КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление. ЖКХ в условиях реформирования
Система управления жилищно-коммунальным хозяйством города состоит из следующих звеньев: - собственник жилищного фонда (муниципалитет, ведомство, частная фирма, товарищество, кооператив и т. д.); - заказчики жилищно- коммунальных услуг – управляющие организации (служба заказчика, дирекция, управляющая компания и т. д.); - ПОДРЯдчики - ПОДРЯдные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг (предприятия жилищно-коммунального комплекса всех форм собственности - ЖЭУ, ЖРЭУ, МПП ЖКХ, Водоканал, Теплосеть, Лифтремонт, комбинаты по благоустройству и другие); - потребители услуг - владельцы, наниматели и арендаторы жилых помещений, товарищества собственников жилья и другие организации, получающие жилищно-коммунальные услуги в соответствии с заключенными договорами.
Разделение функций заказчика и ПОДРЯдчика как субъектов рыночных отношений является ключевым вопросом для реального развития конкуренции в муниципальном жилищном хозяйстве. Совершенствование управления жилищным фондом должно про водиться путем введения различных схем управления содержанием и эксплуатацией жилья. Для муниципального жилья, в зависимости от его размеров (численности), управление может осуществляться: - администрацией самостоятельно; - администрацией через службу заказчика; - администрацией через управляющую компанию; - через товарищества собственников жилья - ТСЖ (само управление). Для приватизированного жилья, частного жилья управление эксплуатацией и содержанием жилья могут осуществлять: - муниципальные предприятия (учреждения) с функциями служб заказчика; - товарищества собственников жилья; - частные фирмы., Службы заказчика могут быть организованы как: - муниципальное унитарное предприятие – управляющая компания;. - муниципальное учреждение. Муниципальное унитарное предприятие для осуществления своей деятельности должно быть заинтересовано в расширении объема обслуживания жилищного фонда и объектов ЖКХ муниципальной и государственной собственности, товариществ собственников жилья, в выборе самого эффективного подрядчика для выполнения работ и предоставления услуг, в системе эффективного контроля за деятельностью подрядных организаций. Организация муниципального учреждения - более простая форма управления, но при 'этом учреждение финансируется за счет средств бюджета и экономически не заинтересовано в решении вышеперечисленных задач.
Деятельность службы заказчика направлена на предоставление жилищно-коммунальных услуг, и затраты на ее содержание должны входить в их стоимость и учитываться в договорах с предприятиями, организациями, предоставляющими эти услуги. Практика показывает, что удорожание стоимости услуг при таком способе содержания службы заказчика не превышает 3-5 % затрат на их производство. Кроме того, деятельность службы заказчика может частично финансироваться за счет средств местного бюджета (смешанное финансирование). Выбор формы организации и финансирования службы заказчика осуществляется местной администрацией. Службы заказчика должны обеспечивать: - проведение технических осмотров зданий и других объектов муниципальной собственности, составление планов текущего и капитального ремонта, реконструкции зданий, сооружений и инженерных коммуникаций; - подготовку и проведение конкурсов на обслуживание жилищного фонда, на выполнение капитального ремонта; - заключение договоров с подрядными организациями, предприятиями - поставщиками коммунальных услуг; - осуществление систематического контроля и оценку со ответствия качества предоставляемых услуг, выполняемых работ уровню, предусмотренному в договоре; - оплату услуг, предоставляемых предприятиями ЖКХ, в со ответствии с заключенными договорами и с учетом штрафных санкций; - учет 'и проверку выполнения договоров найма и аренды жилых и нежилых помещений; - разработку предложений по эффективному использова нию нежилых помещений и земельных участков с целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов для ремонта и содержания жилищного фонда; - сбор установленных платежей с населения за жилье и коммyнaльныe УСЛУГИ, предоставление льгот и жилищных субсидий отдельным категориям граждан; - представление интересов собственника по его поручению в государственных и других учреждениях, а также в товариществах собственников жилья.
Подрядная организация должна' обеспечивать своевременное и качественное выполнение работ, оговоренных в договоре подряда. Подрядные организации освобождаются от несвойственных им регистраци;онно-учетных функций, паспортно-учетной работы, сбора платежей с населения за жилье и коммунальные услуги, оформления льгот и субсидий и от других форм социального обслуживания населения. Функции управляющей компании могут выполняться субъектом любой организационно-правовой формы и быть предметом заинтересованности, в том числе, и для частного капитала(со становлением в этом секторе экономики реальных договорных взаимоотношений). Организация профессионального управления жилищным фондом обеспечит в среднесрочной перспективе улучшение состояния жилищного фонда, а в долгосрочной перспективе уменьшение стоимости жилищно-коммунальных услуг. Представляется целесообразным отказаться от существующей в некоторых городах Российской Федерации практики введения системы прямых платежей за коммунальные услуги ресурсоснабжающим предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, поскольку такой порядок платежей никогда не позволитреализовать инвестиционный потенциал ресурсосбережения в жилищном фонде. Создание равных условий для при влечения к управлению муниципальным жилищным фондом организаций разной формы собственности требует принятия на муниципальном уровне определенных правовых решений. В настоящее время, как правило, муниципальный жилищный фонд закреплен за муниципальными унитарными предприятиями в хозяйственном ведении или за муниципальными учреждениями в оперативном управлении. Договорные отношения между организациями такой право вой формы и муниципалитетом в этом случае необязательны. Жилищный фонд находится на балансе указанных организаций, причем как муниципальная, так и приватИ,зированная доля общего имущества собственников жилых помещений.
Привлечение частного бизнеса к управлению муниципальным жилищным фондом исключает такую форму правоотношений. Для того, чтобы организации разной формы собственности имели равные возможности для управления муниципальным жилищным фондом, существующие правоотношения должны быть изменены. Муниципалитет как собственник жилищного фонда(его части в виде неприватизированных квартир) должен заключать с управляющей компанией договор на управление жилищным фондом в форме договора возмездного оказания услуг. Аналогичные договоры на управление жилищным фондом заключают другие собственники жилья в данном многоквартирном доме. Доля муниципалитета в жилищном фонде находится на балансе у специализированной муниципальной службы (управление жилищно-коммунального хозяйства и т. п.) или В городской казне. Управляющая организация учитывает переданный ей в управление жилищный фонд на балансе и информирует соответствующие службы органов местного самоуправления об изменениях баланса.. Проведение конкурсного отбора подрядчиков для обслуживания жилья и проведения капитального ремонта обеспечивает повышение эффективности использования финансовых ресурсов. Целесообразно также проведение конкурсов на выполнение специализированных работ (обслуживание лифтового хозяйства, вывоз мусора, установка и обслуживание счетчиков тепла, воды и др.).
Внедрение основанных на развитии конкуренции принципов управления жилищным фондом и предоставления жилищно-коммунальных услуг создает предпосылки для приватизации муниципальных жилищных предприятий. Первым этапом приватизации должно стать акционирование. Развитие конкуренции в сфере управления жилищным фондом окажет существенное влияние на внедрение альтернативных новых технологий в сфере тепло- и электроснабжения, позволяющих осуществлять обслуживание относительно небольших групп потребителей. Это будет способствовать развитию конкуренции в сфере энергоснабжения. Управляющая компания будет иметь возможность рассматривать альтернативные варианты - создать собственный локальный источник энергоснабжения или воспользоваться услугами системы централизованного энергоснабжения. Специализация расчетно-кассовых центров должна заключаться в оперативном ежемесячном расчете платежей населения в зависимости от реального потребления жилищно-коммунальных услуг. Это предполагает наличие специализированной информационно-вычислительной базы. Поэтому в городах, где существуют несколько управляющих компаний, функции по I проведению расчетов по платежам населения целесообразно передавать на условиях подрядного договора специализированным расчетно-кассовым центрам, которые собирают всю информацию по платежам, осуществляемым потребителями предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, в муниципальных образованиях, где управление муниципальным жилищным фондом осуществляет одна управляющая компания, расчетно-кассовый центр может создаваться как структурное подразделение этой компании.
Реформа собственности в жилищном хозяйстве должна при вести к развитию конкуренции в двух направлениях: - конкуренция в сфере управления. недвижимостью за по лучение заказа от соБС1'венника на управление жилищным фондом; - конкуренция подрядных организаций за получение за каза на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей компании. Импульсом для развития конкуренции в этих направлениях должно служить формирование многообразия объединений собственников жилья.. . Создание товариществ собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является на сегодняшний день одним из эффективных способов защиты прав собственников жилья и организации управления многоквартирным жилым домом с разными собственниками отдельных помещений.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |