КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы оценки экономической эффективности управления качеством
А) Оценка экономической эффективности мероприятий по улучшению качества на основе анализа динамики затрат на качество
Учет и анализ затрат на качество позволяет определить эффективность различных мероприятий по улучшению качества на основе принципа: увеличение превентивных затрат снижает потери от брака и затраты на оценку и ведет к сокращению затрат на обеспечение качества продукции (рис.1,2).
Рисунок 1 - Эффективность затрат на качество Затраты Предупредительные затраты Затраты на контроль Издержки на несоответствия Время, год Рисунок 2 - Ход снижения затрат на качество. Рисунок 2 показывает, что относительно небольшие и эффективные затраты на предупреждение несоответствий должны привести к значительному уменьшению затрат на исправление брака (несоответствия), на контроль и сокращению общих затрат производителя, включающих затраты на обеспечение качества продукции. Таким образом, подтверждается главная цель функционирования системы качества - способствовать предупреждению возможных дефектов и отклонений от установленных требований и обеспечивать качество. Появляется возможность научного обоснования снижения затрат на производство и реализацию продукции. Оценка эффективности работ по улучшению качества требует подсчета коэффициента возврата инвестиций, вложенных в улучшение процесса. Чем эффективнее мероприятие, тем меньше его срок окупаемости. С точки зрения управления затратами, при увеличении инвестиций на предупреждение дефектов должны снижаться затраты на брак, а они в свою очередь должны уменьшать затраты на оценку и контроль, которые возвращают (окупают) вложенные средства: Где: - изменение (уменьшение) затрат на оценку и на.допущенные дефекты. ΔЗпред - изменение предупредительных затрат (инвестиции в улучшение качества). Таким образом можно рассчитать один из показателей эффективности инвестиций в улучшение качества - срок их окупаемости по формуле: Б) Оценка эффективности системы качества методом экспертной оценки Основными структурными элементами системы качества являются специальные функции управления качеством. Каждая из них важна сама по себе, но только в совокупности они создают необходимые условия для успешной деятельности предприятия по улучшению качества выпускаемой продукции. Чтобы действующая или проектируемая в организации система отвечала требованиям стандартов ИСО, необходимо всесторонне и тщательно проанализировать механизм управления качеством, причем поэлементно. Это позволит наиболее точно определить: какие функции в управлении отсутствуют, с какой полнотой задействованы существующие, что необходимо сделать для более эффективного функционирования системы. Задачи оценки следующие: - выявить слабо функционирующие отдельные элементы системы; - оценить функционирование системы в целом; - выработать необходимые мероприятия по дальнейшему совершенствованию системы контроля качества. Метод экспертной оценки предусматривает применение количественной оценки эффективности функционирования системы с помощью коэффициента эффективности - Кс. Коэффициент эффективности Кс представляет собой среднестатистическую количественную оценку соблюдения всех специальных функций управления качеством и определяется по формуле: n Кс = (∑ Кфi) / n, i=1 где n - число функций управления качеством; Кфi - коэффициент эффективности (степень выполнения) i -й функции. n Кфi = (∑ Рфi) / N·A, i=1 Где: Рфi - оценка (степень выполнения) функционирования i -й функции, выставленная одним экспертом (аудитором); А - максимально допустимая оценка функции в баллах (А =10); N - число экспертов. Кс может иметь значения в пределах от нуля (все функции не выполняются) до единицы (все функции полностью выполняются). 0< Кс < 1 Полученные значения коэффициентов сравниваются с предлагаемой шкалой оценки эффективности в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1- Шкала оценки эффективности системы качества
Оценка «хорошо» показывает, что система (функция) функционирует нормально, успешно обеспечивает (количественно и качественно) выполнение работ. При оценке: «приемлемо» - обеспечивает выполнение нормативных требований качества продукции, но отдельные элементы системы требуют доработки; «предел» - работает со срывом и не позволяет обеспечивать выполнения задач по качественному производству продукции; «неприемлемо» - не решает поставленных задач по качеству, требуются полный пересмотр ее функционирования и разработка системы фактически заново. Рабочим документом, в котором фиксируются и обрабатываются результаты оценки эффективности, является карта экспертной оценки эффективности функционирования системы качества. В организации создается группа экспертов из пяти-десяти специалистов ведущих подразделений. Каждый эксперт должен работать самостоятельно, выставляя оценки-баллы в карту, при необходимости он может запрашивать дополнительные данные у руководителей соответствующих подразделений. Пример заполнения карты приведен в таблице 2. Оценка эффективности функционирования системы качества может проводиться раз в полгода, но не реже одного раза в год.
Таблица 2 - Карта экспертной оценки эффективности функционирования СМК
Обработанные и систематизированные данные анализируют и намечают мероприятия по совершенствованию системы. По значениям коэффициентов определяют ее работоспособность в целом и отдельных функций управления качеством. На основе анализа выявляют причины слабого функционирования отдельных функций, например: - недостаточно полно разработана документация; - низкая степень использования нормативных документов, касающихся системы, различными подразделениями; - слабое использование принципов механизма управления и специальных функций управления качеством; - несоответствие организационно-штатной структуры сложившимся условиям, нарушение взаимосвязей по вертикали и горизонтали отделов, служб и подразделений по вопросам обеспечения качества; - непродуманное распределение специальных функций управления качеством между руководителями, специалистами и подразделениями; - плохая организация контроля качества продукции; - недостаточная подготовка руководящего состава и специалистов в вопросах управления качеством; - слабое использование мотиваций в обеспечении качества продукции и другие причины. По результатам оценки эффективности функционирования системы можно наметить конкретные направления работы организации: - определить стратегию и тактику в области качества; - совершенствовать систему управления качеством; - учесть выявленные недостатки при разработке плана мероприятий по обеспечению качества производимой продукции на год. Коэффициент эффективности системы может быть использован для: - оценки работоспособности системы в целом и ее элементов; - выявления слабо работающих функций системы; - анализа и принятия конкретных мер по совершенствованию системы; - распределения функциональных обязанностей, прав и повышения ответственности по вопросу качества производства продукции между руководителями, специалистами и подразделениями.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |