КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интеграционные процессы внутри СНГ
Кризис в интеграционных процессах внутри СНГ стал медленно преодолеваться только в самом конце XX столетия и начале третьего тысячелетия. Факторами, способствующими нарастанию интереса к интеграции стало следующее. 1. Завершение в целом процесса формирования государственности бывших советских республик в немалой степени избавило их от страха перед интеграцией. 2. Завершилась переориентация торговых потоков на третьи страны и возможности увеличения поступлений в твердой валюте за счет экспорта сырья практически исчерпаны. Дальнейший экспорт возможен за счет нового строительства и расширения мощностей, что предполагает большие капиталовложения, на которые в одиночку страны СНГ пойти не могут. Полученный опыт торговли готовыми изделиями показал неконкурентоспособность на мировых рынках большей части продукции при ее относительной конкурентоспособности внутри СНГ. (Этому способствуют технологическое разделение труда и единые стандарты, унаследованные от советского периода, известность изготовляемой продукции, характер общей инженерной подготовки персонала и т. д.) Для Белоруссии, Грузии, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Туркмении, Украины страны Содружества стали основными торговыми партнерами (40-60% внешнеторгового оборота). По показателю торговой зависимости СНГ (29% в экспорте и 45% в импорте - доля Содружества) опережает МЕРКОСУР (Южноамериканский общий рынок) и АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии), приближаясь к показателю НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли). Не стоит, правда, забывать, что это вызвано как раз низкой конкурентоспособностью продукции за пределами СНГ. 3. Мировой финансовый кризис 1998 г. наглядно продемонстрировал уязвимость переходной экономики и высокий уровень взаимной зависимости стран региона. Впрочем, августовский дефолт 1998 г. в России, повлекший сильную девальвацию российского рубля и ухудшение функционирования платежного механизма привел к осложнению внешнеторговых отношений в рамках Содружества, ударив по экспорту в Россию стран СНГ. Спасаясь от удешевления российского рубля, почти все страны СНГ были вынуждены девальвировать свои валюты, хотя и не в такой степени, как Россия. Позиции рубля как валюты расчетов и запасов ослабли. Интеграционные процессы удалось несколько модифицировать с принятием идеи «интеграции разных скоростей», т.е. создания союзов между странами с разной степенью интегрированности и разными сферами совместной деятельности. Наиболее интенсивная интеграция в различных областях идет между Россией и Белоруссией. Это объясняется высоким уровнем разделения труда и взаимозависимости. Небогатая природными ресурсами Белоруссия получает почти все сырье и топливо (газ, нефть, прокат черных металлов, апатитовый концентрат, синтетический каучук, соду и т.д.), а также технологическую оснастку, многие виды машин и оборудования из России. В свою очередь Белоруссия, обладающая развитыми машиностроительным и химическим комплексами, поставляет в Россию пропашные тракторы и карьерные самосвалы (соответственно 80 и 40% всего российского парка), холодильники, часы, ткани, мотоциклы, некоторую уникальную продукцию для российского ВПК, в значительных объемах — продовольствие. Свыше 1/2 всей внешней торговли страны приходится на Россию. Почти 70% всей российской внешней торговли проходит через территорию Белоруссии.(Ряд экспертов объясняют интеграцию России и Белоруссии прежде всего политическими факторами и стремлением ряда белорусских политиков получить власть в соседней России, а российских - повысить свой рейтинг на волне объединения.) Фактором, явно препятствующим дальнейшему прогрессу в сфере экономической интеграции оказывается очевидная несовместимость экономических курсов РФ, продвигающейся (хотя и с проблемами) к рыночной системе, и Белоруссии, до сих пор сохраняющей административно-командную экономику. Заключенный в 1996 г. Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России предусматривает помимо экономического сотрудничества (отмена таможенных пошлин и других препятствий во взаимной торговле, сближение налогообложения и др.) признание дипломов об образовании, уравнивание в правах граждан при получении образования, трудоустройстве, сближение норм социального обеспечения и т.п. Провозглашена также цель будущей политической интеграции двух государств. Сегодня экономическая интеграция приносит рост товарооборота между Россией и Белоруссией в среднем на 20-30% в год. В 1996 г. Высший Совет Сообщества принял ряд решений, в том числе «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление социально-трудовых гарантий», «О беспрепятственном обмене жилых помещений», «О совместных действиях по минимизации и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы». Однако отсутствие действенных механизмов включения этих норм в национальные законы делает данные документы фактически лишь декларациями о намерениях. В 1997 г. был подписан Договор о Союзе России и Белоруссии, Устав которого появился в том же году. Согласно этим документам оба государства сохраняют государственный суверенитет, независимость и территориальную целостность, однако берут на себя обязательство двигаться к "добровольному объединению". Органы Союза России и Белоруссии не наделены правом принятия законов прямого действия. На их решения распространяются те же требования, что и на иные международные договоры и соглашения. Парламентское собрание осталось представительным органом, законодательные инициативы которого носят рекомендательный характер. Проект последнего Договора и Устава предусматривал даже создание не союза государств, а, по сути, союзного государства, и лишь благодаря оппозиции в администрации президента и правительства России, а также под давлением резкой критики со стороны демократической общественности в России эта идея была отвергнута. В 1998 г. арест двух сотрудников российского телеканала ОРТ в Белоруссии вызвал резкую полемику лидеров двух государств между собой. Российский президент Борис Ельцин критически прокомментировал действия президента Александра Лукашенко и его неуважение к конституционным правам собственных граждан и граждан союзного государства. Лукашенко парировал словами о приоритете суверенитета Белоруссии над нормативно-правовой базой Союзного государства. Данный эпизод в очередной раз продемонстрировал насколько персонифицированный подход и к делу интеграции и ее политизация мешают объединительным процессам. Не способствует делу интеграции и то, что процесс принятия внешнеполитических решений Белоруссии носит ярко выраженный авторитарный характер. В 1995 г. начал формироваться Таможенный союз в составе России, Белоруссии, Казахстана, позднее в том же году к ним присоединилась Киргизия, а в 1999 г. - Таджикистан. Эта интеграционная группировка преследует цель создания единого таможенного пространства и унификацию торговых режимов по отношению к третьим странам. Пять участников договора обязались отменить таможенные пошлины и прочие сборы во внешнеторговых операциях. На практике, однако, все стороны договора нарушают его статьи при определении национального торгового режима по отношению к третьим странам. Негативным эффектом стало и распространение контрабанды после ликвидации таможенного досмотра на внутренних границах. Так и не доведены до конца унификация хозяйственного права и согласование валютной и денежно-кредитной политики. Нерешенными остаются проблемы согласованного вступления участников Таможенного союза в ВТО. Так, в 1998 г. Киргизия стала членом ВТО, при этом условия ее вступления противоречат принципам Таможенного союза и задевают интересы остальных его участников. Обращает на себя внимание и то, что в торговле Белоруссии с государствами СНГ идет постоянное снижение доли Казахстана и Киргизии, что наглядно демонстрирует эфемерность Союза. Участники договора (кроме Таджикистана) пошли в 1996 г. на формирование «союза четырех» для сотрудничества в национальной и гуманитарной областях (науке, образовании, культуре и др.). Договор предусматривал гармонизацию как экономической, так и социальной политики. Рамочный характер соглашения определял, что конкретные договоренности должны были разрабатываться позднее. Как и следовало предположить, результаты оказались такими же, как и в сфере Таможенного союза, а формирование все новых и новых группировок в том же составе (в 2000 г. появилось Евразийское экономическое сообщество) было лишь перелицовыванием старой модели. Региональную группировку под названием Центральноазиатский союз (ЦАС и Центральноазиатское экономическое сообщество) создали в феврале 1994 г. Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Туркмения. В 1998 г. в ЦАС вошел Таджикистан. Целью союза провозглашена координация политики в области экономики и обороны. Разработанная при создании ЦАС программа предусматривала создание межгосударственных консорциумов в области электроэнергетики, меры по рациональному использованию водных ресурсов, добыче и переработке минеральных природных ресурсов. При создании группировки предполагалось, что факторами ускорения интеграции станут территориальная и культурная близость, исторически сложившееся в советскую эпоху разделение труда (Казахстан и Узбекистан снабжали углем и газом Киргизию и Таджикистан, Казахстан поставлял зерно, Узбекистан производил немалую часть сельхозтехники для всего региона), а также заинтересованность всех участников в развитии региональной транспортной системы и их стремление упрочить позиции вовне при помощи координации политики в областях взаимного интереса. Реальной интеграции этих стран, однако, препятствует аграрно-сырьевой тип экономики. Соответственно сроки реализации концепции формирования единого экономического пространства на территории ЦАС будут зависеть от проведения структурных реформ. Свою группировку в 1997-1998 гг. попытались создать Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия (ГУУАМ). В ее основе лежали общие интересы по созданию транспортного коридора на юге бывшего СССР. Организация нефтегазового экспорта на внешние рынки из Азербайджана, Туркмении и Казахстана стала серьезнейшим вопросом для переживающей кризис экономики этих стран. При прямой поддержке Запада и Турции эти государства пытаются найти альтернативные российско-белорусскому пути поставок энергоносителей, в том числе через Грузию и Украину. Грузия рассчитывает на рост своих доходов за счет транзита, Украина надеется получить альтернативу российскому газу. Не последнюю роль в создании данной интеграционной группировки сыграло стремление снизить роль России в СНГ. По мере роста противоречий в ГУУАМ и переориентации ряда ее участников на иные цели, группировка постепенно стала разваливаться. Со временем была практически утеряна изначальная энергетическая составляющая альянса. Если ГУУАМ выстраивался под идею энерготранспортного кории-дора «Восток-Запад» и под реализацию проекта Европейского союза «ТРАСЕКА», то после окончательного выбора маршрута Баку-Джей-хан в качестве основного экспортного трубопровода был утрачен смысл последнего звена группировки - Украины и Молдавии. С экономической точки зрения транспортировка через возможный трансчерноморский трубопровод или же танкерные перевозки оказываются заведомо невыгодными. А транспортировка ресурсов исключительно по политическим соображениям или ради поддержания энергобаланса Украины или Молдавии не нашла серьезных спонсоров. В конечном итоге у экономических спонсоров ГУУАМа появилась заинтересованность в модификации существующих российских трубопроводов или строительстве новых (но российско-ориентированных). После того как интерес к альянсу потеряли Украина, Узбекистан (Узбекистан присоединился к ГУАМ позже остальных и раньше других потерял интерес к данной интеграционной группировке) и Молдавия, ГУУАМ фактически прекратил свое развитие. Создание внутри СНГ различных группировок представляет из себя процесс двусторонний. Безусловно то, что оно дробит единое интеграционное пространство. С другой стороны, полномасштабное развитие СНГ в целом по западноевропейской модели пока вряд ли возможно. Так что фактически мы имеем дело с мини-интеграцией, которая впоследствии может стать базой для более широкого процесса. Главным препятствием как на региональном уровне, так и во всем Содружестве являются упорное нежелание всех участников пойти на фактическое ограничение своего суверенитета и учитывать интересы остальных партнеров.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |