Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды мышления и их особенности




Качественно разные виды мышления, отличные друг от друга по структуре, содержанию, средствам и способам существования, выделяются в психологии как его самостоятельные типы.

При построении типологии виды мышления обычно различаются попарно, как противостоящие друг другу по тем или иным конкретным характером.

1. по содержанию используемых средств:

ü наглядное

ü вербальное.

Известно, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть (представлять) предметы в их наглядной конкретности, а другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми понятиями.

2 по характеру протекания познавательных процессов

ü интуитивное

ü аналитическое мышление.

Интуитивное мышление. Интуиция буквально означает созерцание, видение, т.е. получения результата с помощью зрения.

Подчеркивается момент непосредственности интуитивного познания, достижимого без предшествующего рассуждения, уверенность в правильности результата; значимость предварительного накопления знаний.

Традиционно инсайт - результат интуиции - рассматривается как следствие некоего скачка, прорыва в мышлении, когда человек обнаруживает результат, не вытекающий однозначно из посылок.

Интуиция - это получение результата прямым путем, промежуточные этапы не осознаются.

Выделяют, по крайней мере, два вида интуитивного мышления:

1) классический инсайт, т.е. получение нового знания;

2) интуитивная оценка формирующегося знания, также способствующая продвижению в решении проблем. Человек не осознает оснований оценки (не может их вербализовать).

Выделяют эмпатию как вид интуитивного мышления.

Эмпатия - 1) внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей; 2) эмоциональная отзывчивость на переживания другого. Эмпатия как эмоциональный отклик осуществляется в высших личностных формах (сочувствие, сопереживание, сострадание).

Аналитическое мышление завершается путем логических умозаключений, постепенно приводящих к решению.

3. по характеру задач:

ü практическое

ü теоретическое мышление.

Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена на нахождение общих закономерностей.

И теоретическое, и практическое мышление связано с практикой, но во втором случае связь эта имеет более непосредственный характер.

Психологи начала 20 века наиболее высоким проявлением умственной деятельности считали работу ученого, теоретического ума - высшая возможная форма проявления интеллекта.

Практический ум, даже на самых высших ступенях - ум политика, государственного деятеля - расценивается как более легкая, более элементарная форма интеллектуальной деятельности. Но это ошибка.

4. Функциональная классификация мышления.

ü Творческое мышление. Порождение новых творческих идей полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов.

ü Критическое мышление. Критический отбор и оценка идей, строгость к себе и др., нет переоценки собственных идей.

5. Мышление человека на протяжении жизни не остается неизменным, оно имеет возрастную динамику, что позволяет рассматривать виды мышления как уровни его развития:

- наглядно-действенное мышление (н.-д.);

- наглядно-образное (н.-о.);

- словесно-логическое.

Н.-д. мышление - одна из наиболее элементарных форм мышления ребенка, возникающая в тесной связи с его практической деятельностью и направленная на ее обслуживание. Оно выступает как исходный пункт формирования других, более сложных форм мышления.

Тесная связь мыслительных процессов с практической деятельностью может обуславливаться двумя факторами: а) слабым развитием образного и понятийного мышления; б) отсутствием знаний о существенных свойствах и связях познаваемого объекта.

В качестве основного признака н.-д. мышления выделяется связь мыслительных процессов с практической действиями (преобразующими познаваемый предмет), принципиальная невозможность решить поставленную задачу без участия практических действий. Этот признак определяет все особенности н.-д. мышления.

Такое мышление выступает как разновидность практического мышления. Однако в практическом мышлении нет такой жесткой зависимости существования мыслительных процессов от последовательных преобразований познаваемого объекта. Задача может быть решена и без практических действий.

Н.-о. мышление. Н.-о. мышление характеризуется тем, что решение определенных задач может быть осуществлено в плане представлений, без участия практических действий.

Взаимодействие с познаваемым объектом (или его моделью) - важное условие мыслительного процесса. Такое взаимодействие может происходить как в плане практических преобразований, так и в плане зрительного восприятия. В процессе последнего возникает образ воспринимаемого объекта и осуществляется различного рода преобразования этого образа.

Н.-о. мышление является предпосылкой понятийного мышления.

Различные формы мышления (н.-д.,н.-о., понятийное) никогда не функционируют изолировано друг от друга. Так в понятийном мышлении всегда имеются образные компоненты, в процессе образного мышления существенную роль играют понятия или родственные им образования. В действительности мышление приобретает тот или иной характер в зависимости от преобладания тех или иных его компонентов (образных или понятийных).

6. Следующая типология предложена Э.Блейлером.

ü аутистическое

ü реалистическое мышление.

Одним из важнейших симптомов некоторых психических заболеваний является преобладание внутренней жизни, сопровождающееся активным уходом из внешнего мира. Шизофренический мир сновидений наяву имеет свою форму мышления, свои особые законы. Мы наблюдаем действие таких механизмов и в обычном сновидении, возникающем в состоянии сна, в грезах наяву как у истеричных, так и у здоровых людей, в мифологии, в народных суевериях, и в др. случаях, когда мышление отклоняется от реального мира.

Между А. и обычным мышлением не существует резкой границы, т.к. в мышление легко проникают аутистические, т.е. аффективные компоненты. А. мышление может давать выражения всевозможным тенденциям и влечениям, которые скрыты в человеке. Здесь логика не является руководящим началом; самые разные желания могут существовать наряду друг с другом, не зависимо от того, противоречат ли они друг другу, отвергаются ли они сознанием или нет. Аутизм может игнорировать временные соотношения. Он перемешивает настоящее, прошлое и будущее.

А. мышление во многом противоположно реалистическому.

Реалистическое:

- представительствует действительность;

- цель - создания правильного познания окружающего мира, нахождение истины;

- регулирует отношения к внешнему миру, служит для сохранения жизни, добывания пищи, нападения и защита.

Аутистическое:

- представляет себе то, что соответствует аффекту;

- вызывает представления, окрашенные аффектом (удовольствия) и вытесняет представления, окрашенные противоположным аффектом.

- создает непосредственно удовольствие, не допуская неудовольствия.

Если логическое мышление каким-либо образом ослаблено, то А. мышление получает перевес.

1) Это происходит у ребенка из-за отсутствия опыта, необходимого для овладения логическими формами мышления и для познания возможностей, лежащих во внешнем мире. Если у ребенка появляется фантазия, то она легко получает перевес в смысле аутизма.

2) Это происходит в вопросах, которые недоступны нашему познанию и нашей логике, или там, где аффективность сама по себе получает решающее значение, логика в соответствии с этим должна отступить на задний план - в вопросах касающихся мировоззрения, религии, любви.

3) В тех случаях, где чувства получают в силу каких-либо обычно им не свойственное значение, логика отступает в связи с этим на задний план, например при сильных аффектах.

4) А также там, где ассоциативная связь ослаблена, ассоциации теряют свое значение.

Для реалистической функции существует один только правильный результат, в то время как аутизм располагает неограниченными возможностями и может достигать своей цели самыми различными способами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.