КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологический диагноз как результат деятельности психодиагноста
В психологической литературе, как и в медицинской, термин «диагноз» употребляется в двух значениях — как процесс и как результат деятельности диагноста. Рассмотрим второе значение термина. Опираясь на данные методологического анализа, можно сказать, что психологический диагноз как результат деятельности практического психолога представляет собой логическое заключение о состоянии обследуемого человека или группы людей. Относительно содержания психологического заключения высказываются различные мнения, в соответствии с которыми предметом психодиагностического заключения являются: — психические расстройства; — отклонения от нормы, но не обязательно имеющих характер патологии; — патология и норма, взятые вместе; — психологические переменные индивида; — причины, факторы, влияющие на особенности поведения. Последняя точка зрения наиболее близка к адекватному пониманию специфики содержательной стороны психодиагностического заключения. Она рассматривает психологические перемены не изолированно, а в их непосредственной связи с параметрами деятельности. Из этого следует, что диагностическое заключение характеризует состояние элементов системы психической регуляции. Уточняя подобное понимание содержательной специфики психологического диагноза, следует подчеркнуть, что предметом психодиагностического заключения выступают именно психические явления, а не социальные, педагогические или физиологические. При включении в психодиагностическое заключение описания социальных, педагогических, физиологических и т. п. явлений в качестве элементов уровня причинных оснований утрачивается критерий, позволяющий отличить психологический диагноз от социального, педагогического, физиологического. Именно природа переменных уровня причинных оснований служит, пожалуй, единственным строгим основанием различения указанных видов диагноза. Часто в психологическом диагнозе указывается одна причина. Однако в психодиагностической практике встречаются ситуации, когда обнаруживается действие нескольких причин одновременно. Функциональная сторона психологического диагноза как результата деятельности практического психолога также представлена несколькими вариантами ее понимания. Так, в некоторых работах, выполненных в рамках психометрического подхода к психодиагностике, полностью отрицается необходимость построения психодиагностического заключения при указании лишь задачи сбора материала для него, учитывающего индивидуально-психологические особенности обследуемого: «Цель заключается в том, чтобы дать материал для психологического заключения о группе лиц или отдельном лице, показав, чем это лицо отличается от других или чем эта группа отличается от других групп той же совокупности». В других исследованиях, проведенных в русле понимания психодиагностики как деятельности распознавания (а не измерения), отмечается возможность использования диагностического заключения в целях: — поиска наиболее эффективных способов работы с обследуемым на основе учета указанных в диагностическом заключении психологических факторов, влияющих на те или иные особенности поведения; — разработки конкретных рекомендаций для обследуемого и связанных с ним лиц; — прогноза дальнейшего развития его личности и разработки рекомендаций; — прогноза и коррекции. Объединяет перечисленные точки зрения использование психодиагностического заключения в целях оказания психологической помощи, которая, помимо названных, включает также и профилактическую его функцию. К сказанному можно добавить, что психологический диагноз как познавательная деятельность, основывающаяся на данных психологической науки, также выполняет функции описания, объяснения и предсказания. Еще одна особенность психологического диагноза как результата деятельности практического психолога, нашедшая выражение в ряде исследовании, заключается в обусловленности содержания психодиагностического заключения целями обследования и видами оказываемой психологической помощи. Так, В. М. Блейхер и И. В. Крук, имея в виду патопсихологическую диагностику, отмечают, что «...характер заключения зависит от поставленной перед исследователем задачи». Аналогичную мысль высказывают польские психологи, утверждая, что психологический диагноз «должен раскрывать специфическое, особенное с точки зрения поставленного вопроса о качествах данного человека». Оперируя материалом школьной психодиагностики и предполагая наличие жесткой связи между психологическим диагнозом и коррекционным воздействием, И. В. Дубровина и А. М. Прихожан полагают, что в психодиагностическом заключении «особое внимание должно быть уделено таким причинам, на которые реально может воздействовать школьный психолог». Конкретизируя зависимость содержания психодиагностического заключения от вида оказываемой психологической помощи, Ю. 3. Гильбух замечает, что если при определении причины какого-либо конкретного неблагополучия с целью его устранения психодиагностическое заключение может охватывать часть объекта психодиагностики, то при решении задач профилактики или профориентации оно должно отражать общее состояние целостного объекта. Помимо рассмотрения отдельных сторон психологического диагноза как продукта деятельности практического психолога некоторые из упомянутых авторов стремятся построить синтетическое определение этого понятия, учитывающее несколько признаков вместе. Отмечая, что психодиагностика является одной из функций школьной психологической службы, и характеризуя в общей форме психологический диагноз как продукт диагностического процесса, И. В. Дубровина полагает, что результат «психодиагностической деятельности школьного психолога выражается в заключении — диагнозе, на основе которого разрабатываются конкретные рекомендации учителю или родителям (чаще всего и тем и другим вместе) по обучению и воспитанию конкретного школьника». В числе существенных признаков в этом высказывании следует выделить две особенности: 1) диагноз является заключением об обследуемом (общая характеристика содержательной стороны диагноза); 2) на его основе разрабатываются рекомендации пользователю (функциональная особенность диагностического заключения). Опираясь на взгляды польских психологов, полагающих, что диагноз, фиксируя результаты идентификации психологических переменных у индивида, должен определяться с помощью объясняющих понятий, опирающихся на описательные характеристики поведения человека, Л. Ф, Бурлачук строит развернутое определение данного понятия: «Психологический диагноз — конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования». В качестве положительных сторон приведенного определения следует отметить, что оно является на сегодняшний день наиболее полной дефиницией понятия психологического диагноза. В нем достаточно подробно указываются функции психодиагностического заключения (оценка настоящего и прогноз будущего состояния объекта обследования, разработка рекомендаций), справедливо обращается внимание на зависимость содержания рекомендаций от целей обследования. Вместе с тем утверждено о том, что психологический диагноз направлен на «описание и выявление сущности индивидуально-психологических особенностей личности» представляется не совсем точным, поскольку психологические особенности личности в системах психической регуляции «деятельность» или «психическое состояние» сами выступают в качестве сущности по отношению к характеристикам деятельности или психического состояния обследуемого. Если же при выделении сущности индивидуально-психологических особенностей имеется в виду определение психологических переменных уровня причинных оснований, обусловливающих параметры элементов феноменологического уровня, также имеющих психологическую природу, что возможно лишь в функциональных системах типа «психическое состояние», то приведенное определение носит ограниченный характер, не распространяясь на функциональные системы психической регуляции типа «деятельность» (что специально не оговаривается). Наконец, в определении не указывается, что описание состояния обследуемого должно вестись в понятиях современной психологической науки. Без этого теряется специфика диагностического заключения, с одной стороны, как результата деятельности распознавания, отличающейся от исследовательской деятельности, а с другой — как продукт научно-практической деятельности.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |