Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление. ЖКХ в условиях реформирования

Система управления жилищно-коммунальным хозяйством города состоит из следующих звеньев:

- собственник жилищного фонда (муниципалитет, ведом­ство, частная фирма, товарищество, кооператив и т. д.);

- заказчики жилищно- коммунальных услуг – управляющие организации (служба заказчика, дирекция, управляющая компания и т. д.);

- ПОДРЯдчики - ПОДРЯдные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг (предпри­ятия жилищно-коммунального комплекса всех форм соб­ственности - ЖЭУ, ЖРЭУ, МПП ЖКХ, Водоканал, Те­плосеть, Лифтремонт, комбинаты по благоустройству и другие);

- потребители услуг - владельцы, наниматели и арендаторы жилых помещений, товарищества собственников жилья и другие организации, получающие жилищно-коммуналь­ные услуги в соответствии с заключенными договорами.

 

Разделение функций заказчика и ПОДРЯдчика как субъектов рыночных отношений является ключевым вопросом для реаль­ного развития конкуренции в муниципальном жилищном хо­зяйстве.

Совершенствование управления жилищным фондом должно про водиться путем введения различных схем управления содер­жанием и эксплуатацией жилья.

Для муниципального жилья, в зависимости от его размеров (численности), управление может осуществляться:

- администрацией самостоятельно;

- администрацией через службу заказчика;

- администрацией через управляющую компанию;

- через товарищества собственников жилья - ТСЖ (само­ управление).

Для приватизированного жилья, частного жилья управление эксплуатацией и содержанием жилья могут осуществлять:

- муниципальные предприятия (учреждения) с функциями служб заказчика;

- товарищества собственников жилья;

- частные фирмы.,

Службы заказчика могут быть организованы как:

- муниципальное унитарное предприятие – управляющая компания;.

- муниципальное учреждение.

Муниципальное унитарное предприятие для осуществления своей деятельности должно быть заинтересовано в расширении объема обслуживания жилищного фонда и объектов ЖКХ муниципальной и государственной собственности, товариществ собственников жилья, в выборе самого эффективного подряд­чика для выполнения работ и предоставления услуг, в системе эффективного контроля за деятельностью подрядных органи­заций.

Организация муниципального учреждения - более простая форма управления, но при 'этом учреждение финансируется за счет средств бюджета и экономически не заинтересовано в ре­шении вышеперечисленных задач.

 

Деятельность службы заказчика направлена на предоставле­ние жилищно-коммунальных услуг, и затраты на ее содержание должны входить в их стоимость и учитываться в договорах с пред­приятиями, организациями, предоставляющими эти услуги.

Практика показывает, что удорожание стоимости услуг при таком способе содержания службы заказчика не превышает 3-5 % затрат на их производство.

Кроме того, деятельность службы заказчика может частично финансироваться за счет средств местного бюджета (смешанное финансирование).

Выбор формы организации и финансирования службы заказ­чика осуществляется местной администрацией.

Службы заказчика должны обеспечивать:

- проведение технических осмотров зданий и других объ­ектов муниципальной собственности, составление планов текущего и капитального ремонта, реконструкции зданий, сооружений и инженерных коммуникаций;

- подготовку и проведение конкурсов на обслуживание жи­лищного фонда, на выполнение капитального ремонта;

- заключение договоров с подрядными организациями, предприятиями - поставщиками коммунальных услуг;

- осуществление систематического контроля и оценку со­ ответствия качества предоставляемых услуг, выполняемых работ уровню, предусмотренному в договоре;

- оплату услуг, предоставляемых предприятиями ЖКХ, в со­ ответствии с заключенными договорами и с учетом штраф­ных санкций;

- учет 'и проверку выполнения договоров найма и аренды жилых и нежилых помещений;

- разработку предложений по эффективному использова­ нию нежилых помещений и земельных участков с целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов для ремонта и содержания жилищного фонда;

- сбор установленных платежей с населения за жилье и ком­мyнaльныe УСЛУГИ, предоставление льгот и жилищных суб­сидий отдельным категориям граждан;

- представление интересов собственника по его поручению в государственных и других учреждениях, а также в това­риществах собственников жилья.

 

Подрядная организация должна' обеспечивать своевремен­ное и качественное выполнение работ, оговоренных в договоре подряда.

Подрядные организации освобождаются от несвойственных им регистраци;онно-учетных функций, паспортно-учетной ра­боты, сбора платежей с населения за жилье и коммунальные услуги, оформления льгот и субсидий и от других форм соци­ального обслуживания населения.

Функции управляющей компании могут выполняться субъ­ектом любой организационно-правовой формы и быть предме­том заинтересованности, в том числе, и для частного капитала(со становлением в этом секторе экономики реальных договор­ных взаимоотношений).

Организация профессионального управления жилищным фондом обеспечит в среднесрочной перспективе улучшение состояния жилищного фонда, а в долгосрочной перспективе ­уменьшение стоимости жилищно-коммунальных услуг. Пред­ставляется целесообразным отказаться от существующей в не­которых городах Российской Федерации практики введения системы прямых платежей за коммунальные услуги ресурсо­снабжающим предприятиям жилищно-коммунального хозяй­ства, поскольку такой порядок платежей никогда не позволитреализовать инвестиционный потенциал ресурсосбережения в жилищном фонде.

Создание равных условий для при влечения к управлению му­ниципальным жилищным фондом организаций разной формы собственности требует принятия на муниципальном уровне определенных правовых решений. В настоящее время, как правило, муниципальный жилищный фонд закреплен за му­ниципальными унитарными предприятиями в хозяйственном ведении или за муниципальными учреждениями в оператив­ном управлении. Договорные отношения между организаци­ями такой право вой формы и муниципалитетом в этом случае необязательны. Жилищный фонд находится на балансе ука­занных организаций, причем как муниципальная, так и при­ватИ,зированная доля общего имущества собственников жилых помещений.

 

Привлечение частного бизнеса к управлению муниципаль­ным жилищным фондом исключает такую форму правоотноше­ний. Для того, чтобы организации разной формы собственности имели равные возможности для управления муниципальным жи­лищным фондом, существующие правоотношения должны быть изменены. Муниципалитет как собственник жилищного фонда(его части в виде неприватизированных квартир) должен за­ключать с управляющей компанией договор на управление жи­лищным фондом в форме договора возмездного оказания услуг. Аналогичные договоры на управление жилищным фондом за­ключают другие собственники жилья в данном многоквартирном доме. Доля муниципалитета в жилищном фонде находится на балансе у специализированной муниципальной службы (управ­ление жилищно-коммунального хозяйства и т. п.) или В город­ской казне. Управляющая организация учитывает переданный ей в управление жилищный фонд на балансе и информирует соот­ветствующие службы органов местного самоуправления об из­менениях баланса..

Проведение конкурсного отбора подрядчиков для обслужива­ния жилья и проведения капитального ремонта обеспечивает по­вышение эффективности использования финансовых ресурсов.

Целесообразно также проведение конкурсов на выполнение специализированных работ (обслуживание лифтового хозяйства, вывоз мусора, установка и обслуживание счетчиков тепла, воды и др.).

 

Внедрение основанных на развитии конкуренции прин­ципов управления жилищным фондом и предоставления жи­лищно-коммунальных услуг создает предпосылки для привати­зации муниципальных жилищных предприятий. Первым этапом приватизации должно стать акционирование.

Развитие конкуренции в сфере управления жилищным фон­дом окажет существенное влияние на внедрение альтернативных новых технологий в сфере тепло- и электроснабжения, позво­ляющих осуществлять обслуживание относительно небольших групп потребителей. Это будет способствовать развитию кон­куренции в сфере энергоснабжения. Управляющая компания будет иметь возможность рассматривать альтернативные вари­анты - создать собственный локальный источник энергоснаб­жения или воспользоваться услугами системы централизован­ного энергоснабжения.

Специализация расчетно-кассовых центров должна заклю­чаться в оперативном ежемесячном расчете платежей населе­ния в зависимости от реального потребления жилищно-комму­нальных услуг. Это предполагает наличие специализированной информационно-вычислительной базы. Поэтому в городах, где существуют несколько управляющих компаний, функции по I проведению расчетов по платежам населения целесообразно передавать на условиях подрядного договора специализирован­ным расчетно-кассовым центрам, которые собирают всю инфор­мацию по платежам, осуществляемым потребителями предпри­ятиям жилищно-коммунального хозяйства, в муниципальных образованиях, где управление муниципальным жилищным фон­дом осуществляет одна управляющая компания, расчетно-кас­совый центр может создаваться как структурное подразделение этой компании.

 

Реформа собственности в жилищном хозяйстве должна при­ вести к развитию конкуренции в двух направлениях:

- конкуренция в сфере управления. недвижимостью за по­ лучение заказа от соБС1'венника на управление жилищным фондом;

- конкуренция подрядных организаций за получение за­ каза на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей компании.

Импульсом для развития конкуренции в этих направлениях должно служить формирование многообразия объединений соб­ственников жилья..

. Создание товариществ собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является на сегодняшний день одним из эф­фективных способов защиты прав собственников жилья и орга­низации управления многоквартирным жилым домом с разными собственниками отдельных помещений.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Реформирование жипищно-коммунапьного хозяйства | Товарищество собственников жилья
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.