КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы толерантного поведения
· Взаимодействие между людьми требует не только понимания четких оснований позиций у человека, но и способности разделить его чувства - встать на позицию сочувствия. Принцип сочувствия требует пристального внимания к исходным позициям оппонента. Пространство между различными точками зрения и мировоззренческими позициями является условием для проявления свободы мысли и нравственного выбора. Данный принцип (принцип сочувствия) тесно связан с традиционным принципом общечеловеческой морали: "не делай другому то, чего ты не хотел бы для себя". Сочувствие начинается с проявления интереса к другим (другому), а также с любопытства к инакомыслию. Инакомыслие всегда заслуживает интереса, а не брезгливого презрения, свойственного еще стоикам. Механизм действия сочувствия включает в себя понимание, основанное на любви к людям · Добровольность признания субъектами друг друга в качестве участников общественных отношений. Решающим выступает фактор взаимной полезности, предполагающий взаимную заинтересованность сторон, уважение и учет их интересов, в частности, способность жертвовать частью собственных интересов ради максимизации общего блага. · Участники отношений равноправны в выборе путей и средств достижения общей цели, следуя принципу невмешательства и сохраняя самостоятельность. Предполагается обоюдная ответственность за общее дело, что придает им характер бескорыстия и солидарности. Перевес формальных моментов облегчает взаимодействие и общение, нивелируя личные симпатии, антипатии, неприязнь и т.п. моменты. Как следствие этого, принципами, характеризующими сущность "совершенного" (носителя идеала) человека являются: 1) принцип фундаментализма (непримиримости); 2) принцип компромисса; 3) принцип арбитража (нейтрализации); 4) принцип конвергенции (синтеза). Первый проповедует культ победы ("никаких уступок противнику v борьба до победного конца"). Полная победа предполагает полную и безоговорочную капитуляцию побежденного причем, не только в физическом, но и в духовном смысле. Принцип компромисса предполагает поиск взаимных уступок и готовность в чем-то "поступиться принципами", т.е. отступить от каких-то нормативов борющихся идеалов. Принцип арбитража означает взаимную нейтрализацию альтернативных идеалов и передачу выбора "третьей силе". Принцип конвергенции требует для выхода из критической ситуации формирования нового идеала на основе синтеза борющихся идеалов. · Конструктивное и ответственное поведение при разрешении конфликта требует от субъекта самоопределенности и открытости для обретения собственного бытия-в-мире. Понимание конфликта, в том числе и социального, мы можем найти в работах Г. Зиммеля, З. Фрейда и его школы, Ж. Лапланша, Ж.-Б. Панталиса, Дж. Бернарда, Р. Дарендорфа, Л. Козера, А. Рапопорта, Р. Акоффа, Ф. Эмери и др. Для нас является важным то, что разрешение социального конфликта способствует усилению, а не ослаблению адаптации и приспособляемости человека к конкретным социальным отношениям. Субъект толерантности как носитель условий для разрешения социального конфликта в своем поведении должен учитывать следующие факторы: - адекватность восприятия, не искаженная пристрастиями участников конфликта, а подверженная саморефлексии; - открытость и эффективность общения, готовность к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего и предлагают пути выхода из конфликтной ситуации; - создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества; - позиция мужества. Мужество должно быть послушно разуму, позволять выстоять в ситуации предельной опасности, способствовать уравновешенности, а посредством терпения обретать опытность. В качестве одного из примеров этому можно привести высказывание Л. Витгенштейна: "Вряд ли кому-то доставит удовольствие оскорблять другого; ведь каждому куда приятнее, когда другой не кажется оскорбленным. Кому же приятно встретиться с напрасно обиженным. Куда легче терпеливо и терпимо обойти обиженного, чем дружески пойти ему навстречу. Для этого тоже требуется мужество" (Витгенштейн Л. Культура и ценность // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М., 1994. С. 422). · Важным условием реализации толерантного поведения является демократия, поскольку она возможность для существования общественного мнения, в достаточной степени разумного в современных социальных условиях. Несомненным остается тот факт, что толерантность включает в себя отрицание истинностной привилегироованности любой позиции, в том числе и своей собственной, признание логического первенства или " взаимного приоритета" всех выдвигаемых точек зрения. Она является активным и конструктивным сотрудничеством, соучастием и солидарностью людей. Все это становится невозможным, если нет в обществе "открытости", воли власти (политической, государственной и т.д.) и свободы конкуренции на рынке идей, т.е. сохранения свободы мировоззрения.
Выводы 1. Наличие групп с отличающейся культурой и религией в поликультурных регионах играет стабилизирующую роль, поскольку именно они являются проводниками идеи равенства людей вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности. 2. Национальные вопросы и связанные с ними религиозные проблемы стали важнейшими социально-политическими вопросами. Данная ситуация привела к невозможности избегания конфликтов и конфликтных ситуаций в многонациональной и мультирелигиозной среде. 3. Немаловажное значение имеют принципы толерантности, их содержание и формы реализации в повседневной жизни каждого человека, который уважает себя и других, является законопослушным и выступает против применения силовых методов в разрешении конфликтных ситуаций.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1062; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |