Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. МЫШЛЕНИЕ




Мышление -процесс отражения объективной реальности, составляющей высшую ступень человеческого познания.

Наше познания объективной действительности начинается с ощущения и восприятия, но на этом не заканчивается, а переходит к мышлению.

Мышление соотносит данные ощущений и восприятий - сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность.

Раскрытие отношений, связей между этими предметами составляет задачу мышления. Мышление - это опосредованное и обобщенное познание объективной реальности. Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи.

Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Такое начало предполагает и определенный конец. Разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса. Всякое прекращение его, пока эта цель не достигнута, будет испытываться субъектом как срыв или неудача.

Процесс мышления - это прежде всего операции анализа, синтеза, сравнения, абстракции и обобщения.

Анализ и синтез - два аспекта единого мыслительного процесса. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Анализ - мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии. Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов.

Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплывчатого представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого.

Абстракция - это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, и отвлечение от остальных.

Другой существенной стороной мыслительной деятельности являются обобщения. Обобщение заключается в раскрытии существенных связей. Обобщение может осуществляться путем сравнения, выделяющего общее в ряде предметов или явлений. В элементарных своих формах процесс обобщения так и совершается.

Сравнение, сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывая тождество и различия. Выявляя тождество и различия, сравнение приводит к классификации. Сравнение является часто первичной формой познания.(Рубинштейн С.Л.)

Мышление часто развертывается как процесс решения или разрешения задачи, которая может возникать по ходу выполнения той или иной практической деятельности или быть преднамеренно создана. В любом случае задача выступает как объект, как предмет мыслительной работы человека. Задача имеет определенную структуру, одним из параметров которой является сложность задачи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.