Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование качества




 

Планированием определяются пути достижения целей в отношении качества. Планирование включает также оценку, разработку системы и программы качества, выработку положений по его улучшению.

Можно выделить два уровня планирования качества:

- стратегическое, в процессе которого намечаются основные направления работы в области качества на перспективу; стратегия качества — часть обшей стратегии предприятия;

- текущее (оперативное), предусматривающее мероприятия на ближайший год.

Главные задачи планирования качества:

- обеспечить максимальное соответствие свойств продукции существующим и перспективным потребностям рынка;

- наметить оптимальные задания по повышению качества с точки зрения ресурсного обеспечения и запросов потребителей;

- увеличить производство сертифицированной продукции;

- улучшить отдельные потребительские свойства выпускаемой продукции;

- своевременно сократить выпуск или снять с производства неконкурентоспособную продукцию;

- обеспечить соблюдение требований стандартов, технических условий и другой нормативной документации;

- разработать и реализовать конкретные мероприятия, обеспечивающие достижение данного уровня качества;

- увеличить экономическую эффективность производства и реализации продукции улучшенного качества.

В основе планирования качества два основных принципа:

- учет новейших достижений науки и техники, требований стандартов, потребностей рынка;

- комплексность, предполагающая увязку в планах по качеству всех сторон деятельности предприятия.

Чтобы учесть потребности рынка, следует предпринять ряд последовательных шагов.

Первый шаг — идентификация потребителей. К потребителям относят не только непосредственно расплачивающихся за товар или услугу клиентов, но и любое звено в цепи реализации, регулирующие органы или общество в целом. Потребители могут быть внешними и внутренними. Чтобы разделить потребителей на две категории: важных, которых немного, и полезных, которых обычно много, — можно применить диаграмму Парето. Классификация потребителей поможет правильно планировать распределение ресурсов, концентрировать их в существенных областях.

Второй шаг — определение запросов потребителей. Необходимо выявлять их истинные интересы. Часто реальные потребности отличаются от заявленных. Кроме того, они могут множиться. Например, базовая потребность в транспортировке порождает такие первичные потребности, как безопасность, экономия, надежность, удобство. Первичная потребность в экономии приводит к потребностям в низких закупочных ценах, малых операционных расходах и т. д.

Третий шаг — разработка характеристик услуги или товара, которые будут удовлетворять потребительские запросы. На данном этапе определяют особенности товара (услуги), обеспечивающие удовлетворение запросов потребителей. Кроме того, продукция должна быть конкурентоспособной, а затраты на ее создание оптимальными. В планировании используют анализ критичности, конкурентоспособности, реализуемости и стоимостной.

Под анализом критичности понимают выявление жизненно важных особенностей продукции, которым отдается приоритет при распределении ресурсов. Критичность может определяться такими требованиями, как человеческая безопасность, законодательные ограничения и т. д.

Анализ конкурентоспособности предполагает сравнение с продукцией, выпускаемой конкурентами. В английском языке такой анализ называют benchmarketing, что на русский можно перевести как сопоставительный анализ.

Анализ реализуемости позволяет определить соотношение между качеством продукции и возможностью ее продажи. Изучают поведение потребителей, виды товаров (услуг), которые они хотят приобретать, которые не хотят, причины такого нежелания. При анализе предпочтений и выбора клиентами той или иной продукции используют методы маркетинговых исследований.

Стоимостной анализ определяет минимальные затраты, при которых товар (услуга) способны выполнять заданные функции.

Четвертый шаг — разработка технологического процесса, который позволит произвести товар (услугу) в соответствии с запланированными характеристиками. При разработке процесса следует учитывать подготовку и квалификацию персонала, его обслуживающего; фактические внешние условия, как правило, отличающиеся от «лабораторных»; способ действительного ведения процесса, который может отличаться от заданного.

Средства планирования технологического процесса разнообразны, в их числе, например, концепция доминирования, количественное определение возможностей.

Концепция доминирования состоит в следующем: каждый процесс характеризуется множеством переменных, некоторые из которых жизненно важны. Часто одна переменная более существенна, чем все остальные. Такая переменная является доминантной.

Если специалист, планирующий процесс, способен ее выделить, тогда с большей степенью доверия удается правильно определить приоритеты.

Количественное определение возможностей процесса — одно из наиболее полезных средств планирования, использование которого дает следующие преимущества:

- возможность оценить процесс в цифрах и стандартной форме;

- предупреждение проблем на стадии рассмотрения проектов;

- получение средних значений величин, соответствующих приемлемым параметрам процесса;

- сравнимость с альтернативными процессами.

Пятый шаг — разработка механизмов контроля за процессом.

Любому запросу потребителей соответствует по крайней мере одна характеристика продукции и соответствующая характеристика процесса производства, которая обеспечивает заданные свойства продукции. Чтобы достичь намечаемых характеристик, необходим механизм контроля для гарантированного функционирования согласно плану. Каждый потребительский запрос требует соответствующего механизма контроля, и определенный механизм контроля в конечном итоге соответствует конкретному запросу потребителя.

Шестой шаг в планировании качества — передача процесса в производство. При переходе к операциям требуется подтверждать возможность процесса в реальных условиях и его контролируемость. В идеале должна передаваться база данных, содержащая разные процедуры, предупреждения, выводы, сделанные в ходе планирования. Некоторые предприятия практикуют проведение кратких совещаний. Специалисты, планировавшие процесс, выступают на них как инструкторы.

В планировании качества продукции используют обобщающие и комплексные показатели:

- уровень качества продукции (обобщающий показатель);

- комплексный показатель уровня качества продукции;

- индекс качества продукции (комплексный показатель).

Планирование качества основывается на применении научно обоснованных технико-экономических показателей, позволяющих наиболее полно учитывать потребительские свойства. При этом необходимо определить, насколько экономически целесообразно повышение качества данного вида продукции в конкретных условиях производства; какие именно количественные показатели качества можно предусмотреть в планах и заданиях; как долго продукция данного уровня будет пользоваться спросом.

Планирование предусматривает прогнозирование показателей качества продукции, потребностей в ней и оценку возможностей производства такой продукции; непосредственное планирование производства и реализации высококачественной продукции как в текущий период, так и на перспективу; стимулирование повышения качества продукции; увязку решения проблемы повышения качества с другими сторонами деятельности предприятия. Разработке плановых показателей должен предшествовать детальный анализ показателей качества за прошедший период; планируемые показатели качества должны быть оптимальными; необходимо предусматривать постоянное повышение качества продукции; плановые показатели качества продукции дифференцируют для подразделений.

При планировании качества сельскохозяйственной продукции учитывают сложившийся уровень и темпы развития материально-технической базы, конкретные технологии возделывания сельскохозяйственных культур, содержания и откорма животных и необходимость их совершенствования, а также природные условия хозяйства.

Могут использоваться следующие обобщающие показатели: качество работы каждого исполнителя в производственных подразделениях; качество работы конкретного специалиста (агронома, зоотехника и т. д.); качество реализованной продукции. Планируемые показатели различны по отраслям хозяйства, по растениеводству и животноводству.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 4985; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.