩJЮ- коммунального комплекса на основе совре­менных технологий и материалов путем предоставления бюд­жетных средств и государственных гарантий по привлекаемыми нвестициям.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЖКХ: его структура и его продукт | Управление. ЖКХ в условиях реформирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.