Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Толерантность как принцип поведения

В современной реальности мы постоянно сталкиваемся с теми или иными моделями поведения. К сожалению, в последнее время, доминирует агрессивность как форма достижения близлежащих целей. Противостоять этому может поведение, основанное на толерантности как определенного способа деятельности и поведения. В этой связи, немаловажное значение имеют принципы толерантности, их содержание и формы реализации в повседневной жизни каждого человека, который уважает себя и других, является законопослушным и выступает против применения силовых методов в разрешении конфликтных ситуаций.

Рассмотрения толерантности как принципа поведения и деятельности позволяет глубже понять ее общезначимость и ценность не только в моральном смысле, но и в правовом. В моральном это принадлежность к общечеловеческим ценностям, самоопределенность и открытость человека в коммуникационном дискурсе с поиском достижения согласия ненасильственными способами и методами. В правовом правовая защищенность человека, предоставление каждому возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма (интолерантности).

Чтобы сделать общество более толерантным на международном уровне, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей. В противном случае, в среде социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним будут развиваться различные формы агрессивного поведения.

Основными факторами формирования толерантных отношений как антиконфликтной стратегии являются:

1.Деятельностный подход к субъекту толерантности основан на активном отношении человека к своему существованию и сосуществованию с другими и позволяет найти наиболее существенные механизмы распространения гуманистических отношений в обществе и, в соответствии с этим - механизмы эффективной адаптации человека к социальной среде. Субъект толерантности мной понимается как саморефлексирующий самого себя человек (личность), готовый к восприятию всего многообразия мира и сопротивляющийся отчуждению своего собственного бытия. Целесообразность введения данного понятия обусловлена тем, что данный субъект должен быть равным другому и это равенство должно быть, как санкционировано, так и установлено государством.

Востребованность человеком толерантности и поиск или создание вокруг себя толерантных отношений является характеристикой демократической личности. Демократическая личность формируется в процессе "нормальной" социализации и характеризуется:

отсутствием этнических предрассудков,

широтой мышления,

признанием равенства людей,

открытостью,

низким уровнем тревожности,

приоритетом рационального начала,

активной жизненной позицией,

чувством ответственности за других.

Исходя из этого, толерантность как норма легального поведения для субъекта (человека, обладающего самоопределенностью) на первое место выдвигает такие характеристики как:

мировоззренческая и психологическая открытость;

стойкость и мужество при определенном выборе или принятии какого-либо решения;

дисциплинированность и ответственность.

Толерантность с точки зрения формы поведения можно представить как:

моральную норму, входящую в систему идеологии правящего класса, являющаяся средством подчинения рабочего класса (К. Маркс);

толерантность - нейтральная норма, без которой невозможно социальное действие, ибо она обеспечивает ему смысл (М. Вебер);

толерантность - универсальная, формальная норма, поддерживающая практический дискурс (Ю. Хабермас) и она входит в систему ценностей одного из соглашений, например, традиционного (у Л. Тевено).

2. Экономическое сотрудничество. Предпосылкой экономического сотрудничества выступает понимание людьми того, что их взаимная уникальность, "непохожесть" служат источником взаимной выгоды. Из этого вытекает необходимость уважения прав и особенностей других людей как условия реализации собственных интересов. Данная необходимость реализуется в возникновении определенного баланса интересов индивидов и социальных групп, которая выступает в виде социального контракта. Взаимовыгодность обмена обусловлена тем, что он позволяет использовать различия в способностях и умениях между людьми. При этом " разделение труда усугубляет врожденное неравенство людей. Постоянное выполнение специфических задач еще сильнее адаптирует людей к требованиям производимой работы; у них развиваются одни врожденные способности и тормозится развитие других. Возникают профессиональные типы, люди становятся специалистами" (Мизес Людвиг фон. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории. М., 2000. С. 155).

Взаимосвязь и взаимообусловленность рыночно-экономического сознания с этическими принципами нацелено на формирование толерантного сознания в обществе. Эффективность цивилизованного рынка базируется на этическом фундаменте (существование в обществе развитой нравственной атмосферы и условия интеракции рыночно-утилитарного сознания с этическим сознанием). Отмечается, что наступает эпоха экономической толерантности, когда единственным критерием допустимости деятельности становится ее экономическая эффективность независимо от размеров, формы собственности, степени хозяйственной самостоятельности и т.д. Без экономической толерантности сегодня невозможно формирование цивилизованного рынка, какой бы хозяйственной идеологией мы не руководствовались - "собственно рыночной" или планово-директивной.

Для реализации этого, необходимо соблюдение "толерантного кодекса" поведения на рынке. Основными элементами, при этом, являются "доверие" и "симпатия". Аналитически рассчитано, что предельно допустимой нижней границей доверия между людьми, при которой еще возможны хотя бы элементарные рыночные трансакции, является уровень доверия в 33,3%. Статистика показывает, что число людей в европейских странах, положительно отвечающих на вопрос "Доверяете ли Вы людям?", варьируется от 50-60% в Италии до 85-90% в Германии, Франции, Великобритании и Дании. В то же время уровень доверия в российском и украинском обществе находится на критически низком уровне: только 35% респондентов положительно отвечают на вопрос, доверяют ли они людям. Симпатия позволяет соотносить свои собственные интересы с интересами других участников сделки, оценить свое поведение со стороны. Наличие симпатии позволяет перейти к еще более высокому уровню взаимодействия, основанному на эмпатии, т.е. на способности человека поставить себя на место своего партнера и взглянуть на сделку его глазами. Эмпатия играет центральную роль не только на рынке, но и в функционировании демократических институтов. Норма эмпатии означает способность индивида к межличностному сравнению полезностей, к сопоставлению собственных интересов и желаний с интересами окружающих. В этом понимании симпатия и эмпатия не просто психологические, а именно социально значимые поведенческие нормы.

В силу того, что все общечеловеческие этические нормы, сконцентрировавшие в себе всеобщие идеи свободы и гуманизма, должны быть органически включены в правотворческий процесс, они присутствуют в нормах права. Исходя из этого, толерантность как модель социального поведения, с одной стороны должна вырабатываться законодательными органами государств, а с другой - быть нормой поведения для каждого члена общества. Она существует не только как декларация желаемого, а как потребность, без которой нельзя строить "нормальные" гуманистические отношения между людьми.

3.Формирование критериев поведения. Основным критерием поведения для человека, который сопротивляется внешнему миру (при наличии активной позиции) является наличие таких сглаживающих конфликты принципов как ненасилие, диалог, взаимопонимание и толерантность. Поиск компромиссных решений включает в себя и осознание допустимости нравственного несовершенства человека. При этом должно выполняться условие лояльности гражданина перед государством: "государство держится не принуждением и не страхом, а свободною лояльностью своих граждан: их верностью долгу, гражданским мужеством, инициативной храбростью и дисциплиной". Преодоление несовершенства человека происходит посредством любви, а не на основе одного нравственного долга в рамках нравственного императива И.Канта. Принцип взаимопонимания предлагается рассматривать как моральный императив для разрешений конфликтных ситуаций. Взаимопонимание нужно для осознания всеми (сторонами конфликтных ситуаций) необходимости достижения справедливости.

Следует обратить внимание на проблему практического решения вопросов поведения человека. Особенно это касается поведения в морских коллективах, в которых люди вынуждены участвовать и как-то согласовывать действия друг друга. При наличии существующего многообразия взглядов на мир и общественно-политической принадлежности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конфликтные отношения в религиозной среде | Принципы толерантного поведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.