КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
К обязательным предметам относились: Закон Божий, русский язык, арифметика, геометрия, география, история, естественная история, физика, чистописание, рукоделие
В 1900 г.открыласьКарасубазарская, в 1904 г. – Симферопольская частная гимназия Е. Оливер, а в 1907 г.– гимназия В. Станишевской. Спецификой обучения в Карасубазарской гимназии было то, что здесь большое внимание уделяли изучению языков. В конце ХІХ века в Крыму успешно работали частные школы М.Самойлова и З. Рабинович в Керчи, школа Елизаветы Дево-Сэн-Феликс в Севастополе, Евпаторийская женская гимназия А. Рущинской и Е. Миронович. С 1905 по 1918 год деятельность женских учебных заведений регулировалась положением «О значительных ошибках частных женских гимназий Министерства народного образования»(1905 г.); решением Всероссийского женского съезда (1913 г.). Срок обучения составляя 7 лет, в некоторых открывался и 8-0й дополнительный педагогический класс. Большая часть женских гимназий включала 7 основных, одного подготовительного и 8-го дополнительного педагогического классов. Семилетний курс давал среднее образование, а девушки получали звание»первоначальных учительниц». После окончания 80го класса выдавались дипломы домашних учительниц или наставниц. Девушки, решившие получить среднее образование в гимназии, писали прошение на имя начальницы гимназии. Получив соответствующее разрешение, они допускались к вступмтельным экзаменым. Для поступающих существовали определённые возрастные границы. В подготовительный класс принимались девочки 8-10 лет, во второй-13-14 лет. Обучение как в государственных, так и в частных гимназиях было платным. Соответствующую плату назначал ежегодно попечительский совет женских гимназий. По данным Л. Маршал, в 1909 году размеры платы за обучение были: – в подготовительном классе – 25 рублей, – с 1-по 8 класс 37 рублей. В 8 классе – 42 рубля. Например, в частной гимназии Оливер, стоимость обучения в 1,2, и 3 классах составляла 100 рублей, подготовительном – 60 рублей, в 4,5,6,7 и 8 классах – 80. Большая плата за обучение определяла и социальный состав учениц в гимназиях. Самой многочисленной группой в чпстных гимназиях Таврической губернии были представители мещан, ремесленников и купцов 2-ой й гильдии. Эти сословия занимали среднее положение в обществе, имели устойчивый заработок, могли позволить себе обучение детей в частных гимназиях. Граждане духовного сословия предпочитали гимназическому образование домашнее. Дети же крестьян не всегда имели возможность учиться из-за высокой платы за обучение. Занятия в гимназиях проводились на основании Министерских программ по каждому курсу, однако разрешалось на усмотрение администрации и преподавательского состава гимназии самостоятельно решать, сколько уроков в неделю нужно провести по тому или иному предмету, какому иностранному языку обучать. Такая самостоятельность позволяла учитывать особенности различных регионов. В гимназиях читали курс обязательных и необязательных предметов. К необязательным - французский язык, немецкий язык, танцы, гимнастика. Их вводили в учебный процесс по желанию учениц за дополнительную плату. В педагогических классах изучали педагогику, психологию, логику, гигиену. Каждая гимназия на основании опроса учениц, закончивших 7 класс, решала, по каким предметам они будут обучаться в восьмои. Так, например, в гимназии Оливер на заседании педсовета было принятии решение в 1909 году открыть 8 класс по 3 отделениям – арифметика, история, география. Учебный год в гимназиях длился 10 мес. и был разделён на 4 четверти. По окончании каждой ученицам в табель выставлялись четвертные оценки. Летние каникулы продолжались с 15 июня по 15 августа. Учебные занятия начинались в 8-30 утра и длились до 14-30. Во всех классах, кроме подготовительного, проводилось по 5 уроков в день. Знания оценивались по пятибалльной системе. Ежегодно проводились переводные экзамены на основании «Правил о переводных испытаниях в мужских и женских гимназиях», утверждённых Министерством народного просвещения. Переводные экзамены проводились в 3 классе по русскому языку (диктант), арифметике (письменно); в 5 классе – по русскому языку (сочинение); закону божьему, истории, естествознанию; в 6 классе – по геометрии, истории и закону божьему. В гимназиях существовала система поощрений за хорошую учёбу. Наградой первой степени отмечались те ученицы, у которых средний балл годовых и экзаменационных отметок составлял не менее 4,75, а наградой второй степени – те, у которых этот показатель был более 4. Кроме того, за хорошую учёбу некоторых девушек освобождали от внесения платы за обучение. Главную роль в обучении занимал учитель, который пользовался непререкаемым авторитетом. Весь материал, который он давал, должен был записываться или запоминаться. Велись и творческие поиски совершенствования методики преподавания. Большое внимание в гимназиях уделялось воспитательной работе. Девушки находились под строжайшим контролем надзирательниц. С первого дня учёбы и до последнего девушки должны были вести себя в гимназии и дома согласно «Правилам поведения», которые состояли из одних запретов. Ученицам запрещалось: 1. прогулки в вечернее время без родителей; 2. посещать без родителей театры, концерты, цирки, детские вечера, выставки; 3. повещать фарсы, маскарады, клубы, танцы, рестораны, кофейни и др. места, в которых пребывание для учащегося является предосудительным; 4. посещать судебные заседания городской думы, дворянских и земских собраний; 5. участвовать в качестве исполнительниц и распорядительниц в спектаклях и концертах, устраиваемых вне стен учебного заведения, а также распространять входные билеты; 6. посещать публичные лекции научного характера без особого разрешения своего учебного начальства. Каждая ученица должна была иметь при себе выданный за подписью начальницы именной билет для установления личности в случае надобности. В учебном заведении и вне дома гимназисты должны были находиться в форме гимназиста. В течение времени форма менялась, в начале ХХ века она имела следующий вид:» цвет платья- темно-зеленый, юбка гладкая и не касающаяся пола. Рукава английского кроя. Передник чёрный с бретелями, перекрещивающимися на спине. Воротник белый, не крахмальный, отложной». Такой была повседневная форма воспитанниц гимназии. Парадная форма отличалась от повседневной белым воротником со складкой внизу и белой пелериной по пояс обшитой кружевом. Большое внимание уделялось учебным экскурсиям. Большую помощь оказывали родительские комитеты с 1905 года. Профессиональная школа А. Машковцевой была открыта в Симферополе в 1896 году. Она относилась к разряду частных, В тоже время она была бесплатной, так как существовала на средства, полученные от продажи ученических изделий, пожертвований частных лиц, помощи земства. В школу принимались девочки не моложе 12-14 лет, уже окончивших начальные учебные заведения. Программа школы решала 2 цели; дать навыки учащимся пользующейся в обществе специальности и одновременно частичное среднее образование. В результате 6-летнего курса обучения и испытаний девушки из небогатых семей получали, кроме свидетельства об окончании школы, также и свидетельство городской ремесленной управы о присуждении выпускнице школы звания подмастерицы по изготовлению платья и белья. С 1908 года школа получила также право выдавать свидетельства на звание учительницы рукоделия в женских гимназиях и прогимназиях. В начале ХХ века в Таврической губернии получили развитие ремесленные училища, количество обучающихся в них мальчиков составляло 84,5% от общего количества и 15,4 % девочек. Также в Крыму в начале ХХ века работали профессиональные средние учебные заведения (на 1910 год): 1. Курсы бухгалтерии В.М. Макурина(Симферополь),1894 г., срок обучения 1\2 года, смеш. 2. Школа кройки и шитья приармяно-григорианской церковно-прходской школе (Симферополь), 1901, для дев. 3. Симферопольское коммерческое училище купеческого общества, 1908, обучалось 271 мальчик, срок обучении 8 лет. 4. Музыкальное училище свободного художника С.С. Каракаш, 1907, 20 мальч., 40 дев., 6 ле. Художник-музыкант. 5. Музыкальное училище Е.М. Самойловой,1909, 12 мальч, 48 дев. 6. Женское проф. Училище Евпаторийского караимского общества попечения обедных, 1897, 20 дев. 2года, ремесленное. 7. Керченская женская профессиональная школа благотвор. Общ, 1892 98 дев. 4 года, ремесленное. 8. Проф. о тделение при еврейском женском училище 3 разряда, 1904. 7 дев. 2 года, ремесленное (кройки и шитья) 9. Феодосийская женская городская проф. Школа 117 дев, 4 года Ремесл. Революционные события привели к остановке деятельности большинства учебных заведений, что было обусловлено стремлением советской власти уравнять женщин и мужчин в правах на получение образования. Созданные после проведённой школьной реформы реальные гимназии с естественнонаучным профилем обучения просуществовали недолго и были в соответствии со школьным уставом 15 мая 1872 года преобразованы в реальные училища с шестилетним курсом обучения. Среди них самую высокую репутацию имели Симферопольское и Севастопольское Константиновское училища. Кроме этого, в Крыму существовало несколько коммерческих училищ, в том числе Симферопольское с 1892 года, Ялтинское с 1914 года и частное коммерческое училище А. Хохловкина с 1905 года. Они были подведомственны министерству торговли и создавались за счёт купечества Крыма. В рамках государственной системы образования существовало специальное учебное заведение, обеспечивавшее для Крыма подготовку кадров православного духовенства. В 1873 году в Симферополе была создана Таврическая духовная семинария. Аналогичные государственные учебные заведения имели и представители некоторых других этноконфессиальных групп полуострова. Они имели статус прогимназий, как, например, Александровское караимское духовное училище, основанное в 1894 году и подчинявшееся Министерству народного просвещения, курировавшееся попечителем Одесского учебного округа или Симферопольская татарская учительская школа, с озданная в 1871 году и готовившая педагогов для русско- татарских министерских училищ. На развитие народного образования Крыма заметно повлияла плодотворная просветительская деятельность И. Казаса и Е. Маркова. Исследователь их педагогической деятельности Д. Прохоров отмечает, что Е. Марков длительное время был директором Симферопольской мужской казённой гимназии (СМКГ), позже был директором народных училищ Таврической губернии. С 1881 года И. Казас занимал должность директора Симферопольской татарской учительской школы и преподавал латинский язык в СМКГ и историю, географию и педагогику в женской гимназии, занимался благотворительной деятельностью. Благодаря ему в 1880 году стала издаваться политико-литературная газета «Таврида». С 1887 года И. Казас длительное время занимал должность заместителя председателя Таврической учёной архивной комиссии. Применяя на практике современные им методические и дидактические разработки, И. Казас и Е. Марков смогли добиться качественного улучшения процесса обучения в центральном образовательном учреждении Крыма – Симферопольской мужской казённой гимназии. Выразилось это, прежде всего, в модернизации учебных программ по истории, русскому и латинскому языкам. Обмен новаторскими идеями, тесное сотрудничество в области воспитательной работы с учащимися ознакомление воспитанников СМКГ с культурным и историческим мировым наследием отличали совместную работу двух видных представителей отечественной педагогики. Значителен их вклад в формирование и развитие российской государственной системы народного образования «инородцев». Результатом работы И. Казаса и Е. Маркова на поприще распространения идей в многонациональном обществе стала разработка проекта образовательной реформы, осуществлённой правительством в 1870-1872 гг. В итоге их кропотливой творческой и организаторской работы была создана разветвлённая сеть учебных заведений, предназначенных для обучения детей караимов и крымских татар, что позволило существенно облегчить их интеграцию в российское языковое и культурное пространство. Е. Марков и И. Казас стояли у истоков женского образования в Крыму. Благодаря их усилиям была открыта первая в губернии женская казённая гимназия.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 997; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |