КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика отрасли административного права
Административное право занимает особое место в системе российского права, являясь важным средством обеспечения прав граждан в публичной сфере. По мнению ученых-административистов, административное право стоит во главе отраслей публичного права, являясь «базовой “материнской” отраслью для земельного, экологического, финансового, муниципального права, а также иных отраслей, содержащих нормы, регулирующие определенные аспекты деятельности публичной администрации: семейного, жилищного, предпринимательского права».
Это связано с выполнением данной отраслью особых функций: v организации государственного управления; v административно-правового регулирования; v легализации статусов субъектов и их действий, оказания публичных услуг; v административного контроля и надзора.
Административное право - это совокупность правовых норм, направленных на регулирование общественных отношении, связанных с деятельностью субъектов исполнительной власти по реализации законов и актов правосудия, с целью обеспечения и защиты прав граждан, создания условий дли нормального функционирования гражданского общества и государства. (Д.Н. Бахрах О предмете административного права России).
Отличительная особенность данной отрасли права выражена в ее связи с юридическим обеспечением деятельности исполнительной власти в масштабе всей РФ и ее субъектов или государственным управлением.
Поэтому административное право нередко именуют управленческим правом, исходя из названия отрасли (от лат. Аdministratio - управление, то есть особый вид государственной деятельности или субъект, ее осуществляющий), однако такой подход не отвечает современному состоянию административно-правовой сферы.
В системе административного права выделяют Общую и Особенную части. Структура Общей части включает институты правового статуса субъектов административных отношений, государственной службы, административной ответственности. Особенная часть административного права состоит из институтов охраны общественного порядка охраны государственной границы и др.
В науке административного права исследователи выделяют также и Специальную часть, состоящую из норм об охране порядка, безопасности и др.
Предметом административного права являются: - отношения по непосредственной реализации задач и функций исполнительной власти (между субъектами исполнительной власти, с одной стороны, и гражданами, общественными объединениями, иными субъектами исполнительной власти - с другой); - внутриорганизационные отношения, возникающие в процессе деятельности субъектов представительной, судебной власти и органов прокуратуры; - отношения, складывающиеся в процессе осуществления исполнительной власти органами местного самоуправления; - отношения, возникающие в процессе осуществления административного судопроизводства. Т.О., предметом административного права является особая группа общественных отношений, возникающих в связи с функционированием органов исполнительной власти всех уровней. В силу того что данные общественные отношения непосредственно связаны с государственной управленческой деятельностью, их обычно называют управленческими (только те в которых выражена государственная воля).
Особенностью административных правоотношений является то, что одной из сторон этих отношений обязательно выступает субъект, наделенный властными полномочиями.
Административное право регулирует одновременно как материальные, так и процессуальные отношения. В настоящее время в России активно обсуждается вопрос о создании административной юстиции, то есть системы административных судов, а также о выделении административно-процессуального права в качестве самостоятельной отрасли.
Наукой выработаны принципы административного права. К ним относятся: v социальная ориентация деятельности органов и должностных лиц; v стабилизация управления, обеспечение эффективного общественного развития; v обязательное нормативное закрепление юридических процедур, регулирующих взаимоотношения граждан с субъектами исполнительной власти, с целью защиты прав человека от произвола чиновников; v судебный контроль за деятельностью всех без исключения субъектов исполнительной власти; v разграничение политического и административного содержания деятельности публичной власти.
Методы правового регулирования административных правоотношений следующие:
- метод субординации (императивный, или метод «власти-подчинения»), предполагающий юридическое неравенство и подчиненность воли одной стороны (обязанной) воле другой стороны (управомоченной, то есть наделенной властными полномочиями). Этот метод является доминирующим;
- методы согласования, координации действий, административного договора, основанные на юридическом равенстве сторон (например, договоры о сотрудничестве, делегировании прав и др.).
В основе методологии правового регулирования в административном праве лежат два универсальных способа воздействия на общественные отношения: убеждение и принуждение.
Убеждение направлено на формирование необходимости сознательного и добровольного соблюдения законности (воспитательная, пропагандистская работа, система поощрений).
Принуждение обусловлено объективными потребностями развития общества, является свойством государственной власти, закрепляется в праве, выступая в форме правового принуждения. Оно выражено в конкретных принудительных мерах, применяемых компетентными государственными органами. В их числе следующие: v меры административного пресечения (например, задержание граждан); v административно-предупредительные меры, обеспечивающие исполнение требований налогового и антимонопольного законодательства, требований экологической, дорожной, пожарной, других видов безопасности (например, таможенный досмотр, принудительное медицинское освидетельствование); v меры административной ответственности (штраф, арест, дисквалификация); v меры административно-процессуального обеспечения (составление протокола),
Субъектами административного права являются лица, которые в соответствии с действующим законодательством могут быть участниками (сторонами) административных правоотношений. Выделяют индивидуальных, коллективных и специальных субъектов.
Ø Индивидуальными субъектамиявляются российские граждане, иностранные граждане, лица без гражданства.
Ø К коллективным субъектам относят объединения граждан как государственного (органы исполнительной власти и их структурные подразделения, государственные учреждения, предприятия, организации), так и негосударственного характера (исполнительные органы местного самоуправления, муниципальные организации, общественные объединения, коммерческие и некоммерческие организации, иностранные организации).
Ø Специальными субъектами являются государственные служащие, муниципальные служащие, должностные лица. В рамках реформирования государственной службы 27 мая 2003 г. был принят Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации». Законом устанавливаются должности государственной службы: федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Федерации, воинские должности, должности правоохранительной службы; закреплены условия формирования кадрового резерва и поступления на государственную службу (в частности, заключение контрактов).
Административное право выступает не только как фундаментальная отрасль права, но и как наука, учебная дисциплина, а также система законодательства.
В соответствии с Конституцией РФ административное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов, что значительно расширяет круг источников административного права. В их число входят:
- Конституция России, федеральные конституционные законы (например, «О правительстве Российской Федерации»), федеральные законы. Особое место в системе источников данной отрасли принадлежит Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. (далее КоАП). Этот законодательный акт объединяет и систематизирует правовые нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с совершением административных правонарушений и применением административной ответственности; - конституции республик в составе Российской Федерации; уставы (основные законы) и другие законодательные акты субъектов Федерации - подзаконные акты Президента РФ, Правительства, глав субъектов Федерации, акты федеральных и республиканских министерств, служб, агентств; - нормативные акты органов местного самоуправления; - локальные нормативные акты государственных предприятий и учреждений; - административные (управленческие) договоры и соглашения, а также концепции ученых-адмннистративистов; - междунарадно-правовые акты и нормы.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3990; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |