КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фонетика и фонология
ЛЕКЦИЯ 4 18.10.11
Фонема, выполняет 2 функции: смыслоразличительная и строительная.
ФОНЕТИКА – раздел языкознания изучающий звуки речи с акустической и артикуляционной течек зрения. Акустический аспект изучения фонемы – изучает звук как физическое явление, как звуковую волну распространяющуюся от говорящего к слушающему. Артикуляционный аспект – изучает звуки речи с точки зрения их образования органами речи и восприятия органами слуха. ФОНОЛОГИЯ изучает звуки с точки зрения их функционирования в языке.
АКУСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ: Звук – представляет собой колебательные движения, передаваемые через воздух и воспринимаемые человеческим ухом. Если колебания равномерные и периодические, то возникают гласные звуки или ТОН. Если колебания неравномерные, непериодические, то возникают согласные звуки или шумы. Есть сонорные согласные (л, м, н, р, й, w) в которых присутствует как тон, так и шум, поэтому эти согласные в некоторых языках могут образовывать слог (в английском table, pupil). При характеристике звуков необходимо учитывать следующие параметры: 1. Высота звука – количество колебаний за единицу времени 2. Сила звука – амплитуда колебаний 3. Долгота звука – продолжительность звучания 4. Тембр –
АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АСПЕКТ: Классификация гласных: · По работе языка: Нижнего (а) Среднего (э, о) Верхнего (и, у) · По движению языка по горизонтали: Гласные переднего ряда (и, э) Гласные среднего ряда (ы) Гласные заднего ряда (а, о, у) · По участию губ: Огубленные (лабиализованные) (о, у, w) Неогубленные · По долготе: долгие краткие (ни в англ ни в рус нет четкой пизиции долгого краткого звука; в русском языка под ударением гласные звучат дольше).
Классификация согласных: · По месту образования: Губные (п,б,м) Губно-зубные (ф,в) Зубные (д,т) Переднеязычные (т,д,) Заднеязычные (к,г,х) · По способу образования преграды: Смычные (взрывные) (б,п,д) Щелевые (в,ф,з,с) Аффрикаты – совмещают в себе признаки смычных и щелевых (ц,ч) · Палатализация (смягчение) – поднятие передней или средней части языка к твёрдому небу (л’) · Веляризация – процесс противоположный смягчению – поднятие задней части языка к мягкому небу (есть в восточных языках и укр Г).
ЗВУКОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ: 2 типа: 1. Комбинаторные (комбинация) 1) Аккомодация (уподобление звука) – уподобление гласного звука согласному и наоборот (путь и порт – о и у огублены и под влиянием этих звуков звук П становится лабиализованным). 2) Ассимиляция (уподобление звука) – уподобление гласному звуку гласным или согласному звуку согласным (шубка – глухой звук К оглушает предшествующий звук Б, сшить; birds – звонкий звук d уподобляет себе s и получается z). Бывают: Прогрессивные – предшествующий звук влияет на последующий (уподобление вперёд, как в birds). Регрессивные – последующий звук влияет на предыдущий (шубка, shits). Бывает – глагол, 3) Диссимиляция (расподобление звука) – явление при котором 2 одинаковых или похожих звука становятся разными для удобства произношения (легко – ГК взрывные, один из них превращается в щелевой 2. Позиционные (позиция) – обусловлены положением звуков в слове. Эти изменения затрагивают звуки на конце слова и безударные. Редукция – качественное и количественное изменение звука. При количественном изменении звук просто выпадает, либо сокращает длительность звучания. При качественной – произношение звука становится менее четким (без ударения – воды, водный, но водяной).
Дистрибуция фонемы – совокупность всех тех позиций, в которых встречается фонема. - Существуют фонемы с неограниченной (широкой) дистрибуцией – встречаются во всех позициях (у) (ручка, журавль, наденут, утро, кинул). Фонема Ы – характеризуется ограниченной дистрибуцией. Не встречается в начале слова (искл заимствованных слов) Поселок в Якутии – ыныкчанский; не встреч после мягких согласных).
Свободное варьирование фонемы – употребление разных фонем в одном и том же слове в одной и той же позиции, значение слова не меняется (галоши, калоши; шпаклевать, шпатлевать).
Оппозиция фонемы – противопоставление фонем по одному или нескольким признакам (/глухость, твёрдость/мягкость). - двоичные – 2 звука противопоставляются по 1 признаку (звонкость, глухость). - троичные – 3 звука противопоставляются по нескольким признакам (англ b, d, g – b губной, d переднеязычный, g заднеязычный). - групповые – противопоставление всех гласных всем согласным по признаку присутствия тона, шума Нейтрализация фонемы – исчезновение различительного признака фонемы оглушение звонких на конце слова (сугроб; в англ нет).
СЛОГ Существует 4 теории слога: 1. Теория выдыхательного толчка – кол-во слогов соответствует кол-ву выдыхов с силой, толчков (корова – толчка 3). 2. Теория сонорности – в слове образуются сонорные звуки, т.е. те в которых присутствует тон (гласные и сонорные согласные) 3. Теория академика Л.Д. Щербы – слог = дуга мускульного напряжения.
ТИПЫ СЛОГОВ: Аракин придумал блин 1) Полностью закрытый слог (cat) 2) Полностью открытый (а, и) 3) Закрый слог (начинается на гласную, заканчивается на согласный; он, at) 4) Прикрытый – слог, который начинается на согласную, а заканчивается на гласный (но, до, go, know, far).
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |