Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37)

Одно из основных прав наемных работников.

Поскольку речь идет о запрете какой-либо дискриминации в оплате труда, то, следовательно, этим понятием охватываются все обстоятельства, перечисленные в части 2 ст. 19 Конституции РФ, независимо от которых государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина: пол, раса, национальность, язык, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность к общественным объединениям и др.

Что касается права на вознаграждение за труд, то его значение выражается в государственной гарантии минимального размера оплаты труда, ниже которого никто не может его оплачивать. Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) - это гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени, выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Кроме этого, он служит расчетным показателем (прямым или косвенным) для установления заработной платы (вознаграждения за труд) тем работникам, труд которых оплачивается за счет средств бюджета (федерального или субъектов Федерации).

В соответствии со ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В настоящее время МРОТ в РФ, в том числе и в Кемеровской области, составляет 4611 рублей.

Комитет Госдумы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов готовит проект, который предполагает в 2012 году троекратную индексацию минимального размера оплаты труда и увеличение к октябрю до 6,5 тыс. рублей.По словам председателя Комитета Андрея Исаева, вопрос о повышении МРОТ будет рассмотрен "в самое ближайшее время". Минимальную зарплату предлагается с 1 марта установить в размере 5 тысяч руб., с 1 июня - 5,5 тыс. руб. и с 1 октября - 6,5 тыс. рублей. Таким образом, она будет соответствовать прожиточному минимуму трудоспособного человека за 2011 год.

Право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37)

Принцип свободы труда, закрепленный в статье 37 Конституции РФ, означает право человека свободно распоряжаться своими способностями к труду. Однако основным социальным назначением прав и свобод в сфере труда все же является обеспечение занятости населения страны, предоставление гражданам возможности честно зарабатывать средства существования, которые позволят им жить достойно.

Незанятость, охватившая в последнее десятилетие и специалистов, и неквалифицированных работников, как неотъемлемая составляющая рыночного типа развития, определяет социальное положение трудоспособного населения Российской Федерации, формирует его массовое сознание, поведенческие стереотипы и нормы жизни. Безработица выступает и как самостоятельная проблема, поскольку для каждого общества степень трудовой активности населения, структура занятости, отношение к труду, связи между различными типами труда имеют принципиальное значение с точки зрения темпов развития.

Стремление любого общества к полной и продуктивной занятости связано не только с тем, что именно трудом создаются материальные блага, но и с тем, что труд и вознаграждение за него позволяют человеку осознавать свою социальную роль в обществе и государстве, испытывать чувство самоуважения.

Практически все важнейшие международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина содержат положения о взаимообусловленности свободного труда, свободного выбора рода деятельности и профессии, защиты от безработицы. Поэтому закрепление в Конституции России права на защиту от безработицы в качестве неотъемлемого элемента защиты трудовых прав имеет жизненно важное значение для всех лиц наемного труда, а также общества в целом.

Отношения в сфере занятости регламентируются международными и национальными нормативными правовыми актами. Среди них Международный кодекс труда. Он состоит из конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ), в которых формулируются положения, позволяющие эффективно решать вопросы защиты от безработицы, например Конвенция МОТ № 122 «О политике в области занятости» 1964г. и Конвенция МОТ № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» 1988г.

Отношения в сфере занятости населения в Российской Федерации регулируются Законом РФ от 19 апреля 1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами, определяющими государственную политику в области занятости в отношении отдельных групп населения, особо нуждающихся в защите от безработицы.

В этом Законе (ст. 12) предусмотрены такие государственные гарантии при реализации гражданами прав в сфере труда, как:

- свобода выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда;

- охрана труда, правовая защита от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу;

- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

- бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости; обеспечение социальной поддержки;

- компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

- бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение и др.

При этом, несмотря на предоставление этих гарантий государством, положение дел на рынке труда сложное. Экономический кризис, сопровождающийся уменьшением объемов производства, ростом числа убыточных предприятий, низким уровнем исполнения законов, взаимными неплатежами и рядом других факторов, оказал негативное влияние на ситуацию с занятостью населения, характеризуемую высоким уровнем безработицы, наличием в значительных размерах неполной занятости (скрытой безработицы, увеличением темпов роста численности безработных. Уровень развития скрытых форм безработицы в России - самый высокий среди стран с переходной экономикой. Она проявляется в инициированных администрацией предприятий вынужденных, неоплачиваемых (или частично оплачиваемых) отпусках, неполной занятости.

Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры (ч. 4 ст. 37)

Защита трудовых прав работника и коллективных интересов работников организаций приобретает все большее значение в связи с проблемами, накопившимися за годы реформирования экономики. Спад производства, взаимные неплатежи организаций, недостаточный рост новых рабочих мест, другие негативные факторы нестабильного состояния экономики деформируют становление рынка труда, порождают рост безработицы. Многие работодатели оказались не готовы к тем изменениям, которые происходят в сфере применения труда. Их стремление снизить издержки на труд нередко сопровождается нарушением трудовых прав и коллективных интересов работников. Работники, со своей стороны, заинтересованы в повышении оплаты труда и своевременном получении заработной платы, соблюдении их трудовых прав, социальных гарантий, уважении и учете коллективных интересов.

Столкновение противоречивых интересов работодателя и работников либо нарушение руководителем (администрацией) трудовых прав работника нередко порождают разногласия между ними, перерастающие в трудовые споры - коллективные и индивидуальные.

Под коллективным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

Индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Признание Конституцией Российской Федерации (ч. 4 ст. 37) права на индивидуальные и коллективные трудовые споры является важнейшей гарантией соблюдения трудовых прав работающих граждан и работодателей в сфере трудовых отношений.

Наиболее распространенным основанием трудовых споров являются разногласия между работником и работодателем - непосредственно или в лице его администрации. Работники не хотят мириться с нарушениями их трудовых прав, стремятся не допустить ухудшения действующих условий труда и претендуют на их улучшение. Кроме того, подобные конфликты часто обусловлены такими качествами трудового законодательства, как сложность, фрагментарность, противоречивость и пробельность; немаловажную роль играет и правовая неосведомленность как работодателей (представителей администрации), так и работников.

Причины коллективных трудовых споров кроются в экономической сфере. Хотя нередко нарушения такого условия коллективного договора, как своевременная выплата заработной платы работникам, связаны с недобросовестными действиями отдельных руководителей.

Индивидуальные трудовые споры чаще всего возникают в результате нарушения трудовых прав работника, допускаемых работодателем или выступающим от его имени руководителем (администрацией). Эти неправомерные действия могут быть обусловлены недостаточностью правовых знаний либо пренебрежительным отношением руководителя (администрации) к соблюдению законов о труде, условий коллективного договора, иных соглашений, а также трудового договора работника. Индивидуальный трудовой спор может возникнуть и по причине правовой безграмотности работника. Встречается и иная ситуация, когда недобросовестный работник знает, что он не прав, но стремится любым путем оспорить правомерные действия руководителя.

Порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров урегулирован в главах 60 и 61 Трудового кодекса РФ (ТК РФ), а также в Федеральном законе от 23 ноября 1995г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Закон действует в части, не противоречащей Трудовому кодексу.

Право на забастовку (ч. 4 ст. 37)

Для разрешения коллективных трудовых споров кроме примирительных процедур (примирительные комиссии, трудовой арбитраж, разрешение такого спора сторонами с участием посредника) применяется забастовка - временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично).

Вышеуказанный Закон устанавливает особую процедуру объявления и проведения забастовки. В разрешении забастовок также участвует государственная служба по урегулированию коллективных трудовых споров, компетенция которой определена в данном Законе об этой службе, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996г. № 468 «О службе по урегулированию коллективных трудовых споров».

Право на забастовку в некоторых случаях может быть ограничено, например, в периоды введения военного или чрезвычайного положения, в организациях, связанных с обеспечением, жизнедеятельности населения, либо введения особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении и т.д. (ст. 413 Трудового кодекса РФ).

Право на отдых (ч. 5 ст. 37)

Свобода личности в государственно-организованном обществе немыслима без свободного труда, а свободный труд невозможен без права на отдых - естественного права и естественной потребности трудящегося человека. Право на отдых - это трудовое право человека, предусматривающее конституционное или законодательное ограничение продолжительности рабочего дня, установление выходных и праздничных дней; право на ежегодный оплачиваемый отпуск.

Это право стоит несколько отдельно в группе трудовых прав и относится к социальным правам, так как обеспечивает исключительно социально-биологическую потребность общества и не имеет целевой экономической составляющей.

Закрепляя право на отдых в качестве неотъемлемого права каждого, Конституция Российской Федерации в части 5 ст. 37 предусматривает, что установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск гарантируются только работающим по трудовому договору. Это означает, что, только заключив трудовой договор, гражданин вправе требовать от конкретного работодателя соблюдения установленной продолжительности рабочего времени, предоставления ему выходных и праздничных дней, оплачиваемого отпуска, а работодатель, в свою очередь, обязан эти требования удовлетворить и обеспечить условия для реализации работником права на отдых.

Основными правовыми актами, регламентирующими рабочее время и время отдыха в организациях, являются Правила внутреннего трудового распорядка, которые утверждает работодатель с учетом мнения представительного органа работников организации, и коллективные договоры, заключаемые работниками и работодателями в лице их представителей.

Время отдыха, с одной стороны, - это время, в течение которого работник свободен от выполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению, с другой - время восстановления физических и духовных сил, время, затрачиваемое человеком на социально-культурное развитие, общественную деятельность, учебу, научное, техническое и художественное творчество, занятие физкультурой и спортом и т.д.

По трудовому законодательству (ст. 104 ТК РФ) в составе свободного от работы времени различаются:

Перерывы в течение рабочего дня (смены).

Работа без отдыха в течение полного рабочего дня отрицательно воздействует на здоровье работника, поэтому законодательство предусматривает предоставление различных перерывов. Они даются всем работникам (обеденный перерыв) или, в дополнение к ним, иные перерывы для отдельных категорий работников (например, занятым во вредных условиях труда) и служат разным целям (отдых, обогревание).

Ежедневный (междусменный) отдых.

Отдых между двумя рабочими днями (сменами) начинается с момента окончания работы (смены) в один рабочий день и заканчивается в момент начала работы (смены) в следующий рабочий день (смену). Его продолжительность зависит от продолжительности рабочего дня (смены), времени его (ее) окончания и времени начала следующего рабочего дня (смены).

Как правило, продолжительность отдыха между двумя рабочими днями (сменами) не может быть менее 12 часов.

Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых).

Продолжительность такого отдыха не может быть менее 42 часов (ст. 110 ТК РФ). Общеустановленным выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе предоставляется по графику.

Нерабочие праздничные дни (ст. 112 ТК РФ).

Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:

1, 2, 3, 4 и 5 января - Новогодние каникулы;

7 января - Рождество Христово;

23 февраля - День защитника Отечества;

8 марта - Международный женский день;

1 мая - Праздник весны и труда;

9 мая - День Победы;

12 июня - День России;

4 ноября - День народного единства.

Отпуска.

Право на отпуск - это юридически обеспеченная фактическая возможность обладать и распоряжаться таким общественным благом, как свободное время, остающееся за пределами рабочего года, и использовать его для удовлетворения личных и общественных потребностей и интересов. Право на ежегодный отпуск призвано обеспечивать определенные экономические и социальные условия, необходимые человеку для удовлетворения жизненно насущных материальных и духовных потребностей, таких как потребность в отдыхе, физическом и интеллектуальном развитии и т.д.

Право на жилище (ч. 1 ст. 40)

Жилище наряду с пищей, одеждой, водой является одним из главнейших материальных условий жизни человека. Путем использования жилища гражданин удовлетворяет свои жилищные, а также некоторые другие материальные и духовные потребности. Например, жилище используется как место отдыха, научной и иной творческой деятельности.

В соответствии со статьей 25 Всеобщей декларации прав человека «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи». В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах также указывается: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии» (ст. 11). Право человека на жилище возникает с момента его рождения, изменяясь с возрастом, семейным положением и т.п. В жилищном законодательстве это свойство права на жилище проявляется, в частности, в том, что в состав членов семьи нанимателя, имеющих право на жилое помещение, включаются не только совершеннолетние лица, но и дети, причем в законе учитываются их особые интересы.

Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Право на жилище появилось в конституциях сравнительно недавно. В нашей стране право граждан на жилище было впервые установлено в Конституции СССР 1977г., а затем нашло отражение в Конституции РСФСР и Конституции РФ, а также в кодифицированных жилищных законах (Основах жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, ЖК РСФСР и др.).

Праву на жилище соответствуют определенные обязанности государства, муниципальных органов, связанные с:

- предоставлением малоимущим, иным указанным в законе гражданам бесплатно или за дополнительную плату жилых помещений;

- поощрением жилищного строительства;

- созданием условий для осуществления права на жилище (ч. 2 ст. 40), в том числе за счет расширения государственного и муниципального жилищных фондов, содействия развитию частного фонда и других форм обеспечения граждан жилищем;

- обеспечением правильного распределения общественных жилищных фондов, гарантированием устойчивого, стабильного осуществления права пользования жилищем.

Жилищные права граждан охраняются законом. Запрещаются действия, препятствующие осуществлению права на жилище. Государство заинтересовано в том, чтобы и граждане при осуществлении жилищных прав не совершали действий, нарушающих права других лиц, чтобы были обеспечены надлежащее использование жилищного фонда и его сохранность.

С 1 марта 2005г. вступил в силу Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004г. № 188-ФЗ (ЖК РФ).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище (ст. 2 ЖК РФ), в том числе:

- содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

- используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

- в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

- стимулируют жилищное строительство;

- обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

- обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

- обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.

Малоимущим, нуждающимся в жилище, оно предоставляется из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41)

Право на охрану здоровья является одним из важнейших социальных прав человека и гражданина в силу того, что здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. В то же время оно не является только личным благом гражданина, а имеет еще и социальный характер. Иначе говоря, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан. Таким образом, в этом праве наиболее отчетливо проявляется мера взаимной свободы и взаимной ответственности личности и государства, согласование личных и общественных интересов.

Закрепляя это право в Конституции, государство принимает на себя обязанность осуществлять целый комплекс мер, направленных на устранение причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических, эндемических (эндемические заболевания - местные, свойственные какой-либо стране) и других заболеваний, а также на создание условий, при которых каждый человек может воспользоваться любыми не запрещенными методами лечения и оздоровительными средствами для охраны здоровья.

Таким образом, под охраной здоровья населения понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), под здоровьем понимается состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

В целях обеспечения охраны здоровья населения правовыми средствами в Российской Федерации принят целый ряд федеральных законов. Среди них:

- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», закрепивший норму о том, что гигиеническое воспитание и обучение граждан, направленные на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни, являются обязательными;

- Федеральный закон от 2 января 2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», регламентирующий вопросы улучшения качества и структуры питания как одного из основных факторов, определяющих здоровье населения;

- Федеральный закон от 17 сентября 1998г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», определяющий стратегию и систему мер в области профилактики основных инфекционных заболеваний;

- Федеральный закон от 30 марта 1995г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», и др.

Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях систем здравоохранения и социальной защиты населения.

Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения.

Государственная система здравоохранения включает в себя органы исполнительной власти в области здравоохранения федерального и регионального (субъектов Федерации) уровней и подчиненные им лечебно-профилактические, научно-исследовательские и образовательные учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, имущество которых находится в государственной собственности.

К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные учреждения и др.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42)

В соответствии со статьей 42 Конституции РФ «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Отсюда следует, что рассматриваемое право является одним из фундаментальных прав человека и гражданина, ибо оно затрагивает основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Суть права на благоприятную окружающую среду заключается в возможности каждого человека проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей среде, при таком состоянии биосферы, которое обеспечивает максимальный уровень физического и психического здоровья.

Понятие «благоприятная» применительно к окружающей среде может означать такое ее состояние, в котором возможны достойная жизнь и здоровье человека. Неблагоприятная - губительно влияющая на здоровье людей окружающая среда, не позволяющая им вести полноценную жизнь.

Термин «окружающая среда» следует понимать в его широком значении, включающем как природную среду, так и элементы искусственной среды (жилые строения, промышленные предприятия, каналы, водохранилища и т.п.). Это среда обитания и производственной деятельности человека, все, что окружает и каким-либо образом влияет на него.

В результате право человека на благоприятную окружающую среду - это право на благоприятные условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, на высокое качество и безопасность продуктов питания, изделий народного хозяйства, а также на природную среду.

Важное место среди экологических прав граждан занимает право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которое означает возможность получения заинтересованными субъектами объективной и неискаженной информации о состоянии окружающей среды при помощи закрепленных в законодательстве способов. Такая информация позволит гражданам принять своевременные меры по защите своей жизни, здоровья, имущества от неблагоприятных воздействий природных явлений, природных и техногенных катастроф.

Таким образом, граждане и общественные объединения вправе требовать от органов государственной власти и местного самоуправления, гидрометеорологических и других органов, предприятий, учреждений, организаций предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

Помимо права на достоверную информацию гражданам принадлежит и право на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением.

Юридические и физические лица, виновные в экологическом правонарушении, причинившем ущерб здоровью или имуществу граждан, возмещают его в полном объеме.

Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с того, кто причинил вред, а при невозможности его установления – из средств государственных экологических фондов.

При определении ущерба, нанесенного имуществу, учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости имущества, в том числе строений, жилых и производственных помещений, оборудования и, как правило, упущенная выгода.

Правовое регулирование вопросов охраны окружающей среды осуществляется Конституцией РФ 1993г., Федеральным законом от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами России и субъектов Федерации.

Право на возмещение государством вреда (ст. 53)

Согласно статье 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Эта норма направлена на защиту граждан, пострадавших от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц. Одновременно эта норма имеет превентивное значение - она признана способствовать укреплению законности в деятельности органов государственной власти.

Вред имущественный - это экономические последствия правонарушения,

имеющие стоимостную форму. Вред моральный - физические или нравственные

страдания лица, причиняемые действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

Возмещение ущерба - это универсальный гражданско-правовой способ защиты нарушенных прав. В гражданском законодательстве определены основные правила, регулирующие порядок, условия и пределы имущественной ответственности. Поскольку нормы Гражданского кодекса РФ имеют приоритет перед гражданско-правовыми нормами, содержащимися в других законах, то применительно к ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, должен действовать режим, предусмотренный ГК РФ. По сравнению со статьей 53 Конституции РФ в Кодексе расширен круг потерпевших, имеющих право на возмещение вреда, причиненного действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Теперь это не только физические, но и юридические лица.

В главе 59 ГК РФ («Обязательства вследствие причинения вреда») детально урегулированы принципы и основания ответственности. Согласно части 1 ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, возмещается за счет казны Российской Федерации, казны соответствующего субъекта Федерации или казны муниципального образования.

При возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, действует общий принцип полного возмещения вреда, содержание которого раскрывается в статье 1082 ГК РФ: вред может быть возмещен в натуре путем предоставления вещи того же рода и качества, исправления поврежденной вещи и т.п. либо путем возмещения убытков.

Государственный орган, орган местного самоуправления, возместившие вред, причиненный их работником при исполнении служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом (ст. 1081 ГК РФ).

Право на образование (ч. 1 ст. 43)

Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Образование - процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования - обучение и самообразование.

Образование в России осуществляется в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992г. № 3266-1 «Об образовании», иными законодательными актами, а также нормами международного права. Гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения этой возможности по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом. Государство обеспечивает право на образование путем создания системы соответствующих социально-экономических условий для его получения.

Система российского образования представляет собой совокупность:

- образовательных программ и государственных образовательных стандартов;

- реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм;

- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательные программы подразделяются на два вида:

- общеобразовательные (основные и дополнительные), к которым относятся программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

- профессиональные (основные и дополнительные), к которым относятся программы начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования.

Образовательные программы реализуются образовательными учреждениями, которые по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных объединений).

К образовательным учреждениям относятся:

- дошкольные общеобразовательные учреждения;

- учреждения профессионального образования;

- учреждения дополнительного образования взрослых;

- учреждения специального образования;

- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- учреждения дополнительного образования детей и др.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Конституция включает в данный перечень также дошкольное и среднее профессиональное образование. В то же время Закон РФ «Об образовании» (ч. 3 ст. 5) не гарантирует бесплатность дошкольного образования, а бесплатность среднего профессионального образования гарантируется на конкурсной основе. Согласно статье 18 указанного Закона государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. При этом отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Государство оказывает содействие в получении образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий.

Государство гарантирует гражданам получение бесплатно на конкурсной основе высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Получение бесплатно на конкурсной основе высшего профессионального образования на предприятии российским законодательством не предусмотрено. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать доступ наиболее способных и подготовленных граждан к освоению образовательной программы соответствующего уровня. Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Лица, имеющие начальное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. Получение на конкурсной основе бесплатного высшего профессионального образования в соответствующих государственных образовательных учреждениях осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с заданиями (контрольными цифрами) по приему студентов на бесплатное обучение. Объем и структура приема обучающихся на обучение за счет средств федерального бюджета определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Право на участие в культурной жизни (ч. 2 ст. 44)

Согласно статье 44 Конституции РФ каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком.

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие) - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура).

В более узком смысле культура – это сфера духовной жизни людей.

Рассматриваемые права, как правило, детализируются в конкретных нормативных правовых актах. Например, в Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992г. № 3612-1 подробно определены права человека в области культуры:

- право на творчество;

- право на личную культурную самобытность;

- право на гуманитарное и художественное образование;

- право вывозить за границу результаты своей творческой деятельности;

- право на приобщение к культурным ценностям;

- право на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам.

Право на участие в культурной жизни предполагает реализацию возможностей каждого гражданина приобщиться к культуре, попасть в очаг ее распространения, получить соответствующее образование в институтах культурного профиля (театральных, кинематографических, искусства, цирковых и т.д.), вступить в фольклорный ансамбль, собирать народные легенды, сказки, песни и т.п. Многообразие форм культурной жизни предопределяет и многообразие форм участия в ней.

Культурные ценности представляют собой нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, имеющие историко-культурную ценность здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Но для осуществления этого права важно иметь представление об этих ценностях, о роли преемственности в овладении этими ценностями российской культуры. Право на пользование достижениями культуры обеспечивается государственным надзором за охраной памятников истории и культуры, поддержкой театра, кино и т.п., доступом по приемлемым ценам или бесплатно в музеи, библиотеки и т.д.

Право на участие в культурной жизни обеспечивается доступностью учреждений культуры: библиотек, театров, музеев, концертных залов, кинотеатров и др., т.е. каждый может быть зрителем, читателем, критиком, посетителем (например, заповедника, ботанического сада, выставки) либо субъектом культурного опроса (о кинофильме), хранителем материальных культурных ценностей и т.п.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политические права и свободы человека и гражданина в России | Лекция 5. МЫШЛЕНИЕ

Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 5161; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.