КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие об интеллекте
Факторы препятствующие творческому мышлению. Определение творческого мышления. Творческое мышление. Специфика мотивации мыслительной деятельности. Вообще деятельность мышления, как и всякая другая деятельность, всегда вызваны какими-то потребностями личности. Исследуемые в психологии мотивы мышления бывают двух видов: 1) специфически познавательные и 2) неспецифические. В первом случае побудителями и движущими силами мыслительной деятельности служат интересы и мотивы, в которых проявляются познавательные потребности (любознательность и т.п.). Во втором случае мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не чисто познавательных интересов. Часто бывает так, что ученик садится учитьуроки лишь по принуждению взрослых, но в процессе учебной работы у него возникают и чисто познавательные интересы к тому, что он делает. Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Это мышление, которое, в конечном счете, приводит к новым, оригинальным идеям или практическим действиям. Особенности творческого мышления: ü беглость – способность генерировать максимальное число идей; ü гибкость – способность к порождению широкого многообразия идей ü оригинальность – способность генерировать нестандартные идеи ü точность – спсобность придавать завершенный вид продуктам мышления. Г.Линдсей, К.Халл, Р. Томпсон считают, что серьезным препятствием на пути к творческому мышлениюмогут быть следующие факторы: 1. Склонность к конформизму - желание быть похожим на других - основной барьер для творческого мышления; 2. Боязнь оказаться "белой вороной" среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях; 3. Цензура (особенно внутренняя) - боязнь оказаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнения других людей; 4. Боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем; 5. Ригидность (часто приобретается в процессе школьного обучения) (недостаточная подвижность, переключаемость, приспособляемость мышления, установок по отношению к меняющимся требованиям среды); 6. Завышенная значимость своих собственных идей; 7. Высокоразвитая тревожность; 8. Чрезмерно высокая мотивация; 9. Преобладание критического мышления. Критическое мышление - это проверка, предложенных решений с целью определения их возможного применения. Интеллект - 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок "в уме". Понятие интеллекта как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам. Р.Стернберг выделил три формы интеллектуального поведения: 1) вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное); 2) способность решать проблемы; 3) практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и пр.). В начале 20 века интеллект рассматривался как достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умственных умений и знаний. В настоящее время в тестологии принята трактовка интеллекта как предрасположенности рационально действовать в новой ситуации. Развитие мышления в онтогенезе. Онтогенез человеческого мышления лучше всего изучен применительно к дошкольному и школьному возрасту, хотя охватывает период всей жизни человека. Особую роль на формирование мышления оказывают целенаправленные воздействия взрослых, в форме обучения и воспитания. Н.-д, н.-о. и словесно логическое мышление взрослых - это последние ступени онтогенетического развития.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |