Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качество психологического диагноза




Среди качеств психологиче­ского диагноза целесообразно различать его правильность, при понимании которой возможны два подхода.

Первый подход (узкий) отождествляет правильность диагноза с его адекватностью, т. с. с его соответствием реальному состоянию обследуемого.

Второй под­ход (широкий) основывается на нескольких вместе взятых свойствах и учитывает соответствие диагноза не только действительному со­стоянию обследуемого, но и конкретным условиям оказания пси­хологической помощи.

В связи с этим выделяются еще два свойства диагноза, которые в совокупности с адекватностью также опреде­ляют его правильность - своевременность и коммуникативная ценность. Своевременность диагноза проявляется в его быстроте и оперативности и приобретает особое значение в психолого-педаго­гической диагностике в случае, когда диагноз ставится в ходе общения при осуществлении учебно-воспитательного процесса. Коммуникативная ценность диагноза характеризуется возможно­стью передачи психодиагностической информации заявителю, яв­ляющемуся, как правило, неспециалистом, в целях желательной ориентации, профилактики, коррекции или профессиональной подготовки обследуемого.

Основанием для выделения трех рассмотренных качеств психо­логического диагноза служит отношение его к обследуемому. Одна­ко, имея ввиду другой ракурс анализа, — отношение диагноза к практическому психологу, — целесообразно выделить еще одно его свойство — трудоемкость, которая определяется уровнем профес­сиональной подготовки диагноста, наличием в его распоряжении психодиагностических средств, особенностями конкретного случая.

Проведенный анализ понятия «психологический диагноз» по­зволяет сделать следующие выводы:

1. Психологический диагноз как результат деятельности практи­ческого психолога представляет собой (1) соответствующее запросу (2) логическое заключение (3) о состоянии психологических пере­менных, обусловливающих определенные параметры деятельности или психического состояния обследуемого (4) в понятиях современ­ной психологической науки, (5) позволяющее предсказать будущее состояние клиента в определенных условиях и сформулировать рекомендации по оказанию ему психологической помощи.

2. Следует различать психодиагностическое заключение как составленное на языке современной психологической науки резюме о состоянии клиента и сообщение об обследуемом как имеющий в качестве своей части аналогичные по содержанию, но отличные по форме психодиагностические данные документ, предназначенный для неспециалиста.

3. В структуре психодиагностического заключения целесообраз­но выделять три блока — феноменологических переменных, психо­логических переменных, предложенных мероприятий.

4. В качестве основы для вычленения качеств психологического диагноза выступают отношения, в которых он рассматривается.

5. Отношение диагноза к обследуемому служит базой для выде­ления его правильности, а отношение к психодиагнозу — трудоем­кости.

6. В зависимости от условии осуществления диагностической деятельности правильность психологического диагноза может ха­рактеризоваться либо одним свойством (адекватностью), либо не­сколькими свойствами (адекватностью, своевременностью, комму­никативной ценностью), взятыми вместе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 886; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.